Тотальный диктант, библионочь и день мечты: выходные обещают быть насыщенными
19 апреля, 10:11
Секрет идеальной пышности: эти постные сырники перевернут ваш мир - всего 150 ккал
04:40
Врачи назвали 3 общедоступных продукта для снижения риска депрессии - нервы на высоте
04:20
Важная льгота по ЖКХ "исчезнет" - кто определенно лишится
03:11
Приморский СК возбудил уголовное дело по факту пожара в Уссурийске, где погибли мать и ребёнок
00:15
Шокирующие тайны хрущевок: вот почему в СССР делали окно между ванной и кухней
19 апреля, 20:30
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев
19 апреля, 20:17
Япония вновь сбрасывает в океан воду с АЭС "Фукусима-1" партиями до 500 тонн в сутки
19 апреля, 20:00
Поле повышенного атмосферного давления определит погоду в Приморье 20 апреля
19 апреля, 19:30
Выиграй 3 млн рублей: пятый сезон грантового конкурса проектов стартовал в Приморье
19 апреля, 19:17
Прокуратура во Владивостоке добивается через суд запрета на эксплуатацию небезопасного ТЦ
19 апреля, 19:12
Назван самый прибыльный бизнес в России в 2024 году - рекорд за пять лет
19 апреля, 19:11
"Водичка освежает": во Владивостоке стартовал этап Кубка России по зимнему плаванию
19 апреля, 19:00
НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье
19 апреля, 18:41
Асфальт - бомба: дорога в Хасанский район стала ловушкой для водителей
19 апреля, 18:41
МТС бесплатно покажет во Владивостоке фильм "Мира" с переводом на жестовый язык
19 апреля, 18:32
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 17 апреля, 18:13
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56
Фуры не могут выехать на китайскую дорогу 17 апреля, 09:49

Сплошной дых-дых-бай, или как "Пчелкам" построить горку

Авторская рецензия на спектакль "Горка" Приморского краевого театра молодежи
22 сентября 2020, 14:25 Общество
Спектакль "Горка" Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Спектакль "Горка"
Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Одним из первых спектаклей нового сезона в Приморском краевом драматическом театре молодежи стала "Горка" (16+) режиссёра Павла Макарова, по мотивам одноименной пьесы Алексея Житковского. Премьера этого спектакля состоялась в ноябре 2019 года, но сейчас, после длительного перерыва в театральной жизни из-за карантинных мер, этот спектакль приобретает особую актуальность, и заложенные в нем социальные проблемы воспринимаются особенно остро. Каждый современный родитель сталкивается с родительским чатом, в котором каждый член сообщества проявляет себя так, как считает нужным — часто считая свое мнение и позицию более значимой, чем точку зрения окружающих. Спрятавшись в цифровой среде за аватаром, можно легко абстрагироваться от неприятной действительности, игнорировать просьбы и требования и жить в своем удобном мирке.

Спектакль "Горка"

Спектакль "Горка". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

История, представленная труппой Театра молодежи, повествует о кратком эпизоде из жизни молодой воспитательницы детского сада Насти Шмариной (Дарья Мухортова), которая только закончила колледж и еще не утратила любви к детям, человеческой чуткости и веры в чудо. На сцене разворачивается подготовка к детскому утреннику в честь Нового года, которая превратилась для главной героини в личный ад. Воспитательница группы "Пчелки" теряет покой, сон и не может справиться с множеством проблем, которые возникают вопреки всем ее стараниям. Руководство детского сада не интересуют такие "мелочи" как естественные трудности во время репетиций при постановке танцевальных номеров и разучивании песен маленькими детьми, проблемы с пошивом родителями новогодних костюмов, традиционным сбором денег на подарки и, наконец, строительство силами пап и мам снежной горки. Как убедить разобщенных родителей, привыкших думать исключительно о благе своего чада, что-то сделать для всех? В родительском чате с удовольствием обсуждают подарки и отдых, но игнорируют любые проблемные ситуации. Чем ближе время "Ч", тем сильнее уверенность Насти, что никто из родителей не придет, и она, как герой Карбышев, будет стоять одна на морозе.

1 / 6

Перед зрителем появляются колоритные персонажи, образы которых усиливаются с помощью костюмов и сценической пластики (художник — постановщик и художник по костюмам Егор Пшеничный). Так, впечатление от образа Насти, убедительно представленного Дарьей Мухортовой, формируется, в том числе, благодаря бесформенному черному брючному костюму главной героини и ее эмоциональной жестикуляции. Имитирующий бодрый позитив парень Насти — сварщик Олег, воплощенный на сцене Сергем Рюмкиным, органичен в условном огнеупорном костюме с забралом.

Зрителям запомнится Юлия Орышечко, которая своими рваными, механическими движениями и облачением в имитацию халата с нарочитым красным крестом на груди и медицинскими перчатками, создает яркий образ медработника Жанны Борисовны. Эта дама вызывает устойчивые ассоциации с нацистской фройлян, ведущей себя как робот, зараженный неврозами и детскими болезнями, с которыми сама же борется.

Не менее интересным получился образ музыкального работника Марины, созданный Олесей Белоконь. Её звенящий на высоких нотах речитатив словно ввинчивается в сознание зрителей. Вместо того, чтобы приобщать деток к прекрасному, героиня вызывает лишь негативные эмоции. Запоминается колоритный образ дворника дяди Вани, созданный Олегом Демчуком, который своим хриплым "Настюха" каждый раз пугает главную героиню.

1 / 5

Образ заведующей детского сада Зульфии Фаридовны трактован как собирательный персонаж, который создается благодаря разделению реплик между героями-работниками детского сада. Заведующая здесь выступает символом общей чиновничьей системы, представителями которой является весь коллектив, куда Настя, как новый молодой сотрудник, еще не влилась.

Обратим внимание на ряд интересных сценических решений, которые позволили создателям спектакля рельефно воплотить сюжет и образы действующих лиц. Каждый персонаж представлен автомобильной шиной с надписью-именем, в которую "вписывается" лицо актера. Так, перед зрителем появляются своеобразные цифровые аватары "Анастасия Вит" (Настя), "Музработник", "Медсестра", "Дворник дядя Ваня", "Илья", "Озод", "Мама Димы", "Олеся", "Мама Вики", "Диляра", "Анна Андреевна" и т.д. Большие шины-аватары символизируют взрослых, а меньшего диаметра — детей. Из виртуальной среды образы-аватары плавно перетекают в "жизнь", подчеркивая обезличенность происходящего, где участники становятся частью системы. Шины-аватары используются в качестве динамичных сценических конструкций, которые активно включаются в действие.

Спектакль "Горка"

Спектакль "Горка". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Интересно задействован в спектакле сценический люк: именно из него в дыму, как чёрт из преисподней, появляется на сцене дворник дядя Ваня. Затем в люк скидывают шины-аватары детей, символизируя не только уход деток из группы, но и отношение к ним; в люке исчезает и помощница воспитателя Ольга (Олеся Белоконь), которая считает, что детей нужно воспринимать просто как работу и не привязываться к ним. 

Оригинально решена сцена занятий группы "Пчелки" с музыкальным работником Мариной (Олеся Белоконь), которая пытается с детьми репетировать песню Григория Гладкова про эскимосов. Шуточная песенка "По северу ехал один эскимос", которая хорошо знакома публике, превращается в контексте подготовки утренника в форменную пытку для детей и взрослых. Камнем преткновения становится припев, в котором имитируется эскимосская речь. На самом деле, это — колоритное сочетание бессмысленных звуков, которые, по замыслу руководства, должны быть точно отрепетированы и исполнены маленькими детьми, упорно не желающими запоминать тарабарщину (в пьесе текст оригинального припева Гладкова немного изменен).

Эпизод музыкального занятия оформляется перетянутыми через всю сцену алыми лентами, символизирующими нотный стан, в котором запутались герои. Благодаря сценическому решению подчеркивается конфликтность ситуации, недостижимость поставленных задач — ленты буквально душат Настю и ее воспитанников.

Спектакль "Горка"

Спектакль "Горка". Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Не менее драматична сцена с гротескной медсестрой Жанной Борисовной (Юлия Орышечко). Общение с ней напоминает допрос в гестапо: к привезенной медицинской каталке, как в пыточной, ремнями фиксируются сначала Настя, от которой требуют немедленно убрать из группы Диму, так как у него внезапно обнаружились глисты, а потом Озод, которого пытают на предмет того, укусил ли он Илью или нет.

Драматической кульминацией становится сцена в кабинете заведующей детским садом Зульфии Фаридовны, когда главная героины подвергается унижению и запугиванию, ей угрожают лишением зарплаты, если на утреннике произойдёт хоть малейший сбой. Ситуация нагнетается и проблемой с маленьким Озодом, которого родители не забрали домой из детского сада, и воспитательница была вынуждена забрать его к себе домой. Благодаря перевоплощению Игоря Сушкова, публика видит перед собой искреннего, наивного ребенка из семьи эмигрантов, к судьбе которого оказались равнодушны все кроме Насти. Озод стал причиной ее ссоры с Олегом, который искренне не понимает, почему бы не "сдать" ребенка в полицию и путь они там разбираются.

Настя, общаясь с мальчиком, проникается к нему самыми теплыми, искренними чувствами, она мечтает о своих детях и переносит нерастраченную материнскую любовь на оставшегося у нее на попечении чуждого ребенка. Девушка в мечтах решила забрать Озода себе и уехать с ним к далекому теплому морю. Лирической кульминацией спектакля становится "Сон" Насти, в котором она видит себя любимой и любящей матерью Озода. Сон воплощается на сцене в виде музыкально-хореографической композиции с восточным колоритом "Я закрываю глаза…" (композитор — Роман Столяр, хореография — Татьяна Домовидова). Срывом кульминации и крушением надежд Насти стало появление дяди Озода (Олег Демчук), который силой забирает мальчика. Настя остается одна — ради чужого ребенка она рассорилась со всеми, а завтра нужно строить горку.

Эпилогом-развязкой становится появление на сцене помощницы воспитателя Ольги (Олеся Белоконь), дворника дяди Ваня (Олег Демчук), Олега (Сергей Рюмкин) и мамы Димы (Юлия Орышечко). Золотистые фольгированные спасательные одеяла, в которые завернуты фигуры действующих лиц, с одной стороны, могут рассматриваться как средство для согревания, но с другой стороны выглядят мимикрией под родительский коллектив детской группы "Пчелки" (из родителей пришла только мама Димы, остальные проигнорировали, оставшись равнодушными к общим проблемам). Пришедшие строить горку недоумевают, почему Настя опаздывает, и когда главная героиня, опустошённая вчерашними событиями, приходит в детский сад и видит, что на помощь ей пришли те, с кем она вздорила, расстроганная девушка называет их "карбышевыми", тогда как команда героев-строителей поет припев из песни эскимосов "О дых бойи дарыкей дых дых дых бай!".

Спектакли, поставленные на сцене Приморского краевого драматического театра молодежи, привлекают своими необычными сценическими решениями, ярко воплощенными характерными персонажами и социальной проблематикой, заставляющей нас не только получить удовольствие и отдохнуть в театре, но и задуматься над своей жизнью. "Горка" отражает коллизии современного общества, его разобщенность, обезличенность, уход в цифровую среду как способ уйти от проблем, и, несмотря на это, дает надежду на то, что вокруг нас все еще есть люди, которые не утратили человечность и готовы в трудную минуту прийти на выручку друг другу.

Справка о рецензенте:

Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", Научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор более 130 публикаций, в том числе, монографий, учебных пособий и научных статей. 

1600773900