Вторая линия Кожемяко, первое испытание Шестакова и единороссность Сопчука на паузе

Главные темы политической недели в 10-балльном и по-товарищески крепком обзоре ИА PrimaMedia
Тематический фотоколлаж
Фото: ИА PrimaMedia

3 декабря 2021. Непогода нынче везде — и на улице, и в политике. Заслуженный единоросс (без иронии) Сергей Сопчук вслед за уголовным делом был подвергнут опале и среди товарищей — реготделение "Единой России" приостановило его членство в, по всей видимости, не слишком джентельменском клубе. Снегопад во Владивостоке попробовал на прочность мэрство Константина Шестакова так, что послышался скрежет зубов. Слухи об отставке вице-мэра Находки Константина Сапрыкина оказались преувеличены. Единственным успокоением можно считать прямую линию губернатора Олега Кожемяко, который, хоть и поиграл политическими мускулами перед коммунистами, но придал позитивной повестке какую-то динамику. С него и начнем.

Пандемия и коммунисты

Губернатор Олег Кожемяко провел вторую за год прямую линию с населением.


Прямая линия с Олегом Кожемяко. Фото: Пресс-служба правительства Приморья

Формат стал популярным среди глав субъектов после июньской прямой линии президента РФ Владимира Путина, на которой он призвал следовать своему примеру первых лиц регионов. Призыв был оформлен в виде поручения и обрел не только популярность, но и безальтернативность. Правда, если часть губернаторов отнеслись к задаче формально и обошлись одним выстрелом, то Олег Кожемяко проводит уже второе за полгода общение с населением.

В ходе разговора губернатор ответил на самые острые вопросы. Уже до старта передачи их поступило более двух тысяч. Из них огромный массив был посвящен ситуации с пандемией и ограничительными мерами. "Мы, как часть мирового сообщества, выполняем те решения, которые помогут остановить распространение этого заболевания", — подчеркнул Олег Кожемяко. QR-коды — мера непопулярная, но обязательная для стимулирования прививочной кампании. Без должного уровня вакцинирования снять прочие ограничения нельзя. Путь к нормальной жизни лежит через пункты вакцинации.

О чем еще говорилось. Если кратко резюмировать, то о возможной модернизации мусоросжигательного завода во Владивостоке ("такой вопрос сейчас наше министерство прорабатывает"). О том, что мусорная реформа в Приморье буксует. Региональному экологическому оператору добавят средств на расчет с перевозчиками, чтобы Новый год жители встретили без сопок мусора на контейнерных площадках. О ситуации с "космическими" отходами, складированными в Надеждинском и Хорольском районах. Региональные власти заказали экспертизу ("не думаю, что там действительно такой токсичный яд", "нитрат натрия тоже смертельный яд, но он есть в каждом колбасном изделии").

Конечно, были озвучены планы по развитию социального благополучия жителей — ежегодное расширение мер поддержки медикам, развитие программы арендного жилья, ремонт в партизанской горбольнице, капремонт театра кукол в Находке, новый водовод в Хасане — и другие рабочие моменты.

С политической точки зрения прямая линия с губернатором интересна двумя моментами. Во-первых, повторный заход на публику, по словам экспертов, служит важным имиджевым фактором. Политолог Виктор Бурлаков считает, что "прикладной пользы или изменений от таких прямых линий ждать не стоит, но есть определенный пиар-эффект".

"Это поднимает тонус местным властям, — говорит эксперт, — но какого-то реального выхлопа нет. В большинстве случаев озвучиваются проблемы, которые и так понятны. А так — попытка подражать президенту и введение, по сути, ручного управления регионом".

Политолог Вячеслав Беляков отмечает, что "у губернатора с точки зрения общественной поддержки сейчас не лучшие времена, а "прямые линии" считаются эффективным способом поднятия рейтинга".

Второй момент, о котором стоит сказать, — в ходе прямой линии Олег Кожемяко дал отповедь членам фракции КПРФ, проголосовавшим против федерального законопроекта о QR-кодах. Оценки экспертов по поводу опубличивания конфронтации с коммунистами разделились от "критика в отношении КПРФ весьма заслужена",  до "пикироваться с КПРФ — ошибка".

Виктор Бурлаков отметил странную позицию КПРФ в отношении QR-кодов.

"Коммунисты борются со следствием, но не с причиной, — считает он. — Проблема сегрегации существует. Как и проблема того, что власти в целом не справляются с пандемией. Но КПРФ озвучивает только проблему с QR-кодами, тогда как реальная проблема — распространение пандемии.

Критика в их отношении весьма заслужена. Она идет не только от губернатора, но и от СМИ, и от других партий. Сама партия КПРФ не пытается полноценно объяснить, в чем смысл борьбы с кодами. И попадают в одну компанию с ковид-диссидентами, получая соответствующие отповеди".

"Что касается QR-кодов, это крайне болезненная тема для правительства, и реагирует на неё губернатор очень болезненно, — отметил Вячеслав Беляков. — Если бы эта мера была одобряема, не было бы необходимости так активно её отстаивать. Пикироваться с КПРФ на мой взгляд — ошибка, но тут у правительства нет выбора. Нужно идти в русле государственной политики и пытаться при этом не терять лица".  

Боевое крещение снегом

На Владивосток обрушился большой снегопад (30 мм осадков, что соответствует трем четвертям месячной нормы). Это первое серьезное испытание для главы города Константина Шестакова, которое он отработал на "отлично", пожалуй, только в информационной среде.

Традиционный набор снежных последствий в дальневосточной столице присутствовал. 10-бальные пробки, которые продолжались до позднего вечера, переполненные автобусы и электрички, сугробы с человеческий рост по обочинам, 27 аварий на электрических сетях, неочищенные тротуары и лестницы, более-менее убранный центр и беда на задворках. Таксисты отказывались принимать заявки в районы БАМа, Нейбута и Снеговой Пади даже через день после выпадения осадков. При этом техника и дворники в городе были заметны. Правда, как и их недостаточность.

Что в сухом остатке? На фоне "молчаливого" предшественника Олега Гуменюка Константин Шестаков в образе мэра смотрелся куда уместнее. Регулярные отчеты в соцсетях, информационная активность и открытость администрации позволили действующему градоначальнику стать участником событий, а не кабинетным координатором (добавим, что обе ипостаси важны). Следует отметить, что и региональные власти в этот раз демонстрировали поддержку муниципалитету. Если в прошлые зимние коллапсы создавалось впечатление, что мэром города стал Олег Кожемяко, в этот раз губернаторской интервенции не потребовалось.

Негатив от первого серьезного снегопада Константин Шестаков преодолел во многом благодаря коммуникации с жителями (сами последствия еще частично лежат на улицах "непреодоленными"). Это говорит как в пользу для власти такого инструмента, как публичность, так и о том, что публичность — исчерпываемый ресурс.

Своих в беде не бросают, а исключают из "своих"

Приморский региональный политсовет партии "Единая Россия" приостановил членство в партии экс-депутата Госдумы Сергея Сопчука на период следствия. Политик объявлен в международный розыск в связи с заведением против него уголовного дела за незаконное предпринимательство и отмывание денег.

Стоит сказать, Сергей Сопчук для Приморья — серьезная политическая величина. За годы работы в органах исполнительной и представительной властей он завоевал уважение не только в партии, но и среди ее оппонентов. В этом году, при конфискации у него "приисковых" активов, поддержку опальному единороссу высказали люди с обеих стороны.

Как уголовное преследование единоросса, так и блокирование его партбилета, — оба этих факта работают на рейтинг партии власти негативно. Особенно на фоне ареста коммуниста Артема Самсонова, который обвиняется по куда более "токсичной" статье (иные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшего, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста), но которого местная ячейка КПРФ поддержала и пообещала "костьми лечь" в его защиту.

"У Единой России не было выбора в ситуации с Сопчуком, — считает Вячеслав Беляков. — Приостановка членства— обязательная процедура в таких случаях и нарушить её практически невозможно. Так что партия следует собственному протоколу, хотя в рядах её немало сочувствующих бывшему депутату".

Политолог Виктор Бурлаков отметил попытки ЕР дистанцироваться от негатива в связи с делом Сопчука.

"Если человек скрывается, если следствие продолжается, то позиция партии вполне нормальная, — говорит эксперт. — Приостановить членство, дождаться результатов суда и дальше уже принимать решение о его будущем в "Единой России". Что они еще могли сделать? Поймать и выдать? У нас этим занимаются правоохранительные органы".

Политолог Павел Наливайко подчеркнул, что политик "знал и принял правила игры, когда вступал в партию", но отметил, что среди экспертов и элитариев превалирует мнение в поддержку Сопчука независимо от того, как закончится процесс.

"Подобная консолидация происходит не во всех случаях. Если вспомнить бывших вице-губернаторов, которые также попадали под уголовные дела, то не было такой общности и поддержки", — говорит эксперт.


Сергей Сопчук. Фото: ИА PrimaMedia

Позиция "Единой России" по Сопчуку, несмотря на всю ее безальтернативность, выглядит "умыванием рук" перед заслуженным товарищем. И ставит вопрос — зачем известным и ресурсным политикам вообще впрягаться за партию, если партия за тебя впрягаться не станет?

Неудивительно, что сегодня политический пейзаж в Приморье выглядит ровным полем без возвышенностей. Еще в нулевых годах на вопрос "кто бы мог стать губернатором?" на ум приходило как минимум пять-семь фигур. Сегодня эти фигуры либо устранены, либо самоустранились.

Олег Кожемяко остается, по сути, единственным уровневым селфмейд-политиком. Внутри региона замены ему нет. А фабрика варягов-технократов пока не выпустила на рынок Дальнего Востока однозначно конкурентную модель. "Школа губернаторов", запущенная администрацией президента, — хороший инструмент отбора, но зачастую отличники в учебе проваливают бои в регионах и требуют более тщательной экзаменации. Яркий пример — глава ЕАО Ростислав Гольдштейн, при котором область с населением меньше Уссурийска превратилась в передовика негативной повестки и поставщика скандалов на федеральный уровень.

Тут уместно вспомнить, что ученический материал, попавший в школу губернаторов, был непростым. Ростислав Гольдштейн отметился на политической карте еще будучи руководителем межрегионального координационного совета "Единой России" на Дальнем Востоке (МКС). По слухам, в 2013 году он вместе с полпредом Виктором Ишаевым и председателем Думы Хабаровского края Сергеем Хохловым стал активно "дружить против" хабаровского губернатора Вячеслава Шпорта. Триумвират распался лихо и в одночасье — после своей командировки в Москву Вячеслав Шпорт был переназначен главой региона, а карьерные истории участников союза покатились по "добровольной" наклонной. Хохлов снял с себя полномочия председателя Думы и секретаря реготделения ЕР, Ишаев — полпредские, а Гольдштейн — руководителя МКС по ДВ.

На этом фоне Олег Кожемяко, который обучался управлению регионами не за партой, а на практике, выглядит также, как Шестаков на фоне Гуменюка. Дефицит крупнокалиберных кадров в дальневосточной политике, пожалуй, станет одной из серьезных тем обозримого будущего.

Увольнение Шредингера

Тем временем в приморских телеграм-каналах (12+)  прошли слухи о скором увольнении вице-мэра Находки Константина Сапрыкина, курирующего информационно-политический блок вопросов и ставшего одним из двух заместителей, который действующий глава Тимур Магинский забрал с собой из Корсакова (Сахалин).

По информации ИА PrimaMedia, кадровый вопрос в администрации не поднимался вовсе, а "инсайд" стал не более, чем фейком, причем довольно грубым в изготовлении. Тем не менее, этот фейк был быстро подхвачен и ретранслирован в сообществе.

Политический сектор телеграма (12+) — инкубатор инсайдов, которые держатся исключительно на доверии к поставщикам. Тиражирование столь оголтелого фейка говорит о том, что находкинские контроэлиты начинают терять связь с реальностью.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость