День знаний, Арсеньев WEEK и фестиваль красок: программа на выходные
30 августа, 10:30
Лето продолжает жить во Владивостоке в ярких красках многочисленных цветников и клумб - фото
30 августа, 19:53
ФСК Регион обсудит вопросы российского девелопмента на ВЭФ-2024
30 августа, 19:36
"Я на пенсии, но скоро вернусь": Сергей Батаев – об уходе из аппарата губернатора Приморья
30 августа, 19:16
Продажи этого 1 популярного товара резко взлетят в сентябре - все "накинутся"
30 августа, 19:11
Близость Овнов, пыл Дев и роскошь Весов: подробный гороскоп на 31 августа
30 августа, 18:30
"Журналисты вносят весомый вклад в повышение финграмотности населения Приморского края"
30 августа, 18:13
Владивосток готов побороться за место на мировой карте интеллектуальных видов спорта
30 августа, 18:05
Самый мемный овощ: "Пятёрочка доставка" выяснила, где живут кабачковые фанаты
30 августа, 18:02
Сила, Смерть, Император: изящный таро-прогноз с 30 августа - причал могущества
30 августа, 18:00
Tele2 и ВТБ дают скидку 50% на "MiXX Вместе" при заказе дебетовой карты банка или стикера 
30 августа, 17:58
Финалисты конкурса СМИ в Приморье по финграмотности задали высокую профессиональную планку
30 августа, 17:44
Открыта онлайн-регистрация на выставку "Улица Дальнего Востока – 2024"
30 августа, 17:43
Переходы через разрушенные паводками мосты в Партизанском округе скоро восстановят
30 августа, 17:31
В ВТБ заявили о промышленной революции в современных российских ИТ-разработках
30 августа, 17:20
Открытие осенней охоты в Приморье: что нужно знать
30 августа, 17:16
"Я на пенсии, но скоро вернусь": Сергей Батаев – об уходе из аппарата губернатора Приморья 30 августа, 19:16
В ВТБ заявили о промышленной революции в современных российских ИТ-разработках 30 августа, 17:20
Газ для Китая пойдет через Приморье в январе 2027 года 30 августа, 15:59
Рыбная отрасль улучшила финансовый результат по итогам первого полугодия на треть 30 августа, 14:44
Исследование Авито: почти 70% покупателей доверяют верификации через Госуслуги 30 августа, 13:48
В РЖД оценили партнерство с инвестором проекта "Сухой порт" в Приморье 30 августа, 12:16
Путин по традиции выступит на пленарной сессии Восточного экономического форума 30 августа, 08:08
На Дальнем Востоке может заработать еще один угольный порт 29 августа, 12:43
Азиатский инвестор хочет продать недостроенное казино в Приморье 29 августа, 09:01
Проект "Сухого порта" в Приморье расширит возможности Восточного полигона – "Модум Транс" 28 августа, 18:04
Для завершения мусорной реформы Приморью потребуется 18 млрд рублей до конца 2030 года 28 августа, 16:45
Одна из крупнейших аптечных сетей Приморья столкнулась с трудностями 28 августа, 15:58
Приморским предпринимателям стал доступен маркетплейс услуг для бизнеса 28 августа, 15:45
VI Дальневосточный форум предпринимателей прошел в Хабаровске - мэр Сергей Кравчук 28 августа, 13:20
Строительство объектов транспортной инфраструктуры ЕАО утверждено Правительством РФ  27 августа, 14:20

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус

Туристическая индустрия всё ещё остаётся в эпицентре кризиса, но не теряет надежд
Тематическая иллюстрация ИА PrimaMedia
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

Туристическая отрасль Приморья все еще находится в эпицентре кризиса, считают эксперты. Убытки исчисляются миллиардами, а перспективы туманны. Тем не менее, туркомпании выжили. Сегодня перед ним стоит задача развернуть рынок на внутренний туризм. О том, насколько тяжело это им дается, и с чем связаны надежды туриндустрии — в обзоре ИА PrimaMedia.

В эпицентре кризиса

Туристическая отрасль понесла колоссальные убытки с начала пандемии. По данным правительства края, только за первое полугодие 2020 года рынок потерял 8 млрд рублей — минус 78,2% по отношению к аналогичному периоду 2019 года.

Выход из глубокого кризиса начался в июле с возобновлением авиасообщения и ослаблением режима самоизоляции.

За июль аэропорт Владивостока обслужил более 113 тысяч пассажиров на внутренних авиалиниях, что превышает показатель предыдущего месяца более чем в два раза. Но эта цифра и близко не дотягивает до показателей прошлого года, когда только международный пассажиропоток в июле превысил 160 тысяч человек. 

Если с января по июль 2019 года воздушная гавань Владивостока приняла 1,686 млн пассажиров, то за аналогичный период 2020-го лишь 739 тысяч.

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус. Фото: ИА PrimaMedia

В экстремальных условиях правительство поставило задачу развернуть рынок на внутренний туризм. Туриндустрия и смежные с ней отрасли дают порядка 6% ВВП Приморского края. Эта цифра может показаться небольшой, но за ней стоят 45 тысяч рабочих мест, прямо или косвенно связанных с турбизнесом, более 100 туркомпаний, порядка 500 средств размещения и серьезные перспективы региона как туристического кластера на Дальнем Востоке. 

"Туркомпании перестроились на внутренний туризм. Те, кто раньше работал с китайцами, сегодня организуют экскурсии на острова Рикорда, Путятина, Рейнеке для российских туристов. В целом стало проводиться намного больше морских экскурсий, появились новые туристические маршруты.

Например, с посещением объектов Владивостокской крепости, которые передали в ведение государственного музея-заповедника", — рассказала председатель ассоциации "Приморский Региональный Союз Туриндустрии" Ольга Кудрявцева.

Необитаемый остров Желтухина — труднодоступная жемчужина туризма. На фото — "кладиище танков" — местная достопримечательность

Необитаемый остров Желтухина — труднодоступная жемчужина туризма. На фото — "кладиище танков" — местная достопримечательность. Фото: ИА PrimaMedia

Яркий пример такой перенастройки показал директор турфирмы Katyusha Дмитрий Павлов. Он много лет прожил в Китае, в совершенстве выучил китайский язык и построил свой бизнес — от логистики до туристической компании — на работе с азиатским соседом. Именно на китайских и корейских гостей изначально был ориентирован открытый им "Музей трепанга". Дмитрий Павлов настолько любил работать с китайскими туристами, что ради собственного удовольствия сопровождал тургруппы в качестве гида на экскурсиях. И когда местные СМИ писали, что китайский турист Приморью не нужен — денег приносит мало, путешествует часто по дешевым профсоюзным путевкам и вообще — кормит нелегальный бизнес — категорически с этим не соглашался. Он напоминал, что летом в гостиницах Владивостока почти нет мест — все выкуплено под азиатских туристов. В супермакетах туристы покупают российские товары.

Только через платежную систему сhina union pay во Владивостоке за год проходило больше миллиарда рублей.

Тучные годы закончились. И сегодня Приморье в полной мере может оценить, нужны ли ему китайские туристы.  Турфирма Katyusha теперь рекламирует приморские острова на российском рынке. А музей трепанга продвигает свою продукцию среди российских потребителей.

По словам Ольги Кудрявцевой, все члены ассоциации "Приморский Региональный Союз Туриндустрии" пережили самые тяжелые месяцы пандемии. Помогли федеральные и региональные меры господдержки — субсидии, кредиты на поддержку занятости, налоговые послабления и т.д. 

Но многие участники рынка держатся из последних сил, а те шаги, которые государство предпринимает в целях развития внутреннего туризма, работают на перспективу или пока остаются на уровне намерений. 

Кешбэк не сработал

Одним из таких шагов стали продажи туров с кешбэком по России. Все граждане РФ могли на выгодных условиях воспользоваться предложениями российских туроператоров и получить возврат до 15 тысяч рублей от суммы, уплаченной за отдых. Для этого необходимо было зайти на сайт мирпутешествий.рф, выбрать приглянувшийся турпродукт и оплатить его картой “Мир”.

Программа стартовала в ноль часов по московскому времени 21 августа и продлилась неделю, до 28 августа. В Приморье к ней присоединились 30 туроператоров и 22 гостиницы.

Однако если продажи туров с кешбэком и выстрелили в отношении популярных курортов Сочи и Крыма, в Приморском крае они принесли минимальный эффект. Небольшой мониторинг, проведенный агентством, показал, что количество заявок, которое получили участники акции, зачастую можно пересчитать по пальцам одной руки.

Директор туркомпании "Пять звезд" Оксана Зяблова объясняет такой невысокий спрос несколькими факторами. Во-первых, жесткими условиями программы. Во-вторых, дефицитом сертифицированных гостиниц, участвовавших в акции. В-третьих, высокой стоимостью авиабилетов. И, наконец, представители отрасли сходятся во мнении, что Приморье как бренд уступает Калининграду, Алтайскому и Камчатскому краю, не говоря уже о курортах Сочи или Крыма. 

"У многих обывателей, которые прочитали о турах с кешбэком, сложилось мнение, что можно получить скидку за любой турпродукт. На самом деле это далеко не так.

Во-первых, продолжительность тура должна быть не меньше пяти дней. Во-вторых, допускается только размещение в сертифицированных гостиницах. Это значит, что "приключенческие", природные туры сразу отпадают просто в силу отсутствия подходящих средств размещения", — комментирует Оксана Зяблова.

Жители Владивостока тур с кешбэком по Приморью, понятное дело, не купят. А турист из центральной России, еще подумает, насколько привлекательна скидка 10 тысяч рублей за путевку по цене 60 тысяч при стоимости авиабилета 45 тысяч рублей.

"Продажи стартовали 21 августа. На момент 25 августа мы реализовали одну путевку по акции. Соответственно, можно говорить, что взрывного эффекта приморским туркомпаниям программа принесла. В будущем это может стать хорошим инструментом для развития внутреннего туризма", — отмечает собеседница.

Перспективной назвала акцию и Ольга Кудрявцева. Но сначала, уверена она, надо поработать над туристической инфраструктурой и обеспечить предложение, соответствующее ожиданиям искушенного туриста.

"По нашим данным, результаты программы туров с кешбэком невысоки. Для приморских компаний это единичные продажи. Счет идет не на десятки и уж тем более не на сотни. Намерение хорошее, и я думаю, если акция сохранится в следующем году, эффект от нее будет намного больше. На сегодня главное препятствие — пандемия и отсутствие сертифицированных гостиниц", — говорит Ольга Кудрявцева.

Представители отрасли считают, что Приморье не готово к значительному росту внутреннего туризма. И если бы вдруг он кратно вырос до рекордных размеров, это могло бы негативно отразиться на туристическом имидже региона. Ведь первое впечатление многое решает.

"Нам важно, чтобы город и край росли и развивались вместе с туристическими потоками", — говорит Оксана Зяблова.

Брони расписаны

В целом туристический сезон-2020 не подтвердил негативных сценариев, озвученных некоторыми экспертами. Относительно хорошая погода в августе и ослабление коронавирусных ограничений позволили компенсировать часть убытков за предыдущие месяцы. Сегодня многие базы отдыха загружены на 100%. Брони расписаны на недели вперед. 

"Август очень насыщенный в этом году по сравнению с прошлым годом. Количество туристов выросло по некоторым объектам кратно. Наша база в основном принимает гостей из Хабаровского края. Но этот сезон как раз помог прирастить аудиторию из Владивостока, Уссурийска и отдаленных районов Приморского края. В процентном соотношении у нас 60 процентов гостей из Хабаровского края и 40 — из Приморья", — рассказал директор базы отдыха "Океан" Платон Диденко.

Однако несмотря на насыщенный август, налоговые послабления и другие меры поддержки многие предприятия туриндустрии оказались в тяжелом положении из-за убытков предыдущих месяцев. Ведь бизнес — сезонный, а покрывать расходы на налоги и электроэнергию нужно круглый год.

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус. Фото: ИА PrimaMedia

По данным центра кадастровой оценки Приморья, недорогая база отдыха на 130 мест в пригороде Владивостока тратит миллионы в год, чтобы просто удержаться на плаву, без инвестиций в развитие.

Например, для такой базы сумма земельного налога за участок площадью 18587 кв. метров при отсутствии налоговых вычетов достигает 153 тысяч рублей в год.

Также нужно платить зарплату персоналу. Это администраторы, бухгалтер, горничные, электрик, разнорабочие, медработник.  Суммарные расходы на заработную плату достигают 3-4 млн рублей в год.

Дорого обходится электроэнергия. Для базы на 130 мест это около 500 тысяч в год. 

Еще 700-800 тысяч нужно на текущий ремонт. Около 200 тысяч — на маркетинг. 

Расходы, связанные с работой кафе — столовой, составят около 500 тысяч в год.

И примерно 500 тысяч нужно заплатить налога на имущество.

Не говоря уже о вывозе мусора, чистке биотуалетов и других насущных нуждах.

Именно поэтому из-за высоких затрат и повышенных рисков, связанных с погодными условиями (а теперь еще, как выяснилось, эпидемиями) качество отдыха в крае часто или оставляет желать лучшего или стоит "безумных денег". По итогам обязательной классификации средств размещения 2020 порядка 90% процентов баз отдыха в Приморье получили категорию "без звезд".

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус. Фото: ИА PrimaMedia

Создать продукт

Здесь нельзя не сказать о мерах, которые региональное руководство предпринимает в части развития внутреннего туризма.

Совместно с Ростуризмом прорабатывается возможность формирования профессионального пакетного тура и чартерных рейсов с федеральными операторами. Переговоры ведутся с компанией "Анекс Тур" и другими крупными игроками рынка.

"Мы хотели бы создать этот продукт на базе ежегодных гастрономических фестивалей и сделать акцент на уже достаточно известные направления — например, марикультуру, устриц, мидий, конечно, краба. Это может быть фестиваль минтая или рыбный фестиваль. Сейчас с компанией "Русский минтай" обсуждаем разные варианты. Наш продукт должен стать некой синергией производителей, переработчиков, рестораторов, туроператоров, транспортных компаний. Федеральное агентство по туризму с удовольствием поддержало бы его, например, субсидией на организацию чартерных линий", — рассказал вице-губернатор Константин Шестаков.

Также агентство по туризму Приморского края направило обращения в Ростуризм, министерство экономического развития РФ с тем, чтобы федеральный центр поддержал субсидируемые перелеты на территорию Дальнего Востока и Сибири для молодежи до 35 лет. 

Из краевого бюджета в 2020 году выделено 47 млн рублей субсидий на благоустройство мест туристского показа. Это экологические тропы на острове Попова, в селе Безверхово Хасанском районе, пляжные территории в Славянке и другие. Благодаря поддержке, которую край оказывает муниципалитетам, во Владивостоке благоустроят пляж на побережье Ахлестышева (остров Русский).

Также новый порядок субсидирования юридических лиц в Приморье предусматривает участие бизнеса в туристических и инфраструктурных проектах. Правительство организует конкурсный отбор заявок на предоставление субсидий из краевого бюджета.

"Мы приняли решение поддержать и муниципалитеты в создании общедоступной инфраструктуры, и юридические лица. Предприниматель может подать заявку, конкурсная комиссия ее рассмотрит. Один из удачных примеров — проект реконструкции пляжа "Юбилейный" набережной Спортивной гавани. Мы хотим стимулировать бизнес к вложениям в благоустройство. Это не в полной мере стопроцентная компенсация, это стимул вкладывать еще больше", — сказал Шестаков.

В фокусе внимания региональных властей — Хасанский район, известный своими природными красотами.
Правительство края поставило задачу "Превратить Хасан в туристский продукт". 

Совместно с НП "Земля леопарда" прорабатывается вопрос обустройства экологической тропы на заповедной территории, которая должна появиться уже этой осенью.

Андреевка получит новые дороги и очистные сооружения.

"Приехали с мониторингом в Андреевку. Проговорил с главой по необходимым шагам. Абсолютно ясно, что нам нужно идти по пути проектирования и поиска средств на дорогу, локальные очистные, концепцию благоустройства. Считаю верным очистить всю прибрежную часть (пляж) от всех домиков и обустроить их (шезлонги, зонты, души, раздевалки). Мониторинг придорожной торговли... ужас, на самом деле", — делится планами Шестаков на своей странице в Фэйсбук.

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус

Выжить и стать сильнее: как туротрасль Приморья побеждает коронавирус. Фото: ИА PrimaMedia

Представители туротрасли считают, что ситуация с коронавирусом открывает новые возможности по развитию внутреннего туризма в Приморье и надеются, что опыт пандемии будет использован как толчок к развитию.

Галина Гомилевская
Галина Гомилевская

директор Международного института туризма и гостеприимства ВГУЭС

Туристический рынок все еще находится в эпицентре кризиса. Я считаю, что государство предприняло абсолютно разумные и взвешенные меры для того чтобы сохранить возможность дальнейшей послекоронавирусной жизни бизнеса. Но в настоящее время ситуация однозначно не стабилизировалась. В том числе программа по продаже туров с кешбэком в Приморье принесла очень незначительный эффект, несравнимый с объемами продаж туров на курорты Сочи или Крыма.

С точки зрения эффективности туристического бизнеса система внутреннего туризма в крае еще абсолютно не полноценна. Она еще не может сформировать ту индустрию туризма, которой требуют современные реалии. Есть турбазы, рестораны, турфирмы. Но нет системы. По сути, наши туроператоры занимаются той же турагентсткой работой. Они не создают перспективный современный продукт.

Если вы продаете туры по "Золотому кольцу" — да, достаточно быть турагентом. Но в Приморье для развития туротрасли нужен другой подход.

Нужно создавать информационные технологии в туризме, новые модели турбизнеса, глобальные системы бронирования, которые позволят клиентам путешествовать самостоятельно на максимально выгодных условиях. Ведь у туркомпаний больше возможностей приобрести дешевые билеты, дешевле заказать номер в гостинице. 

Нужно готовить кадры, которые смогут управлять туристическим бизнесом с использованием современных информационных технологий, систем бронирования и продвижения услуг.

Пандемия показала, что никакая виртуализация не заменит реальности. А туризм — это именно что-то очень реальное, что можно потрогать руками. Человек нуждается в путешествиях — ничто так не помогает восстановить силы, как смена обстановки.

Сейчас у нашего государства есть очень хороший шанс развить внутренний туризм. Кризис всегда дает толчок инновациям. Возможно, для нас инновацией станет возврат к советской модели, когда система внутреннего туризма, профсоюзных путевок была очень развита. Со стороны государства необходимо участие и хорошие вложения в инфраструктуру и маркетинг, чтобы у людей появилась картинка всей палитры внутреннего туризма в стране. Задача туркомпаний — встраиваться в современные реалии.