3 февраля 2021. Компания, контролируемая владельцем верфи "Звезда", намерена подать на банкротство АО "Восточная верфь", строящее краболовы и корабли для ТОФ и пограничников, сообщает ИА PrimaMedia. При этом с конца прошлого года успешное предприятие находится в острой фазе корпоративного конфликта — один из акционеров АО в суде отстаивает право на обновление совета директоров.
Уведомление о намерении подать иск о банкротстве "Восточной верфи" в арбитражный суд АО Владивостокское предприятие "Электрорадиоавтоматика" ("ВП ЭРА") опубликовало на портале "Федресурс". Согласно ЕГРЮЛ, владельцами "ВП ЭРА" являются строящее верфь "Звезда" в Большом Камне АО "Современные технологии судостроения" (76,29% капитала) и Виктор Пестов (9,69%).
При этом в Арбитражный суд Приморского края уже поступило заявление ООО "Морские пропульсивные системы" (МПС, Санкт-Петербург) о признании АО "Восточная верфь" банкротом. Сумма исковых требований не раскрывается.
Предприятие "Морские пропульсивные системы" в начале прошлого года запустило в промзоне Федоровское Ленинградской области новое производство судовых двигателей собственной разработки.
Пикантность ситуации в том, что в целом у "Восточной верфи" в последнее время наблюдается рост численности персонала и увеличение объемов производства. Назначено большое количество сдач заказов, спусков и закладок судов.
Дела текущие
АО "Восточная верфь" — одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Верфь была создана в 1952 году как Владивостокский судостроительный завод на базе судоремонтных мастерских и расположена в черте города Владивосток на берегу бухты Малый Улисс залива Петра Великого. В 1994 году завод был акционирован и преобразован в АО "Восточная верфь". За годы работы предприятием построено свыше 500 кораблей и судов. Для саммита АТЭС построены пассажирские катамараны на 230 пассажиров.
Общая площадь территории верфи составляет 23,27 гектаров.Технические возможности предприятия позволяют производить полный цикл работ по постройке кораблей и судов длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и водоизмещением до 3,5 тыс. тонн.
"АО "Восточная верфь" является основным поставщиком кораблей для морских пограничных сил Дальнего Востока и Тихоокеанского флота ВМФ России, поставляет боевые суда на экспорт по линии Рособоронэкспорта", — говорится на сайте предприятия.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, "Восточная верфь" в декабре 2020 года спустила на воду первое судно из серии пяти краболовов, строящихся на верфи в рамках государственной программы "квоты в обмен на инвестиции". "Восточная верфь" строит пять краболовных судов проектов 03141 и 03140 для добычи живого краба и производства готовой продукции. В 2021 году АО планирует подписать контракт на строительство трех-судов ярусоловов на основе успешно освоенного предприятием краболовного судна.
Одними из крупнейших акционеров АО "Восточной верфь" являются депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев и Андрей Мирошниченко, владеющие 19,55% и 5,75% акций соответственно. Также в число акционеров входили АО "ВП "ЭРА" (11,5%) и принадлежащее ей АО "Тихоокеанская электротехническая компания" (20,91%).
В прежний состав совета директоров АО "Восточный верфь" входили 7 человек — депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Лазарев, его сын Иннокентий Лазарев, бывший прокурор Приморья Валерий Василенко, Ирина Хроменко, Екатерина Баюрова, Андрей Мирошниченко и бывший вице-губернатор Приморья Геннадий Токуленко. При этом, по итогам голосования на годовом собрании в прошлом году в совет не прошел Игорь Мирошниченко. В декабре 2020 года, на внеочередном собрании совет был переизбран, при этом в него был включен Игорь Мирошниченко, а "за бортом" остались Геннадий Токуленко и Валерий Василенко. Правда, это решение акционеров пока остается под запретом арбитражного суда Приморского края.
Запрет был наложен судом в рамках рассмотрения заявления Игоря Мирошниченко, настаивающего на понуждении АО "Восточная верфь" включить в список кандидатур для голосования по выборам в члены совета директоров Сергея Сильченко, Игоря Курсекова и Александра Позднякова.
Предварительное судебное заседание по иску отложено на 24 февраля 2021 года.
Удар ниже пояса
Как сообщало ИА PrimaMedia, акционеры АО "Восточная верфь" на внеочередном собрании в прошлом году избрали гендиректором Сергея Баканёва, владеющего 0,020% акций компании. С марта 2016 года компанию возглавлял Олег Сиденко, которого всячески поддерживал вице-губернатор Александр Костенко.
"Восточная верфь" ранее обязалась инвестировать около 3,1 млрд рублей в модернизацию и техническое перевооружение предприятия в рамках режима Свободный порт Владивосток. В результате технического перевооружения завода планировалось увеличить количество стапельных мест верфи, изменить технологию производства судов и внутреннюю логистику по предприятию. Основной целью реализации проекта является увеличение объема выпуска гражданских судов.
В сентябре прошлого года "Восточная верфь" сообщила о том, что планирует ввести режим неполной рабочей недели в связи с намерением Минобороны РФ расторгнуть контракт на строительство двух малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт".
Сумма расторгаемого контракта составляет примерно 50% от общего портфеля заказов предприятия на ближайшие пять лет.
"Сейчас нам очень важно выполнить программу 2020 года и найти замену утраченному контракту, чтобы обеспечить штатную работу предприятия. Сумма расторгаемого контракта составляет 50% от портфеля заказов предприятия на ближайшие 5 лет, поэтому его расторжение серьезно нарушает все процессы, действующие на предприятии. Фактически останавливаются все процессы модернизации предприятия", — говорилось в сообщении.
В настоящее время четыре многоцелевых ракетно-артиллерийских корабля проекта 22800 ("Каракурт") строит Амурский судостроительный завод (АСЗ, Хабаровский край).