Встреча с писателем, языковой мастер-класс и вечер джаза: программа на выходные
09:00
Полиция наказала жителя Владивостока за шум в подъезде
10:50
Под санкции США попал крупный порт в Приморье
10:30
Ничего святого: мужчину нагло обокрали в главном храме Владивостока
10:00
Компанию из Владивостока лишили квоты на вылов трубачей
09:41
До 33 градусов мороза ожидается в Приморье в выходные – синоптики
09:30
Опытные водители всегда держат под рукой мытую картофелину и соду, и вот зачем
07:11
Дальний Восток 11 января. Германские военнопленные покинули Дальний Восток
07:00
Новый китайский метапневмовирус — кто сейчас находится в особой опасности
04:20
Штраф 1 000 рублей: жесткий запрет по ЖКХ для всех жильцов квартир с 9 января
03:11
Владимир Авагимян прокомментировал свой уход из Думы Арсеньева
10 января, 20:00
По 15 000 сверху — объявлен новый размер долгожданных выплат в 2025 году
10 января, 19:11
Во Владивостоке завершены поиски девочки-подростка, пропавшей почти неделю назад
10 января, 19:01
Вкус Раков, лень Весов и астрал Рыб: подробный гороскоп на 11 января
10 января, 18:30
Прокуратура контролирует дело о наезде на пятилетнюю девочку в селе Летно-Хвалынское
10 января, 18:26
Зампред Думы Арсеньева лишился должности из-за частых прогулов
10 января, 18:03

Что нужно знать СМИ, чтобы дружно жить с Роскомнадзором

В прямом эфире МедиаСаммита состоялось интервью с сотрудником управления Роскомнадзора по Приморскому краю
Тематическое изображение unsplash.com
Тематическое изображение
Фото: unsplash.com
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Дискуссия "Роскомнадзор: ответы на вопросы, которые волнуют СМИ" (12+) прошла на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита-2020". Эксперт из Управления Роскомнадзора по Приморскому краю в прямом эфире медиафорума рассказала о контрольно-надзорной деятельности, а также поделилась реальными историями из своей профессиональной практики, сообщает ИА PrimaMedia.

Гость эфира — заместитель начальника отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Приморскому краю Анастасия Белявская. Вопросы задавал Руслан Овчинников, заместитель главного редактора ИА PrimaMedia.

– Какие изменения в регулировании деятельности СМИ появились в связи с пандемией?

— Год выдался необычный, многие столкнулись с финансовыми проблемами. Наш законодатель, чтобы хоть как-то поддержать сферу вещания, в апреле этого года подписал постановление, согласно которому действие всех лицензий на вещание автоматически продлевается на один год. Лицензия выдается на 10 лет, и если срок её действия заканчивается в этом году, то с 15 по 31 декабря её не нужно переоформлять, она автоматически будет продлена ещё на год. Что еще важного? Был издан приказ Минкомсвязи №281 о временном сокращении лицензионных требований в сфере телевизионного и радиовещания до 31 декабря 2020 года. Вещатели до конца декабря в целях экономии денежных средств могут уменьшить количество часов вещания — раньше это было бы нарушением лицензионных требований. Также теперь можно снизить мощность используемого передатчика. 

Из изменений, не связанных с пандемией — новое лицензионное требование. Теперь каналы обязаны адаптировать контент для инвалидов по слуху (5% вещания в течение суток). Появились субтитры и сурдоперевод. И ещё одно требование — при распространении материалов, созданных иностранных СМИ, обязательно необходимо указывать, что материалы созданы СМИ, выполняющим функцию иностранного агента. Есть реестр этих организаций, ведет его Минюст, его легко найти в интернете. Сейчас там 11 СМИ. 

Были дополнены статьи 13 и 15 КоАП в частях 10.1, 10.2 и 11. Расширена административная ответственность за распространение заведомо недостоверной общественно значимой информаций под видом достоверных сведений, создавшая или повлёкшая за собой общественно опасные последствия.

– Да, "фек-ньюс" — отраслевое слово, понятие первого полугодия 2020 года. Мы понимаем, что юридические тексты, как ни парадоксально, иногда плохо воспринимаются коллегами. Могли бы раскрыть неофициальный термин "фейк-ньюс"? 

– Мы тоже смотрим МедиаСаммит и знаем, что у вас проходила секция, посвященная этому вопросу, он был хорошо раскрыт. Могу только дополнить выступление Галины Араповой. Как регулируются "фейк-ньюс"? Ограничивается доступ к сайтам, опубликовавшим такую информацию. Это происходит на основании обращения Генерального прокурора или его заместителя. Теперь об ответственности за распространение "фейк-ньюс". Здесь два уполномоченных органа: Роскомнадзор и его территориальные управления. Согласно закону о СМИ, регистрация сайта в сети интернет носит добровольный характер, и если сайт не зарегистрирован, то средством массовой информации он не является. Поэтому даже известные паблики, несмотря на огромную аудиторию, СМИ не являются. Если в работе таких ресурсов выявляются признаки нарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП, ими занимаются органы внутренних дел.

В нашей практике за это время — с начала года — такие нарушения были. Выявляли мы их не сами: к нам поступали либо обращения граждан, либо обращения внутренних органов, а мы затем их рассматривали. Порядок такой: в каждом случае мы возбуждали дело об административном правонарушении, в рамках которого проводили расследование. Это позволяет направить вопросы как в редакцию, так и в другие органы, чтобы получить ответы и разобраться в ситуации. В первую очередь мы, разумеется, проверяем информацию на достоверность. Затем мы всё анализируем и принимаем решение. Хочется сказать, что все четыре эти административные расследования, которые мы провели, были окончены постановлениями о прекращении дела — мы не нашли достаточных оснований для составления протокола. 

— Мы, как СМИ, тоже получали от вас запросы и, конечно, на них отвечали. А поясните мне немного: кто является инициатором блокировки сайта? Вы сказали, что это Генеральный прокурор или его заместитель. Чтобы было совсем ясно: а Роскомнадзор или его территориальное управление может сайт заблокировать? На основании собственного расследования.

– Взаимодействие происходит на федеральном уровне между Генеральной прокуратурой и Роскомнадзором. Здесь никак не задействованы территориальные управления. 

– А не могут ли быть такие заявления средством конкурентной борьбы? Хотя, исходя из вашего ответа, так конкурировать себе дороже. 

– Всегда такое было. Это нормальный процесс (смеется). Дело даже не в "фейк-ньюс", такие жалобы были и раньше — мы, конечно, не знаем, кто это писал.

– Допустим, сайт заблокировали. Можно ли как-то исправиться? Как это сделать?

— Процедура ограничения доступа не такая простая, как многим кажется. Когда сайт (либо сетевой адрес) попадает в реестр запрещенной информации, это не значит, что он сразу же будет заблокирован. Прежде чем доступ будет ограничен, владелец сайта получит информацию о том, что размещенная по данному адресу информация является запрещённой. После этого дается срок, чтобы удалить или отредактировать эту информацию. И если в течение суток владелец сайта не принимает никаких мер, Роскомнадзор делает выгрузку для оператора связи, и на основании этого сайт блокируется операторами связи для своих абонентов.

– Как реабилитироваться в таком случае?

— Если вы в течение суток не удалили информацию и доступ к вашему сайту был ограничен, чтобы снять это ограничение, нужно заполнить форму на сайте Роспотребнадзора. Если владелец сайта одумался и удалил противоправный контент спустя некоторое время, через эту форму он может обратиться с просьбой разблокировать сайт. Запись будет исключена из реестра.

– А в судебном порядке оспорить внесение сведений в реестр можно? Есть такая судебная практика?

– Оспорить в судебном порядке можно. Если судом будет принято решение в пользу владельца сайта, запись будет исключена из реестра, доступ к ней будет восстановлен. Не могу говорить за весь Роскомнадзор — может, такие ситуации и были, но я такой информацией не обладаю. 

– Предлагаю сменить тему. Хотелось бы ещё раз услышать о полномочиях и деятельности Роскомнадзора. Прямо скажу: мы не очень хорошо это понимаем, хотя ваше ведомство работает давно. Резюмируем: чем занимается Роскомнадзор?

– Сфера деятельности Роскомнадзора раскрывается в названии нашей службы. Это федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Чем она занимается? Разрешительной деятельностью, т.е. лицензированием в сфере телевизионного вещания, радиовещания, в сфере связи. Регистрирует СМИ — этим занимается и Роскомнадзор, и его территориальные управления. И, конечно, контрольно-надзорная длительность в сфере СМИ, вещания, связи и персональных данных. Очень значимая часть нашей работы сейчас — ведение реестра запрещённой информации.

– Есть вопрос. Естественно, что такие органы накапливают очень любопытную рыночную аналитику. Поделитесь: сколько СМИ в Приморском крае было зарегистрировано в 2020 году, сколько было лишено лицензии?

— В Приморском крае находится 317 СМИ, при этом деятельность 15 СМИ временно приостановлена по решению учредителя. Это связно в том числе с непростым экономическим периодом. С начала года 29 СМИ было исключено из реестра — и по заявлению учредителя, и по решению суда. Как известно, если СМИ не выходит в свет в течение года, регистрирующий орган вправе инициировать исковое заявление в суд, чтобы на основании его решения признать регистрацию недействительной и исключить СМИ из реестра. Мы иногда сталкиваемся с непониманием учредителей: им кажется, что регистрация СМИ имеет какой-то срок давности. Нет, не имеет. Есть такие СМИ, которые были зарегистрированы в 90-х годах, в 00-х, уже давно не выходят, мы их выявляем, инициируем иски и исключаем из реестра.

В этом году 16 "новичков", из них 7 — сетевые издания, т.е. сайты в интернете, зарегистрированные как СМИ. Понятно, что преобладающей формой распространения являются сетевые издания, это связано с нынешними реалиями.

Во-первых, в 2018 году были внесены изменения, которые позволили нашим муниципальным органам выступать учредителями сетевых изданий, а раньше они могли учредить только печатные издания. 

— В ближайшее время в Приморье будет единый день голосования. Обычно к таким датам у вас наплыв желающих зарегистрировать СМИ? Есть такие тенденции?

— Не скажу, что это прямо тенденция. Если и подают на регистрацию одно-два СМИ, то редко. В законе о выборах есть ограничение: в распространении агитационных материалов СМИ не может участвовать, если на момент выборов его регистрации не исполнился год. То есть, чтобы принять активное участие, нужно регистрироваться за год-полтора.

– Вы упомянули, что деятельность 15-ти зарегистрированных в Приморье СМИ сейчас приостановлена. Предположу, что они не могут выпускать СМИ по экономическим причинам. То есть, их руководители или собственники заранее пришли к вам и предупредили? И как они могут возобновить свою деятельность, если дела поправятся?

– Учредитель вправе либо прекратить, либо приостановить деятельность СМИ. В соответствии с законом у него есть обязанность предупредить об этом регистрирующий орган. Для этого нужно заполнить форму и отправить её собственно регистрирующему органу. Что важно понимать: учредитель может приостановить свою деятельность не более чем на год с даты последнего выхода в свет. Как показывает практика, если СМИ приостанавливает свою работу, то шансы, что оно возобновит деятельность, малы. Часто сначала СМИ приостанавливают свою работу, а потом и вовсе прекращают. Но если есть желание возобновить деятельность раньше срока, об этом нужно просто уведомить.

— Вы сказали, что 29 СМИ в 2020 году были исключены из реестра. Какие на то были причины?

– Когда я готовилась ко встрече, хотела посмотреть статистику и сравнить, сколько СМИ было исключено из реестра в прошлом году. На самом деле, за этот же период цифра намного больше — за аналогичный период в прошлом году было исключено более 40-ка СМИ. Причины разные: много исков инициируется нами, чтобы закрыть СМИ по суду. Учредители, получив копию иска, всё понимают. Чтобы не участвовать в судебных процессах, они сами уведомляют о прекращении деятельности.

– В этом году какие по преимуществу причины закрытия СМИ? Может быть, есть какая-то аналитика? Чтобы коллеги обратили внимание и старались не попадать в негативные тренды. 

– За первое полугодие этого года выявлено 41 нарушение в сфере СМИ и радиовещания. В первом полугодии прошлого года таких нарушений было 72. Видно заметное снижение, но сразу отмечу: контрольно-надзорные мероприятия во второй квартале мы не проводили вообще. Поэтому в общей сумме нарушений в этом году было меньше, это логично. 

Что же до популярности нарушений, если можно так выразиться, на первом месте у нас, как ни странно, несоответствие устава редакции статьи 20. То есть, у каждого средства массовой информации есть либо устав редакции, либо договор, заменяющий этот устав. В статье 20 определен перечень вопросов, который обязательно должен быть отражен в уставах. Копия этого документа направляется в регистрирующий орган и хранится в регистрационном деле. И когда мы проводим контрольно-надзорные мероприятия, мы анализируем уставы на соответствие их требованиям статьи 20 и другим законам.

Мы сталкиваемся с тем, что редакции и учредители халатно относятся к своим уставам: некоторые из них не только не соответствуют требованиям статьи 20, но и противоречат здравому смыслу. Самый популярный пример: учредителем СМИ является физическое лицо, а в уставе написано, что редакция является не юридическим лицом, а структурным подразделением учредителя. Как это возможно? Это же абсурд.

При выявлении таких нарушений мы пишем письмо учредителю о необходимости доработать свой устав и послать его копию в регистрирующий орган. Если учредитель не исполняет это требование, мы можем привлечь его к административной ответственности. 

Когда мы говорим это учредителю, то в ответ часто слышим просьбу "скинуть какой-нибудь шаблон". Хорошие новости: такой шаблон в этом году появился, разработал его Роскомнадзор, размещен он у нас на сайте в разделе "Регистрация СМИ". Кроме того, нашими коллегами из Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу были подготовлены разъяснения по соблюдению статьи 20, — очень хорошие — мы также разместили их у себя на сайте. Рекомендую ознакомиться с этими документами и навести порядок в своих уставах.

"Популярностью" пользуется несоблюдение требований 77 ФЗ об обязательном экземпляре документов. Речь идет о периодических печатных изданиях и теле— и радиоканалах. 77-ым ФЗ предусмотрена обязанность направлять на хранение свои выпуски (в печатном и электронном виде). Не направляют. Либо направляют с нарушением срока.

— Не могу не спросить. Некоторое время назад актуальной была история с возрастной маркировкой различных массовых мероприятий. Во время пандемии с массовыми мероприятиями стало туго, соответственно, и маркировать стало особо нечего. Но в целом, по вашей оценке, СМИ обучились этому делу?

— В этом году историй с маркировками не было. Возможно, кстати, действительно по причине отмены массовых мероприятий. Но, как правило, на территории Приморского края такие нарушения в принципе встречаются редко. Связаны они с какими-то техническими причинами. Слышать о том, что главный редактор "не знал, не ведал" не приходится. Мы много об этом говорим, направляем разъяснительные письма.

– Многие наверняка не довольны тем, что они должны заполнять какие-то бумажки, приводить в надлежащий вид какие-то уставы. Объясните по-человечески, зачем это нужно?

— В первую очередь устав — это свод правил, по которым живет редакция. Иногда учредитель и редакция (либо главный редактор) расходятся не совсем мирно и дружно. Например, учредитель решает прекратить деятельность редакции либо уволить главного редактора по собственному желанию. Главный редактор с этим не согласен, он подает в суд, и уже тогда все начинают читать устав редакции и выяснять, на что учредитель и главный редактор имели право, не были ли нарушены права журналистов и других штатных сотрудников, правильно ли были проведены процедуры. 

В нашей практике был случай, когда редактор в судебном порядке обжаловал своё увольнение в суде. Копию устава газеты суд запрашивал раза четыре. Именно она — копия устава — и стала основанием для того, чтобы восстановить главного редактора в своих правах.

— Хотелось бы, чтобы вы рассказали нам о ваших планах по поводу семинаров, обучения. Специально оговорюсь: режим повышенной готовности в крае не снят. Есть ли возможность получить консультацию?

– Все наши СМИ знают, что мы активно ведем просветительскую деятельность и каждый год проводим много семинаров. В этом году они тоже были запланированы, часть должна была пройти весной. Но их пришлось перенести. 31 августа мы планируем провести семинар для сетевых изданий в режиме онлайн. Вопроса на повестке будет два: информационное обеспечение выборов и уставы редакции. В сентябре мы планируем провести семинар для радиоканалов, а в четвертом квартале — ещё два семинара для телевизионщиков и печатных изданий. 

Если кому-то нужна индивидуальная консультация, всегда можно позвонить в наш отдел и поговорить со специалистами. Если сотрудник не сможет самостоятельно ответить на вопрос, он всегда сможет перевести звонок на меня, а я уже постараюсь помочь. Номер нашего отдела: 239-08-16.

— В завершение нашей беседы хотелось бы спросить: что нас ждет в плане регулирования средств массовой информации в ближайшем будущем?

– Все знают, что происходит сейчас. Происходит реформа в сфере контрольно-надзорной деятельности, анализируются обязательные требования, которые существуют сейчас, проверяется их актуальность. В 2021 году ожидается много новых законов, в том числе новый Кодекс об административных правонарушениях.  

Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

219410
43
37