Развенчаны мифы о зимнем вождении
07:11
Дальний Восток 19 января. Во Владивостоке было открыто отделение Русско-Китайского банка
07:00
Вы входите в ряды одаренных эрудитов, если наберете 8/8 – ТЕСТ
06:00
Беру всего 1 ингредиент при варке картофеля - пюре божественно вкусное
04:40
Этот "овощной замес" сжигает до 10 кг жира внизу живота - проверьте сами
04:20
Максимум 10 дней: жесткие сроки ввели для всех, у кого есть долги по ЖКХ
03:11
"Это неописуемо!": жители Владивостока окунулись в проруби на Юбилейном пляже
00:04
"Адмирал" уступил "Ак Барсу" во Владивостоке
18 января, 19:51
Пенсионерам доплатят за январь: объявлен размер новой индексации с 1 февраля
18 января, 19:11
Во Владивостоке проходят рейды против незаконных казино, изъято 4 игровых автомата
18 января, 18:30
Талант Львов, власть Весов и воля Рыб: подробный гороскоп на 19 января
18 января, 18:30
Отшельник, Башня, Мир: исцеляющий таро-прогноз до 20 января — звонкий гул кармы
18 января, 18:00
На промышленной базе в Артеме произошла кража оборудования на 30 млн рублей
18 января, 17:40
Как не навредить здоровью на Крещение: советы врачей и спасателей Приморья
18 января, 17:32
Овнам приступ богатства, Рыбам писк монет — прогноз на деньги с 20 по 26 января
18 января, 17:30

Вдыхая аромат танго: онлайн-жизнь Приморской краевой филармонии

Доктор искусствоведения Наталья Федоровская – о новых формах работы во время пандемии
17 августа 2020, 15:35 Общество PrimaMedia ГОРОД
Концертная программа "Вдыхая танго аромат". ИА PrimaMedia
Концертная программа "Вдыхая танго аромат".
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Эпоха самоизоляции изменила не только обыденный ритм жизни жителей, но и внесла значительные коррективы в функционирование культурных центров Владивостока. Необходимость поиска новых форм и методов работы с публикой стала очевидна для всех, однако использование известных дистанционных форм в каждом конкретном случае требует адаптации. Так, Приморская краевая филармония вот уже не один месяц находится в творческом поиске. Казалось, на первый взгляд, что может быть проще — записывай видео, выкладывай его на канале в Youtube, разверни информационную рассылку в социальных сетях и проблема решена. Однако, не все так просто. В эпоху повсеместного домашнего видео, когда каждый видит себя звездой и режиссером, для исполнителей становится актуальным вопрос о том, как избежать "художественной самодеятельности" и сохранить статус профессионала. 

Живая запись онлайн-трансляции, которая остается для просмотра широкой публики, обладает рядом особенностей и несет в себе проблемы, которые становятся очевидными только по прошествии времени. Живая музыка в зале и в записи — это принципиально разные вещи, она требует разных методов подачи звукового и визуального материала. Прямое взаимодействие публики и исполнителей создает особую атмосферу, где каждый звуковой оттенок, жест воспринимается более остро. Исполнитель неосознанно более эмоционален и выразителен со "своей" публикой, он поет для нее. Нельзя не обратить внимание на то, что исполнители, работающие в "живом" контакте с публикой, в современных условиях оказались не всегда готовыми к исполнению на камеру в пустом зале и требуется время для изменения концепции таких концертов. 

Обычная запись камерной программы с одной камеры и микрофона часто смертельны для живого исполнения, так как бьющиеся друг о друга частоты создают "звуковую кашу". Отстранённое восприятие произведений в онлайн-записи требует от исполнителей большей игры, вовлеченности в исполнение, высокого уровня эмоциональности. В отличие от видеоклипов, обычных концертных записей, когда записывается несколько вариантов исполнения, а потом выбирается лучший — запись онлайн-трансляции невозможно "переиграть" и исправить. Поэтому каждое такое видео уникально и сильно зависит как от внешних факторов, так и от настроения исполнителей.

Солисты Приморской краевой филармонии, в ожидании возвращения публики в залы, стремятся расширить горизонты своих возможностей и осваивают цифровое пространство. Так, 13 августа состоялась очередная онлайн-трансляция из стен камерного зала с программой "Вдыхая танго аромат". В концерте приняли участие солисты Елена Морозова (меццо-сопрано), Илья Астафуров (тенор), Елена Брыкина (сопрано), Наталья Кривицкая (виолончель), Галина Гребенюк (фортепиано), Анатолий Медведев (фортепиано). Ведущая программы — музыковед Елена Шелякина.

Концертная программа "Вдыхая танго аромат".

Концертная программа "Вдыхая танго аромат".. Фото: ИА PrimaMedia

Перед глазами зрителей проходит история танго, которое из откровенной аргентинской провокации, бросающей вызов рафинированному европейскому обществу начала XX века, постепенно трансформировалось в академический жанр камерной популярной музыки. Удивительная содержательная пластичность и адаптационность этого танцевального жанра сделали его уместным и для танцевального зала, где "кипят страсти", и для академической камерной сцены. 

Танго может быть разным, в зависимости от мастерства и желания исполнителя: от страстно-игривого до отстраненно-рафинированного. Жизнь произведений, написанных в этом жанре, как чисто инструментальных, так и вокально-инструментальных, сильно зависит от того, что именно хочет вложить в него исполнитель, какую интерпретацию он выберет и на какую публику рассчитывает.  Каждая эпоха диктует свои требования к исполнению, что позволяет жанру не терять свою актуальность. На протяжении десятилетий слушатель неизменно ищет "свое" танго, свою интерпретацию этого жанра: страсть, страдания, ревность, счастье и легкую грусть. 

Поэтому исполнение популярных мелодий в ритме танго неизменно привлекает слушателей любого возраста. Концерт в Приморской краевой филармонии продемонстрировал возможности танго в рамках камерного академического пения, что обусловило ряд ограничений в исполнении: более спокойное, серьезное, несколько рафинированное звучание, не предполагающее эстрадной зажигательности и пламенности, которую мы обычно ждем от танго. 

В концертной программе прозвучали композиции разных лет и стилевых направлений. Концерт обрамляется двумя знаковыми в истории жанра инструментальными композициями, начинается со знаменитого танго "El Choclo" (Кукурузное танго) Анхеля Виллольдо (Аngel Gregorio Villoldo Arroyo, 1903), которое считается первым зафиксированным в нотах произведением, положившим начало победоносному шествию аргентинского танго в Европе. В финале концерта звучит не менее популярная композиция "Libertango" (либертанго) — знаменитое танго свободы Астора Пьяццоллы (Astor Piazzolla, 1974), композитора, который вдохнул новую жизнь в жанр, придав ему новый вектор развития.

Между этими вехами в программе рассыпались бисером песни в ритме танго разных лет. Музыка в союзе с поэтическим словом раскрывают глубину чувств и широкий спектр эмоций, рождаемый этим танцем. Прозвучали любимые многими поколениями слушателей мелодии: "Утомленное солнце" (муз. Ежи Петерсбурского, Jerzy Petersburski, сл. Иосифа Альвека, 1937), "Счастье мое" (муз. Ефима Розенфельда, сл. Георгия Намлегина, 1939), "Если можешь прости" (муз. Джованни Раймондо, Giovanni Raimondo, обр. Аркадия Островского, сл. Иосифа Аркадьева, 1936), "Ах, эти черные глаза" (муз. Оскара Строка, сл. Александра Перфильева, 1928). 

Концертная программа

Концертная программа. Фото: ИА PrimaMedia

Нельзя не вспомнить о том, что благодаря ритмам танго во многом получили популярность знаменитые песни из кинофильмов советских лет "Сердце, тебе не хочется покоя" (муз. Исаака Дунаевского, сл. Василия Лебедева-Кумача, кинофильм "Веселые ребята", 1934), "Эта женщина в окне" (муз. Исаака Шварца, сл. Булата Окуджавы, кинофильм "Законный брак", 1985). Солисты также исполнили песни-танго 70-х годов из репертуара Анны Герман "Далек тот день, когда мы повстречались" (муз. Романа Майорова, сл. Александра Жигарева) и Нани Брегвадзе "Как в последний раз" (муз. Геннадия Гладкова, сл. Владимира Лугового).

Таким образом, онлайн-трансляции камерных концертов Приморской краевой филармонии — это особая, новая для академических исполнителей форма общения со зрителем. Предлагаемый формат позволяет быть ближе к своей публике в непростых условиях. В то же время очевиден тот факт, что дистанционные концерты не могут заменить живого исполнения и слушатели будут с нетерпением ждать возможности посетить залы филармонии, чтобы вновь встретиться с исполнителями в реальном, а не виртуальном пространстве.

Справка о рецензенте:

Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей. 

217098
43
37