Дорожный спрут: как во Владивостоке делились миллиарды на БКАД

Пока асфальт сыпется, а уголовные дела шьются, большие дорожные контракты во Владивостоке стекаются в одни руки
Ремонт дороги
Фото: ИА PrimaMedia

14 июня 2022. 9 июня Следственный комитет на основании материалов, собранных региональным управлением ФСБ по Приморскому краю задержал двух бывших высокопоставленных чиновников — экс-министра транспорта и дорожного хозяйства и директора филиала ФКУ ДСД "Дальний Восток" Дмитрия Бабака. В субботу, 11 июня, оба фигуранта уголовного дела были арестованы и отправлены в следственный изолятор. Фабула обвинения по статьям о злоупотреблении должностными полномочиями и подстрекательстве к ним гласит, что бывшие региональные топ-менеджеры имели отношение к махинациям на реконструкции многострадальной трассы Владивосток — Находка.

В январе 2022 года ИА PrimaMedia публиковало большой расследовательский материал о том, как и кем на протяжении многих лет ремонтируются дороги во Владивостоке, и кто на на этом зарабатывает. В связи с громкими задержаниями и арестами людей, связанных с неблагополучным положением дел с дорогами в Приморье, мы решили повторить выпуск этой публикации. Предупреждаем — очень много букв. Но если запастись поп-корном и внимательно дочитать до конца — пожалуй, можно ужаснуться.

Устраивайтесь поудобней...

Сотни миллионов федеральных рублей поступают во Владивосток для ремонта дорог про национальному проекту БКАД уже пятый год. Новый асфальт рассыпается в руках, а в ряде мест его и вовсе не стали укладывать или сильно затянули со сроками.

Власти выписывают скромный штраф и снова выпускают на улицы тех же нерадивых подрядчиков. Что на самом деле происходит с дорогами Владивостока и куда уходят сотни миллионов, если не в хороший асфальт? Разбирался корр. ИА PrimaMedia.

На протяжении пяти лет многомиллионные контракты на ремонт дорог Владивостока в рамках БКАД и других крупных проектов оказываются в руках семи строительных компаний. Цены на торгах снижаются минимально, всего на 0,5%, участники аукционов выступают единогласно и не пускают в борьбу за лакомые куски сторонних подрядчиков. По ряду случаев заведены уголовные дела, но дорожная прибыль все еще течет в знакомые карманы. Как так получилось?


Ремонт дороги. Фото: ИА Ussur Media

Судьбоносная встреча

10 мая 2019 года. Руководители семи крупных компаний по ремонту дорог встречаются в ресторане "Три богатыря" во Владивостоке, чтобы обсудить, как разделить пирог под названием национальный проект БКАД. Кому достанутся крупные куски, а кому — ягодки на торте. Как минимально снизить цену за лакомый госконтракт.

Задокументированные спецслужбами переговоры помогли Следкому и УФАС по Приморскому краю принять решение в декабре 2020 года. Четыре подрядчика: "Федералстрой", "Строительная компания "Автобан-ДВ", "Строй Сити" и подмосковный "СКАБ" были признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ремонта дорог в рамках БКАД, общая сумма по извещениям на осуществление текущего ремонта дорог составила около 800 млн рублей. В материалах упоминаются также "ОСК-1", "ВСК № 1" и "Промстрой ДВ", которые участвовали в переговорах. 

В сентябре 2021 года Арбитражный суд поддержал позицию УФАС о наличии картельных соглашений между 4 компаниями. 

В ноябре 2021 года "Федералстрой" и "Автобан-ДВ" были суммарно оштрафованы на 33,5 млн рублей. В декабре 2021 года УФАС также оштрафовали оставшихся участников сговора "СКАБ" и "Строй Сити" суммарно на 30,5 млн рублей.

Все четыре компании пытались обжаловать решение суда, однако на закрытом заседании в декабре 2021 года Апелляционная инстанция признала его правомерным.

Связи

У семи компаний схожи не только интересы, но и происхождение. Сложно не заметить корни армянской диаспоры во Владивостоке, которые проникли в мир крупных дорожных контрактов. Так, например, генеральный директор и учредитель "Федералстрой" Эдик Киракосян является старостой армянской церкви "Сурб Геворг" и учредителем консультационного центра по вопросам миграции и межэтнических отношений. Текущий руководитель и учредитель "ИСТ" Артур Тамоян, ранее — Шамиль Ходэи. Гендиректор и учредитель "СКАБ" — Баграт Керопян. Директор "ОСК-1"  — Георгий Саркисович Битаров.


Ремонт дороги. Фото: ИА SakhalinMedia

Вышеозначенные компании держали в своих руках самые крупные контракты по ремонту дорог во Владивостоке в 2017-2020 годах. Пик их активности пришелся на время работы в администрации Владивостока бывшего мэра Олега Гуменюка (с 2019 по 2021 год) и старт национального проекта БКАД, по которому в город хлынули многомиллионные транши. Олег Гуменюк стал вторым экс-мэром Владивостока, которому предъявлено обвинение в коррупции. В 2019 году к 15 годам строгого режима и штрафу в размере 500 млн рублей по статьям о злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе был приговорен Игорь Пушкарев, руководивший Владивостоком с 2008 по 2019 гг.  Гуменюк ушел с поста 18 мая 2021 года, а позже был задержан по подозрению в получении взятки в особо крупном размере и преступном сговоре с МУП "Некрополь".


На торгах семь дружественных подрядчиков снижали первоначальную цену лишь минимально — всего на 0,5%. А затем — выступали друг у друга субподрядчиками, обмениваясь техникой и сотрудниками. Некоторые из компаний из контракта в контракт срывали сроки и выполняли работы некачественно, однако раз за разом даже при наличии других участников аукциона, заявки доставались именно им.

"Федералстрой"

Самым крупным игроком крепкой команды приморских дорожников по праву является ООО "Федералстрой". По данным портала "Чекко" на счету компании около 90 выигранных госконтрактов на общую сумму около 1,8 млрд рублей. Однако чистая прибыль составляет около — 30 млн рублей. 

На компании было 34 исполнительных производства, из которых по состоянию на 27 декабря 2021 года 21 завершено, но 13 текущих составляют около 24 млн рублей.

В апреле 2021 года налоговая потребовала признать фигуранта дела о картельном сговоре подрядчиков "Федералстрой" банкротом. Долг компании составил 23,7 млн рублей. Но обо всем по порядку.

Три года монополии

Впервые крупные федеральные проекты "Федералстрой", "Строй Сити", "Автобан — ДВ" и "Промстрой-ДВ" взяли в 2017 году. В 2018 и 2019 годах они также держали под своим контролем все большие контракты на ремонт дорог Владивостока и Приморья. Акцент был сделан на проекты в рамках федеральной программы "Безопасные и качественные дороги" (БКД), а затем "БКАД". Часть контрактов ушла и в руки их союзников из переговоров в "Трех богатырях". 

 


Ремонт дороги. Фото: ИА PrimaMedia

Вот лишь самые крупные и громкие контракты.

В 2017 году компания "Федералстрой", еще в 2010 году получившая 1,5 млн рублей неотработанного аванса и не выполнившая в срок работы по бетонированию анкерного железобетонного пролетного строения моста через бухту Золотой Рог, громко провалила проект от Управления дорог и благоустройства (УДиБ) администрации Владивостока.

"КСП Владивостока обнародовала результаты проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017-2018 гг. на проектирование, строительство и ремонт дорожной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, под индивидуальное строительство.

Средняя стоимость строительства дорог из расчета на один земельный участок в районе б. Лазурной превышает норматив в 11,7 раза. В связи с чем мэрия "послала" многодетные семьи в чистые поля по неизведанным дорогам и отказалась от субсидий в принципе. "Субсидия из краевого бюджета была направлена на ремонт существующих проездов, а строительство дорог осуществлялось за счет бюджета ВГО", — говорится в отчете КСП.

Управление вообще, по мнению КСП, виновно во многих деяниях. В частности, чиновники ведомства мэрии при строительстве (ремонте) дорог в районе б. Лазурной и ул. Курильской не принимали надлежащие меры к получению максимально возможных доходов от возвратного материала (древесины), а также к снижению стоимости работ и исключению ущерба зеленому фонду ВГО. Кроме того, управление дорог, как заказчик работ, не требовало наличия у подрядчика соответствующего разрешения на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также само не обращалось в Управление Росприроднадзора за получением такого разрешения." — пишет Конкурент.

Подрядчиком в районе б.Лазурной выступала компания ООО "Федералстрой".

Много вопросов к "Федералстрой" осталось в рамках контракта на восстановление дорожного полотна в 2017 году в районе Корабельной Набережной: от Светланской до Светланского переулка. Начальная цена контракта — 2,2 млн рублей.

В 2018 году "Федералстрой" выиграла контракт на ремонт Светланской и Прапорщика Комарова на 130 млн рублей. Снижение цены составило всего 0,5%. За контракт соревновались сразу пять подрядчиков, наименьшую стоимость предложили "Федералстрой" и "Автобан ДВ". По неназванной причине администрация отдала предпочтение первой компании. В срок работы сдать так и не удалось.

 


Ремонт дороги. Фото: ИА PrimaMedia

В 2019 году "Федерастрой" вырвала себе два самых дорогих "куска" нацпроекта БКАД общей суммой 357,8 млн рублей. Один из них — контракт на 191,3 млн рублей на ремонт улиц Воропаева, Приходько, Шепеткова, Спиридонова и Нерчинской. Второй по стоимости контракт 2019 года тоже достался "Федералстрой". За 185,4 млн рублей компания должна была отремонтировать улицы Калинина и Вилкова от Интернациональной до Борисенко, 2 и от 50 лет ВЛКСМ до Вилкова, 14. Конкурентов было целых 5: в порыве единодушия они снизили цену на 0,5%. Все заявки соответствовали требованиям. Все равно выиграла "Федералстрой".

Обе крупные задачи выполнить качественно компании так и не удалось. Самый дорогой ремонт в рамках проекта на Нерчинской закончился полным фиаско. Из-за постоянных пробок и отсутствия дорожников на протяжении нескольких месяцев жители Нерчинской неоднократно просили сменить подрядчика, но этого так и не произошло. Работы по контракту были просрочены и выполнены с недочетами, администрация Владивостока направила подрядчикам соответствующие предписания. 

Контрактов по БКАД "Федералстрой" в 2019 году оказалось мало и она взялась за масштабный ремонт Шефнера, Маковского, Некрасовской, Октябрьской, Светланской и части Океанского проспекта на сумму 494 млн рублей. В этом же контракте был и ремонт Некрасовского путепровода, но его перенесли на следующий год. Снижение по контракту составило, не удивляйтесь, 0,5%. 

В рамках ремонта самого дорогого участка от остановки "Перевал" до "Зари" на 100 млн рублей компания лишь частично сделала тротуары с одной стороны дороги. Огромные пробки просто парализовали пригород Владивостока. Но внесения в реестр недобросовестных поставщиков за этим не последовало.

Согласно информации на госзакупках, контракт был расторгнут 31 декабря 2019 года. На эту дату администрация города выплатила заказчику лишь 238,8 млн рублей, но на 30 декабря 2019 года никаких долгов перед подрядчиком у УДиБ перед "Федералстрой" не осталось согласно акту сверки взаиморасчетов с 1 января по 30 декабря 2019 года в рамках контракта № 960/293-209/19 от 10 июля 2019 года. (Документ имеется в распоряжении редакции). 


Ремонт дороги. Фото: ИА PrimaMedia

По данным администрации Владивостока, нерадивым ремонтникам помешали "обстоятельства непреодолимой силы" в виде дождливой погоды. Но стоит напомнить, что ранее в августе 2019 года та же компания совсем не смутилась дождя и укладывала асфальт прямо во время осадков на Нижнепортовой. А только что уложенный асфальт на улице Воропаева на Луговой буквально рассыпался в руках жителей Владивостока.

"Автобан-ДВ"

"Автобан-ДВ" начали ремонтировать дороги Владивостока в рамках БКД в 2017 году. В 2018 году компания взяла контракт на 116,3 млн рублей на ремонт улиц Адмирала Кузнецова от Юмашева до Спиридонова, Русской вдоль больниц и Порт-Артурской в Трудовом. К работе подрядчика у действующего тогда мэра Виталия Веркеенко осталось много вопросов.

В 2019 году "Автобан-ДВ" достался третий по размерам контракт нацпроекта БКАД на 153,7 млн рублей на ремонт Луговой от площади Баляева (включительно) до Рудневского моста, а также Нижнепортовой от дома № 6г до Верхнепортовой, 54 и Хабаровской от Океанского проспекта до проспекта Острякова. Как ни "странно", на этом аукционе участники также единогласно снизили цену всего на 0,5%. 

Неисповедимые пути Некрасовского путепровода

Со вторых торгов после снижения первоначальной цены на 8% "Автобан-ДВ" выиграла контракт на капитальный ремонт Некрасовского путепровода за федеральные 303,2 млн рублей. Их конкурентами стала "Федералстрой", однако ни первая, ни вторая компания так и не снизила цену. Согласно правилам аукциона, предпочтение было отдано "Автобан-ДВ"

В октябре 2020 года прокуратура Владивостока выявила нарушения требований по ремонту дорог. В результате прокуратура внесла представление об устранении нарушений закона главе города Владивостока, начальнику ОГИБДД УМВД России по Владивостоку и директору ООО "СК "Автобан-ДВ".


Следующая новость
18+
© 2005—2024