25 января 2022. Аэропорт Владивостока переиграл главного конкурента из Хабаровска, приземлив на свою полосу "суперджеты" авиакомпании Red Wings. Поговаривают, что на выбор базового аэропорта повлияли некие рекомендации "сверху". Китай после года простоя открыл свои порты для дальневосточной рыбы, что должно улучшить финансовые показатели промысловиков, не совсем довольных вынужденной работой на внутренний рынок. Совладелец Локо-банка Михаил Рабинович укрепился в Транспортной группе FESCO, которая приступила к проектированию во Владивостоке терминала для транзитного трансшипмента контейнеров по Северному морскому пути. "РусГидро" займется программой спасения системы теплоснабжения Владивостока, которая не выдержала испытания ледяным дождём 2020 года и дала течь в конце декабря 2021 года.
Авиакомпания Red Wings, входящая в десятку крупнейших по пассажиропотоку авиакомпаний России, сделал непростой выбор в пользу аэропорта Владивостока перед аэропортом Хабаровска для базирования трех самолётов SSJ 100 в рамках запуска с 1 июня программы перевозок между крупнейшими городами Дальнего Востока и далее в Санкт-Петербург.
Рейсы из Владивостока будут выполняться в Петропавловск-Камчатский — с 1 июня ежедневно, Хабаровск — с 1 июня дважды в день, Южно-Сахалинск — с 1 июня дважды в день. Программа также предусматривает рейсы из Хабаровска в Южно-Сахалинск с 1 июня ежедневно и из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский со 2 июня ежедневно. Red Wings 2 июня также запустит прямые рейсы из Владивостока в Санкт-Петербург. Полеты будут выполняться дважды в неделю на дальнемагистральных лайнерах Boeing-777-200 вместимостью 412 пассажиров. Кроме того, в аэропорту Владивостока будут обеспечены стыковки между рейсами из Петропавловска-Камчатского, Хабаровска и Южно-Сахалинска и рейсами в Санкт-Петербург.
В последнее время считается, что аэропорт Владивостока — это прежде всего прямые ворота в АТР, а аэропорт Хабаровска — это удобный транзитный хаб для россиян. Поэтому, на первый взгляд, выбор Хабаровска был бы логичен. Однако, по данным источников ИА PrimaMedia, аэропорт Владивостока предложил Red Wings более выгодные по сравнению с воздушной гаванью Хабаровска экономические условия. Плюс были даны некие негласные рекомендации "сверху" сделать выбор в пользу новой столицы ДФО.
Также перевозчик наверняка учёл опыт авиакомпании Nordwind, которая первой запустила прямые полёты из Владивостока и Хабаровска в Санкт-Петербург, но потом закрыла рейсы из Хабаровска в связи с низкой загрузкой. Представитель Российского союза туриндустрии Валентина Асеева отмечала, что полностью заполнить два рейса в неделю в Санкт-Петербург для Хабаровского края затруднительно, так как спрос на такие перелеты не такой высокий как в Москву и другие крупные российские города.
Red Wings специализируется на регулярных и чартерных пассажирских перевозках. Воздушный парк насчитывает 15 самолетов Airbus А320/321, два Boeing-777 и семь российских Superjet 100. Базовые аэропорты Red Wings — "Домодедово" (Москва), "Кольцово" (Екатеринбург), "Баландино" (Челябинск), "Пулково" (Санкт-Петербург) и подмосковный "Жуковский". Через лизинговую "Ильюшин финанс Ко" авиакомпанию контролирует госкорпорация "Ростех".
Дальневосточные рыбаки вздохнули с облегчением — китайские порты Далянь и Циндао возобновили приём рыбы навалом, что сразу же сделало китайский рынок приоритетным.
Китай был основным импортером дальневосточной рыбы, закупая до пандемии около 600 тысяч тонн минтая в год. По данным Россельхознадзора, общий объём экспорта рыбопродукции за 2020 год из России в Китай составил 1,02 млн тонн.
В декабре 2020 года китайские власти и оперативные штабы по борьбе с коронавирусом, ссылаясь на противоэпидемические меры, запретили ввоз продукции, не имеющей упаковку, в том числе навалом, через эти порты. Поставки разрешались только в рефрижераторах или контейнерах. Введенные Китаем ограничения повлияли на логистику рыбы, добываемой в Дальневосточном бассейне. Промысловики диверсифицировали экспорт, в результате чего на первый план вышла Южная Корея, а также увеличили поставки на внутренний рынок.
Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев ранее сообщил, что поставки рыбопродукции в Китай с Дальнего Востока по итогам 2021 года уменьшились на 67%. А высвобожденные объёмы были переработаны в РФ и поставлены в Европу.
По данным Россельхознадзора, российские рыбаки в 2021 году экспортировали рыбу и морепродукты в 62 страны. В том числе поставки в Японию выросли на 93% (с 41,7 тысяч до 80,6 тысяч тонн), в Южную Корею — на 49% (с 627 тысяч до 935,2 тысяч тонн).
Что касается Японии, то там высоким спросом пользуются лососёвые и их икра.
Из-за неудачной лососевой путины 2020 года японские запасы икры сократились. Общий объем запасов в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизился настолько сильно, что даже значительный рост цен не влиял на ситуацию. С учетом этого хорошая российская лососевая путина 2021 года разогрела спрос на японском рынке, что привело к увеличению экспортных поставок по высоким ценам",
— сказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
По данным ФТС России, в 2021 году крупнейшими покупателями российской рыбы в стоимостном выражении стали Южная Корея — $2,2 млрд (на 35,1% больше), Нидерланды — $1,5 млрд (на 71%), Япония — $658 млн (в 2,6 раза больше). В то же время экспорт в Китай снизился на 30,7%, до $1,1 млрд.
Ограничения в Китае были сняты 10 (Далянь) и 11 (Циндао) января 2022 года. Первым из дальневосточников китайский рынок "распечатал" сахалинский холдинг "Гидрострой" — транспортный рефрижератор "Высоцк" доставил более 7 тысяч тонн продукции (в основном минтай, икра и молоки минтая, а также мука из минтая и сельди) нескольких российских предприятий.
Совладелец Локо-банка Михаил Рабинович, который в ноябре 2020 года приобрел 17,4% Транспортной группы FESCO (базовая компания — ПАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП) у американской TPG Capital, в декабре 2021 года довёл свою долю в группе до 26,529%.
Таким образом Рабинович стал вторым по размеру доли акционером ДВМП после совладельца группы "Сумма" Зиявудина Магомедова (контролирует 32,5% акций), арестованного в марте 2018 года по обвинению в создании преступного сообщества. Ещё 23,8% акций ДВМП владеет партнёр Рабиновича, председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов. О Рабиновиче известно мало, в первую очередь, что он с 90-х занимается бизнесом, так или иначе связанным с железными дорогами.
Что касается собственно FESCO, то перед ней сейчас открылось ещё одно перспективное направление для развития. Совместно с "Русатом Карго" (структура "Росатома") группа приступила к проектированию терминала для транзитного трансшипмента контейнеров по Северному морскому пути.
Мы абсолютно уверены, что вовремя и по взятым на себя обязательствам в 2025 году исполним и построим терминал-причал. Мы уже совершили ряд технологических и документарных действий — получили разрешение государственных властей на создание терминала на территории нашего порта (во Владивостоке — прим. ред.)",
— сказал председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов на панельной сессии по СМП в рамках недели "Росатома" на Экспо-2020.
По его словам, FESCO интересен проект Boxbay, который группа хотела бы реализовать при строительстве транзитного терминала на ВМТП.
Boxbay — это автоматизированная система обработки контейнеров, которая хранит контейнеры высотой до одиннадцати этажей на стальных стеллажах.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, FESCO рассматривает возможность использования роботов при выгрузке/погрузке контейнеров на складах "Владивостокского морского торгового порта" (ВМТП, крупнейшая стивидорная компания в порту Владивосток), а также для таможенного досмотра грузов в порту. Так, разработанный Boston Dynamics робот предназначен для работы на складах в условиях ограниченного пространства и способен за час перемещать 800 ящиков весом до 23 кг каждый. Робот этот очень подвижный, поэтому работать он может не только с коробками, но и грузами сложной конфигурации.
В рамках ВЭФ-2021 FESCO подписала соглашение с АО "Атомэнергопром" (структура "Росатома") о создании на территории ВМТП транспортно-логистического узла по организации транзита контейнерных грузов по Северному морскому пути.
Главгосэкспертиза России одобрила проект увеличения терминала "Порт "Вера" до 5 млн тонн угля в год, при этом особый упор будет сделан и на повышение экологичности проекта.
"Главгосэкспертиза России рассмотрела проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство объектов морского угольного терминала "Порт "Вера" в Приморском крае. По итогам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение. Проектной документацией предусмотрено строительство новых производственных и вспомогательных объектов на площадках терминала, предназначенных для обеспечения перевалки угля с железнодорожного на морской транспорт в объеме 5 млн тонн в год", — говорится в сообщении ведомства.
В частности, на морском грузовом фронте планируется строительство технологической площадки N2 грузового причала N1а и расширение грунтовой дамбы. На площадке морского грузового фронта разместят телескопический поворотный конвейер (телестакер) N2 и сопутствующее необходимое конвейерное и вспомогательное оборудование.
На железнодорожном грузовом фронте планируется разместить закрытый вагоноопрокидыватель, который станет более экологичной альтернативой грейферной погрузке угля и позволит минимизировать выбросы угольной пыли в порту.
Терминал "Порт "Вера" расположен в районе мыса Открытый, первый этап строительства был завершен в 2019 году. В 2020 году в целом стивидор отправил на внешние рынки 2,63 млн тонн угля, что почти вдвое превысило показатель 2019 года. Выход терминала на проектную мощность в 20 млн тонн запланирован на 2022 год. Терминал главным образом ориентирован на перевалку угля с Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области, находящегося под управлением "Эльгаугля".
Отметим, что про данным ДВЖД погрузка углей с Эльгинского месторождения в Якутии в 2021 году увеличилась по сравнению с 2020 годом в 2,6 раза, достигнув 14,6 млн тонн. Освоением Эльгинского месторождения занимается "А-Проперти" Альберта Авдоляна. Погрузка угля с Ургальского месторождении в Хабаровском крае составила 6,6 млн тонн (рост на 22,2% к 2020 году). Всего на экспорт в 2021 году отправлено 22,7 млн тонн дальневосточного угля (рост в 1,8 раза к 2020 году).
Tele2 нашла замену Михаилу Прахову, отвечавшему за макрорегион "Байкал и Дальний Восток" с 2017 года, а в январе этого года занявшего должность директора по региональному развитию Северо-Западного филиала "МегаФона". Новым директором макрорегиона "Байкал и Дальний Восток" назначен Вячеслав Стоянов.
Свой путь в Tele2 Вячеслав начал в 2017 году в должности заместителя директора тогда только созданного макрорегиона "Байкал и Дальний Восток". Совместно с командой он участвовал в запуске и расширении покрытия сетей четвертого поколения в Иркутской области и регионах Дальнего Востока.
Директор макрорегиона "Байкал и Дальний Восток" Tele2 Вячеслав Стоянов.. Фото: пресс-служба Tele2
"Для нас "Байкал и Дальний Восток" — стратегически важный макрорегион компании Tele2, который несмотря на удаленность территорий, непростые климатические условия и сложную логистику успешно наращивает долю рынка и повышает удовлетворенность качеством услуг своих клиентов. Я уверен, что профессионализм, управленческие компетенции Вячеслава, его знания и опыт будут способствовать успешному решению поставленных задач и дальнейшему укреплению позиций компании на телекоммуникационном рынке Иркутской области и дальневосточных регионов", — прокомментировал назначение заместитель гендиректора Tele2 по операциям и развитию регионов Дмитрий Лопатухин.
Находящиеся в крайне запущенном состоянии муниципальные тепловые сети Владивостока в 2023 году могут быть переданы в концессию "Дальневосточной генерирующей компании" (ДГК, входит в группу "РусГидро").
Концессия — форма государственно-частного партнёрства, в ходе которого на взаимовыгодных условиях привлекают частный бизнес, чтобы повысить эффективность использования государственной собственности или улучшить качество услуг, обычно оказываемых государством.
Энергетики отмечают, что инфраструктура теплоснабжения Владивостока имеет высокий износ, отличается низкой эффективностью и сверхнормативными потерями теплоносителя.
При этом в городе находятся энергообъекты "РусГидро", обеспечивающие комбинированную выработку электрической и тепловой энергии: ТЭЦ "Восточная", введенная в эксплуатацию в 2018 году, и Владивостокская ТЭЦ-2, где в ближайшие годы завершится масштабная модернизация с полным переводом станции на газ.
Планируется, что "РусГидро" в 2021-2025 годах инвестирует 15,3 млрд рублей в рамках Программы модернизации и реконструкции электросетевого комплекса Приморского края (МИРЭК), разработанной по результатам анализа масштабных отключений в конце 2020 года.
В 2022 году особое внимание будет уделяться повышению надежности электросетевого комплекса во Владивостоке и Надеждинском районе. Кроме того, в текущем году будет разработана необходимая проектная документация и начаты работы по линиям электропередачи, которые питают тяговые подстанции РЖД в рамках развития Восточного полигона железных дорог.
ПАО "РусГидро" объединяет более 60 гидроэлектростанций в России, тепловые электростанции и электросетевые активы на Дальнем Востоке, а также энергосбытовые компании и научно-проектные институты.