Ольга Ивченко: Работа НКО - это ежедневный труд, которым люди занимаются по зову сердца

Среди популярных направлений - патриотическое воспитание, краеведение, материнство и детство, социальная защита граждан
Дела и люди НКО
Ольга Ивченко
Фото: RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)

13 августа 2021. Гостем редакции стала заместитель директора департамента внутренней политики Приморского края Ольга Ивченко. Она рассказала в интервью о финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и новых направлениях, по которым поданы заявки на краевой конкурс грантов. Также собеседница дала несколько рекомендаций общественникам, которые только думают над проектами и хотят в дальнейшем побороться за краевые и президентские субсидии. 

— Ольга Сергеевна, сейчас много говорят о поддержке НКО. А какая реальная польза от общественных организаций, получающих гранты?

— Безусловно, после того как началась пандемия, НКО показали свою значимость и нужность, потому что именно в период пандемии некоммерческий сектор оперативно мобилизовал свои ресурсы и оказывал помощь гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Вспомните апрель 2020 года, когда многие люди были вынуждены оставаться дома на карантине: одно дело, когда ты здоровый обычный человек, а другое дело, когда инвалид или маломобильный человек и не можешь выходить из дома. К этой же категории я отношу и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Эти люди нуждаются в ежедневной заботе и уходе.

Некоммерческий сектор быстро мобилизовался, было организовано движение "Мы вместе", когда объединились все волонтеры — независимо от организации, к которой они принадлежат — и начали собирать продуктовые наборы. НКО всегда хорошими помощниками государства, но пандемия стала для общества лакмусовой бумажкой. Отличившиеся НКО в последующем получили от президента знаки отличия, им вручены специальные медали движения "Мы вместе". 

Конечно, останавливаться на пандемии не буду, потому что палитра услуг, оказываемых некоммерческим сектором, достаточно большая. Это экология, защита животных, патриотическое движение, краеведение, работа с инвалидами и так далее. Это ежедневный труд, и люди, которые этим занимаются, делают это по зову сердца, души. Такими людьми рождаются. И эти свои внутренние посылы они воплощают с помощью таких проектов и благотворительности, где основная цель — нести пользу людям.

— На каких лидерах держится движение НКО в Приморье?

— Основные партнеры департамента внутренней политики Приморского края — это наши некоммерческие ресурсные центры. Это те организации, которые помогают развивать гражданское общество системно. Они помогают развиваться местным сообществам и НКО, и мы вместе с ними помогаем делать это движение более широкомасштабным и профессиональным.

Светлана Баженова — генеральный директор автономной некоммерческой организации "Развитие" и руководитель ресурсного центра для СО НКО. Вероника Сипачёва — фонд "Энергия участия". "Российский союз молодежи" в Приморье — Максим Пряженников и другие активные люди. С крупными системными организациями мы постоянно контактируем, получаем от них большой отклик о том, что творится на местах и помогаем вместе что-то менять.

— А форумы, конференции проводите?

— Ежегодно у нас проходит гражданский форум. В этом году он назывался форум "Содействие" (12+). К сожалению, из-за пандемии нам пришлось очень ограничивать количество участников. Мы даже включали онлайн-трансляцию, но вместе с тем мы собрали порядка 200 человек на разных площадках, только во Владивостоке.

И в этом году мы применили инновационную историю — одномоментно провели этот форум и в муниципальных образованиях на площадках НКО. В Партизанске, Находке, Уссурийске и Артеме системные НКО местного уровня организовывали такие площадки у себя и позволили большему количеству людей получить новые знания.

— За пределами Владивостока по краю много инициативных людей?

— Отдаленность от регионального центра сказывается на доступности получения информации. По крайней мере так было раньше, потому что многие заявки на гранты, которые проходят на региональном уровне, проходили в бумажном варианте. Поэтому многим организациям приходилось сюда ездить, чтобы получить информацию.

Цифровизация всех наших сфер стирает многие границы. Сейчас можно зайти на сайт департамента внутренней политики и на специальную площадку для НКО — грантгубернатора25.мояроссия.рф. На этом сайте сейчаас собрана вся информация, связанная с некоммерческими проектами, их анонсированием и конкурсами, которые мы проводим.

С этого года мы все заявки на проекты НКО мы принимали в электронном виде и хочу сказать, что активность увеличилась. 

— Есть заявки на конкурс НКО из самых отдаленных районов?

— Да. Пожарский район очень активный. Тернейский район тоже, там общины малочисленных коренных народов. Мы активизируем их, привлекаем, помогаем, учим. Но ещё есть муниципальные образования, где органы местного самоуправления даже не видят НКО. О них говорят, что их нет, хотя они есть по факту. Мы с этим работаем точечно.

Сначала мы пытаемся обучить специалистов на территориях, в администрациях. Ведь куда НКО идти? В органы власти, конечно, потому что это основной партнер, который может помочь получить поддержку, советом, где-то направить в нужное русло тот или иной проект. Мы точечно выезжаем сейчас вместе с нашими ресурсными центрами на территории, учим муниципалитеты, проводим вебинары. Потому что другого пути мы не видим. Кадры решают всё. 

— По тематике — какие проекты в этом году участвуют в конкурсе СО НКО?

— В этом году у нас два новых направления, в том числе "Охрана окружающей среды и защита животных". Мы его добавили по просьбе самих НКО, и сейчас в конкурсе участвуют восемь таких проектов. Я считаю, что это хороший старт для данного направления. Например, раздельный сбор мусора — актуальная тема. Людей нужно учить с детства, как правильно сортировать мусор — чтобы было экологическое воспитание развито. Все наши мусорные реформы ни к чему не приведут, если у людей нет сознания, как это правильно делать и куда этот мусор уходит. И этим воспитанием готовы заниматься СО НКО Приморья

При этом, безусловно, наши лидеры проектов — это патриотическое воспитание, краеведение, материнство и детство; проекты связанные с пожилыми гражданами и их досугом, социальная защита граждан. 

— Какую финансовую поддержку они получат, успешно защитив проект?

— В этом году мы обьединили кубышку — 65 млн рублей. Мы не стали делить по количеству. Раньше было одно направление на 10 млн рублей. Сейчас мы обьединили. 65 млн — это общий фонд, и у нас будут выигрывать только те проекты, которые набрали наибольшее количество баллов и проходят определенные критерии. Мы сделали это для того, чтобы выиграли самые лучшие проекты Приморского края. Вне зависимости от того, сколько денег на каждом направлении. Тогда мы получим более качественные проекты по итогу.

— У всех 90 НКО, прошедших первый этап, есть шансы получить деньги?

— Нет, не у всех. В этом году мы изменили критерии оценки, приблизили их к критериям оценки фонда президентских грантов. У нас есть определенные параметры, которые организация должна соблюсти — количество участников проекта, его география. 

Есть определенные, заложенные постановлением условия, которые позволят или не позволят организации получить деньги, которые она просит. Если они набрали 36 баллов, например, то они смогут получить 1,5 млн рублей. Если не набрали, то не смогут. На кону у нас до 500 тысяч рублей, до миллиона и до 1,5 млн. В зависимости от стоимости проекта организации нужно набрать определенное количество баллов. Нельзя написать проект на коленке "Я хочу полтора миллиона рублей", не заложив туда ничего, без идеологической составляющей, без географии проекта, не показав, что у тебя есть опыт реализации проектов. Это всё учитывается и дает возможность перейти порог или не перейти его.

— Много ли среди приморских НКО победителей конкурса президентских грантов?

— Да, очень много. Есть такая тенденция, что наши проекты становятся сквозными. Имеют сквозное финансирование. Получают поддержку на уровне президентских грантов. На другие виды расходов — из фонда губернатора Приморского края. И самые продвинутые организации находят в себе силы, чтобы направить проект и получить поддержку на уровне губернатора, мэра, главы муниципального образования. Но это именно в тех муниципалитетах, в которых есть поддержка. Владивосток, Уссурийск, Находка, Артём.. Проект получается насыщенным. Получил от фонда президентских грантов 1,5 млн рублей, от фонда губернатора 500-700 тысяч и на уровне мэра примерно 100 тысяч. Получился хороший и достаточно серьезный проект.

Помимо этого они могут получить поддержку нефинансовую. Например, имущественную — помещение в безвозмездное пользование. У нас сейчас создается реестр таких помещений, которыми можно пользоваться. Не системно, а для проведения своих мероприятий, например, разовых. Либо муниципалитет готов на постоянную основу готов давать помещения. Это именно для тех организаций, которые социально ориентированы. 

Всем организациям ветеранов и инвалидов предоставлены такие помещения. Также они предоставляются религиозным и патриотическим организациям. Например, "Благое дело" недавно получило большую площадь. Правда, там требуется ремонт, но они готовы. Нашли спонсоров, чтобы сделать там большую студию для своих благотворительных проектов.

— Что посоветуете авторам, которые хотят заявить свой проект?

— Он должен быть лаконичным, должен содержать конкретные цели, конкретную целевую группу (кому), должен легко читаться, содержать какую-то статистику или аналитику, но очень коротко... Проекты, которые реально написаны организацией от души, чувствуются. Такие проекты эксперты сразу видят.

Сейчас есть конструктор заявки, достаточно понятный. Если раньше приходилось делать на бумаге, и многие организации подходили к этому иногда несерьёзно, то сейчас конструктор состоит таким образом, что пока ты не заполнишь первую вкладку, ты не перейдешь ко второй. Цели проекта, календарный план и так далее: надо чётко прописать, что ты будешь делать в конкретный месяц. Дальше переходишь к бюджету проекта — это самое главное. Также как и команда проекта.

Это основные киты проекта: открываешь и сразу понятно, сколько это стоит, сколько будет реализовываться по времени и кем будет реализовываться.

— Сколько сейчас НКО в крае и сколько из них социально ориентированных?

— Реально действующих — чуть больше 3 тысяч. Из них, по данным Росстата, 2,5 тысячи социально ориентированных. В эти 2,5 тысячи входят все НКО, кроме политических партий и профсоюзов. Это религиозные организации, общины малочисленных народов, казачьи общества, благотворительные фонды и т.д.

— Были проекты, которые лично вас впечатлили и вдохновили?

— В этом году ко Дню Победы мы реализовали артпроект "РиоРита — радость Победы" (0+), который действительно остался у меня в сердце. С помощью правительства Приморского края мероприятие подготовили общественная организация социальной поддержки и защиты ветеранов боевых действий и семей погибших ветеранов "Контингент" и Центр социально-культурных проектов "РиоРита ДВ". 

На набережной Спортивной гавани Владивостока удалось создать атмосферу 9 мая 1945 года: помогли костюмы и музыка того времени в исполнении военного оркестра штаба Тихоокеанского флота. 


Во Владивостоке воссоздали атмосферу победного мая. Фото: RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа)

Хочу отметить, что очень много молодых горожан танцевали танго — пробовали, учились, смущались, но вместе с тем была очень сильная связка поколений. Это очень важно для таких патриотических проектов. Когда ты пропускаешь через себя, когда остаются эмоции, значит этот проект важный и нужный.

Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Дела и люди НКО". Основной целью проекта является активное информирование жителей края о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, существующих в Приморье.

18+. Электронное периодическое издание RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35110 перерегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 23.01.2009. Учредитель и издатель ООО "Прима Медиа". Адрес учредителя, издателя, редакции: 690001, г. Владивосток, ул. Светланская, 83, офис 201. Тел.: +7 (423) 221-52-59 и 265-17-28. Электронный адрес: info@primamedia.ru. Главный редактор Федотов И. М.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость