1 сентября 2021. Идея строительства первого города-миллионника на Дальнем Востоке, озвученная главой Минвостокразвития Алексеем Чекунковым и поддержанная вице-премьером Юрием Трутневым, своей административной удалью затронула за живое местное научное сообщество и привела в движение целый пласт уж было окаменевших стремлений к Большому Владивостоку. Министерское визионерство, по мнению экспертов, нуждается в донастройке под региональные реалии. Известный приморский демограф, ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Юрий Авдеев считает, что возведение нового города Спутника имеет смысл при переезду туда правительства Приморского края.
В новый город Спутник надо перенести правительство Приморского края — эксперт. Фото: ИА PrimaMedia
— Идея 30-летней свежести, — говорит Юрий Авдеев. — Впервые она была озвучена в нашем проекте Большой Владивосток в 1991-1993 годах. По существу, его актуальность сохраняется с некоторым всплесками. Не так давно, в 2019 году, я вместе с проектной организацией на инвестиционном совете с участием губернатора докладывал о возможности вынесения административного центра Владивостока за пределы административных границ города. Что сегодня предлагается? Будем говорить так — это урезанный вариант того, что предлагалось 30 лет назад. Подход не столько стратегический, сколько ситуативный. Накануне министр обороны провозгласил строительство новых городов-миллионников в Сибири. Минвостокразвитию нужно было как-то отреагировать, и они заявили о городе-миллионнике здесь.
По словам эксперта, с 90-х годов реальность изменилась и "мысль об агломерации ушла намного дальше".
— До Уссурийска транспортная связь в пределах часа. До Находки в недалеком будущем будет примерно столько же. До Хасанского района — хорошая дорога. Прекрасная дорога до Пограничного. Агломерационные связи вышли далеко за пределы того, о чем мы говорили в 90-х годах, — отметил он. — Сейчас агломерацию стоит рассматривать в пределах 13 районов юга Приморья с населением 1,4 млн человек и площадью где-то 24 тысяч квадратов. Вроде смотришь — огого, в 10 раз больше Москвы. Но Тернейский район сегодня — 27 тысяч. И ничего, живет.
Эксперт подчеркнул, что "агломерация ради агломерации" не имеет будущего и, в первую очередь, необходимо смотреть на то, какие виды деятельности могут развиваться в новых административных рамках.
— Мы являемся наиболее удобным выходом России в мировой океан, — сказал Авдеев. — Это вам не Черное море с Балтикой. В пределах нашей экономической зоны 5,5 млн квадратов акватории Тихого океана. Поэтому здесь должна проявиться роль России как морской державы. А у морской державы должны быть порты, соразмерные с азиатскими. Порт Пусан — 300 млн тонн грузооборот. Далянь, Шанхай, Сингапур — от 600 до 700 млн тонн. И у нас — все порты Дальнего Востока вместе с опорными пунктами, которых более 60, дают меньше 300 млн тонн. Меньше одного Пусана. Значит, на этой территории должно получить развитие портовое хозяйство. Сегодня в акватории залива Петра Великого — порты Посьет, Славянка, Владивосток, Суходол, Большой Камен, Восточный и так далее .Все они работают разрозненно между собой.
Мы говорим Владивосток — крупнейший порт на ДВ. А он в общей сложности перевозит всего 15 млн тонн груза. Это что за порт? На берегах Уссурийского и Амурского залива, противоположных от Владивостока, должны работать два порта по 200 млн тонн. Хотя бы.
Это, в свою очередь, вызывает необходимость согласования с железной дорогой.
— Сегодня поставлена задача довести грузооборот со 100 до 180 млн тонн по Транссибу и БАМу, — отметил эксперт. — Тут требуется и развитие скоростных трасс. Никакой Шелковый путь нам бы был не конкурент, если бы по Транссибу грузы перемещались со скоростью ну хотя бы 200 км в час.
Сам Владивосток, по мнению ученого, в этом отношении ограничен. Даже если двукратное увеличение грузооборота приведет к тому, что "жизни в городе не будет".
— Надо создавать технологически новые порты на противоположных сторонах акватории города, — считает Юрий Авдеева. — Это одна из функций, которую могла бы выполнять агломерация. А Владивосток должен туристическим центром. Те портовые строения, которые есть в городе, должны превратиться в пассажирский транспортный флот. Естественно, это потребует рекультивации бухты Золотой Рог, доведения ее до первоначального состояния, чтобы и трепанги, и гребешки были, а не тяжелые фракции нефтепродуктов.
Еще одна проблема портового Владивостока — транспорт. Она тоже имеет агломерационное решение.
— Пробки в условиях, когда административный центр находится в оконечности полуострова, не разрешимы, — считает эксперт. — Я, конечно, не знаю, что в голове у министра, когда он говорит о новом городе Спутник. Но в моем понимании — это должен быть новый административный центр агломерации, как единого территориального образования.
Тот самый белый дом, который стоит у центральной площади, должен переехать в новый город. И вокруг него не только 300 тысяч, но больше жителей могут проживать. Смысл в том, что вокруг него все транспортные связи. Это решение транспортных проблем и попытка сохранить исторический облик старого города, как туристического центра.
При этом само название Спутник ученый считает "очень низким полетом фантазии".
— Во-первых, в пригороде Владивостока уже есть одноименная станция. Во-вторых, причем здесь спутник. Я понимаю, "Спутник V", первый спутник в космосе. Но у нас уже есть очевидный бренд — "владеть Востоком". А Спутник здесь ни при чем.
Напомним, что министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью РБК сообщил, что просчитывается бизнес-модель создания города-спутника Владивостока, который мог бы так и называться — Спутник. По его словам, если объединить Владивосток с Артемом, построить там новый город и привлечь еще порядка 300 тысяч человек в эту агломерацию, на Дальнем Востоке появится первый город-миллионник.
Идею Алексея Чекункова прокомментировал и полпред Юрий Трутнев. Создание нового города вблизи Владивостока, по его мнению, позволит снизить цены на жилье, даст людям новое качество жизни и усилит агломерацию.
В дискуссию о пути развития городов Дальнего Востока включился и президент группы ДНС (DNS) Дмитрий Алексеев (№154 в списке богатейших людей России по версии Forbes). Бизнесмен заявил в своем Telegram (12+), что однозначно поддерживает Чекункова. По его мнению, "Большой Владивосток — это вообще синоним развития российского ДВ".
Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков прокомментировал, что авторы проекта по созданию первого города-миллионника на Дальнем Востоке смогут доложить о нем президенту РФ 2 сентября на совещании во Владивостоке по развитию Дальневосточного федерального округа.