Приморская государственная картинная галерея, принимая все меры предосторожности, распахнула свои двери для посетителей, вновь развенчав миф, что в летние месяцы художественная жизнь города замирает. Регулярные выставки, творческие встречи и мастер-классы свидетельствуют о том, что жизнь постепенно входит в нормальное русло. Настоящим подарком жителям и гостям города Владивостока стала выставка, посвященная 90-летию со дня рождения замечательного уссурийского художника Кима Петровича Коваля (1930-1994) "Ким Коваль. Живопись" (12+). Куратор выставки — кандидат искусствоведения Наталья Левданская.

Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
Творчество Кима Коваля, заслуженного деятеля искусств, заслуженного художника России, давно вошло в золотой фонд не только приморской живописи, но всей страны. Его работы хранятся музеях и частных собраниях по всему миру, многие из них недоступны широкой публике. В связи с этим особенно ценно то, что на этой выставке у посетителей есть уникальная возможность увидеть значительное количество картин из коллекции семьи художника. На выставке представлены произведения 60-90-х годов XX века, которые демонстрируют наряду с единством узнаваемой авторской манеры, творческие поиски художника, в которых отражается смена стилевых эпох приморской живописи.
Черно-белые слайды фотохроники, на которых мы видим художника в его мастерской, в окружении семьи и коллег, вместе с информационной справкой о жизни и творчестве Кима Коваля гармонично дополняют выставку. Посетители невольно погружаются в ушедшую советскую эпоху, когда Дальний Восток был действительно дальним, окруженным ореолом суровой морской романтики и конных пограничных разъездов. Иллюстрациями тем дням служат работы "Сейнера", 1986 (картон, масло, собственность семьи художника), "Белые лилии для рыбачек Приморья", 1993, (холст, масло, собственность семьи художника), "Синь марта", 1967 (холст, масло, собрание ПГКГ) и другие.

Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
Образы прошлого удивительным образом перекликаются с настоящим. Село Андреевка в Хасанском районе Приморского края, ставшее одним из любимых мест отдыха жителей Дальнего Востока, знаменито не только своими базами отдыха и пляжами, но и красивейшей природой. Неслучайно это место много лет назад облюбовали приморские художники. Ким Коваль был одним из инициаторов создания здесь Творческой дачи. На выставке представлены "будни" Андреевки, наполненные яркими красками лета. "В Андреевке", 1973 (картон, оргалит, масло, собственность семьи художника), "Черная рябина. Андреевка", 1980 (картон, масло, собственность семьи художника), "Дети Андреевки. Оля и Ира Коваль. Женя Ткаченко и Женя Пихтовников", 1975 (картон, масло, собственность семьи художника).
Одним из символов выставки стала картина "Цветущая черемуха", 1970 (картон, масло, собрание ПГКГ), которая отразила не только новаторские искания мастера, но и дала общий эмоциональный строй выставке — одновременно покой и изменчивость, вечный поиск гармонии в попытке воплотить видимый мир. Там, где заканчивается изображение, начинается ощущение: зритель не столько "видит" картину, сколько чувствует ее и дописывает в своем воображении.
Неслучайно на выставке так много внимания уделено образам весны, пробуждения природы, ускользающего ощущения рождающейся жизни. Таковы "Свежий день весны", 1967 (холст, масло, собственность семьи художника), "Весна — озимые", 1967 (картон, оргалит, масло, собрание ПГКГ), "Весна в Приморье", 1972 (холст, масло, собрание ПГКГ), "Последний снег", 1969 (холст на оргалите, масло, собрание ПГКГ), "Пробуждение", 1959 (холст, масло, собрание ПГКГ) "Этюд к картине "Вёсенка"", 1957 (картон, масло, собственность семьи художника), "Синь марта", 1967 (холст, масло, собрание ПГКГ). Квинтэссенцией щемящей нежности и хрупкости мгновенья звучит предчувствие весны в картине "Воробышки", 1964 (холст, масло, собрание ПГКГ).

Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
Сильнейшей зоной притяжения внимания зрителей становится традиционная для приморской живописи морская тематика. Ким Коваль по-своему раскрывает перед посетителями выставки суровую красоту морского побережья Дальнего Востока в работах "Шикотан. Курилы", 1980 (картон, масло, собрание ПГКГ), "На Курилах", 1986 (картон, масло, собственность семьи художника), "Долина Эссо", 1978 (картон, масло, собственность семьи художника), "Осень на Командорах", 1976 (картон, масло, собственность семьи художника), "Камчатка", 1975 (картон, масло, собственность семьи художника), "Командоры", 1976 (картон, масло, собственность семьи художника), "Камчатка. Горы", 1978 (картон, масло, собственность семьи художника), "Северные широты", 1982 (холст, масло, собственность семьи художника).
Особое место на выставке занимают картины, на которых запечатлены члены семьи и коллеги художника. Например, "Оленька", 1959 (холст, масло, собственность семьи художника), "Портрет жены. На этюдах", 1955 (картон, масло, собственность семьи художника), "Портрет мамы жены. Мазанько Прасковья Осиповна", 1955 (холст, масло, собственность семьи художника), "Баневурово. Иван и Ольга Никитчики", 1980 (картон, масло, собственность семьи художника). Изображение близких людей — это особая страница в жизни любого мастера, именно здесь проявляется личное отношение к портретируемым, сюда художник вкладывает свою любовь, нежность, уважение и легкую иронию.

Выставка, посвященная творчеству Кима Коваля. Фото: ИА PrimaMedia
В работы Кима Коваля нужно всматриваться, увидеть в них историю и прожить ее вместе с автором. Тогда перед зрителем отроются чудеса "Зимней сказки", 1972 (холст, масло, собрание ПГКГ), тонкий жизненный деревенский юмор "Академической дачи", 1982 (картон, масло, собственность семьи художника), романтика "Голубой метеостанции", 1969 (холст, масло, собрание ПГКГ). Несомненно, каждый посетитель выставки вместе со счастливым отцом переживет его волнение, ожидание и нетерпение в серии картин "Первенец". На выставке появилась уникальная возможность сравнить хранящуюся в собрании Галереи работу 1959 года и два этюда к ней, принадлежащие семье художника, которые показывают, как долго мастер искал образ своего героя.
На выставке "Ким Коваль. Живопись" представлено более 50 работ мастера. Каждая из них — это особый мир, в который художник погружает зрителя. Работы Кима Петровича Коваля надо видеть, ибо словами язык визуального искусства не передать, а фотографические изображения не могут наполнить зрителя теми чувствами, которые испытываешь в процессе созерцания оригинала. Выставка в Приморской государственной картинной галереи работает до 30 августа и у любителей искусства все еще есть возможность прикоснуться к творчеству художника.
Справка о рецензенте:
Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ
Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года.
Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"", "Тенденции современного искусства".
Автор 130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.