8 февраля 2021. Политика на этой неделе пережила (и доживает) очередной бензиновый кризис на Дальнем Востоке. Тут прекрасно подходит фраза "Никогда такого не было, и вот опять…". Заголовки и подзаголовки новостей, посвященных топливным проблемам октября 2011 года ("Модернизация Хабаровского НПЗ оставила Приморье без бензина") можно просто брать и целиком использовать в 2021-ом. Но не бензиновым голодом сыта событийная повестка. Выборы-2021 уже совсем близко и ИА PrimaMedia дало им публичный медиастарт, организовав Круглый стол и собрав за ним представителей Крайизбиркома, парламентских и непарламентских партий, депутатов, экспертов, политиков — всех тех, кто будет проводить, наблюдать и принимать участие в грядущих электоральных гонках.
Дальневосточные регионы — в особенности Хабаровский и Приморский края — накрыла волна бензинового кризиса. Если коротко: Хабаровский НПЗ в конце января внезапно начал плановую модернизацию, остановив производство высокооктановых марок бензина, из-за чего на рынке образовался дефицит, последствия которого ощущаются до сих пор. В ощущениях эта проблема проявилась в длинных очередях на заправках, в закрытых на "слив" колонках, в спекулятивном росте цен на топливо. Люди захотели возвращения "90-х". Особенно 92-го, 95-го и 98-го.
Тематическая иллюстрация. Фото: Антон Новгородов, ИА PrimaMedia
Стоит отметить, что ситуация не доросла до уровня какого-то коллапса и, наверно, даже не приблизилась к этому слову на расстояние сравнения. Все системы жизнеобеспечения функционировали: скорые, пожарные, аварийные, коммунальные машины и такси ходили. По обычным графикам люди вставали в будничные пробки. Так что не столько коллапс, сколько нервотрепка для водителей.
Но уж по термину "нервотрепка" — идеальное попадание.
Ледяной шторм научил жителей Владивостока хранить дома запас воды и газовых баллонов. Лекарственный кризис — иметь полную аптечку и набор медикаментов. Похоже, что топливный кризис подталкивает горожан добавить в квартирный склад канистру с бензином. Явление это весьма "негативоёмкое" — заряда недовольства хватит на всех. И в политическом измерении этот негатив выплескивается, в частности, на региональные власти.
— В топливном кризисе на ДВ больше политики, чем реальной проблемы, — считает политолог Павел Наливайко. — Тот ажиотаж, который возник вокруг бензина, на мой взгляд, во многом имел искусственную и спекулятивную природу. Особенно это проявилось в Хабаровске, где были случаи, когда люди специально закупали по несколько сотен литров разных марок бензина и продавали его затем втридорога. В условиях, когда НПЗ проводит модернизацию, подобный ажиотаж у населения вызывает нехватку топлива. И это, конечно, сильно бьет по региональным властям. Особенно сложная ситуация у господина Дегтярёва (Михаил Дегтярёв, врио губернатора Хабаровского края — прим. авт.), который, по большому счету, хоть и держал ситуацию на контроле с самого начала, но был ограничен в инструментах влияния на неё. Нужно понимать, что всё-таки хабаровский НПЗ — это частная история. И он входит в состав одной из крупнейших нефтяных компаний России. У исполнительной власти региона не так много рычагов воздействия на них.
Политолог Андрей Кудисов считает, что основным виновником топливного кризиса является "русский авось", а заострил проблему "эффект гречки".
— В очередной раз проявил себя во всей красе русский авось, — говорит эксперт. — Насколько я понимаю, ремонтные работы на Хабаровском НПЗ были плановыми, а не аварийными. Можно было, в том числе и вместе с региональными властями, предусмотреть альтернативные источники поставок топлива, создать необходимые запасы. К сожалению, мы этого не увидели.
Еще один нюанс — надо учитывать и некий "эффект гречки". Это было и с гречкой в начале пандемии, и с лекарствами, и с масками и перчатками. Необходимо на будущее учитывать еще и поведенческие реакции людей.
По словам Андрея Кудисова, региональные власти уже после возникновения проблемы смогли сориентироваться и вместе с нефтепереработчиками найти какой-то приемлемый выход.
— Где-то был распечатан Госрезерв, где-то придумали какие-то другие способы. Худо-бедно проскочили. Для региональных властей это хороший урок на будущее. Вынесут ли из этого урока пользу — вопрос отдельный, — заключает он.
Тем не менее, по прошествии недели с начала топливного кризиса на Дальнем Востоке ситуация с нормальным снабжением населения бензином до сих пор не разрешена.
ИА PrimaMedia провело круглый стол "Выборы 2021: на старте избирательных кампаний. Новшества, традиции и особенности политического момента". Что интересного и важного было на нем? Итак, по порядку.
Во-первых, экспертная встреча стала первым мероприятием, посвященным выборам-2021 в этом году. По сути, она дала неофициальный старт всему процессу, за которым пока все его участники предпочитали следить со стороны.