3 марта 2022. Мировые производители автомобилей сворачивают производство и останавливают поставки в Россию. Свободных машин в автосалонах практически не осталось. Если иностранные бренды не вернутся на российский рынок, а японское направление останется доступным для отечественных импортёров, эшелоны праворульных б/у автомобилей пойдут на запад. Приморье получит серьёзные преимущества как отправная точка автоимпорта из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, считают источники ИА PrimaMedia.
Из-за санкций многие производители автомобилей приостановили деятельность в Российской Федерации. Среди них BMW, General Motors, Volvo, Mitsubishi, Jaguar Land Rover, Harley Davidson. Концерн VW перестал отгружать машины дилерам. Toyota остановила поставки и производство в России. В автосалонах практически не осталось свободных машин.
Пока первичный рынок несёт огромные потери, спрос перераспределяется в пользу вторичного рынка б/у иномарок. Надежды сосредоточились на японском направлении.
"Скорее всего, санкции не затронут поставки из Японии, так как 90% автомобилей привозят для физических лиц, а физлица не подпадают под ограничения", — рассказал представитель компании "Сумотори-Автопорт".
По словам импортёров, японское направление сегодня остаётся доступным, но рынок замер из-за колебаний курсов валют. Некоторые компании пока принципиально не принимают заказы на автомобили, ожидая, пока стабилизируется курс рубля. Есть вероятность, что завтра прайсы вырастут на 100-200 тысяч рублей. Чем дороже стоит машина в Японии, тем выше на неё пошлина, чем больше объем двигателя (таможенная пошлина рассчитывается по курсу евро исходя из объёма двигателя), тем сильнее она подорожала.
С момента начала военной операции 24 февраля иномарки прибавили в стоимости от нескольких десятков тысяч рублей до миллиона и больше. Так, автомобиль "Тойота Ленд Крузер Прадо", который ещё неделю назад стоил 3,4-3,5 млн рублей, сегодня не купить дешевле 4,5-4,7 млн. В среднем подорожание составило 200-300 тысяч рублей.
Автоаукционы при этом функционируют.
"Пока мы не принимаем заказы даже от тех, кто очень хочет купить автомобиль, невзирая на любые риски. Покупая сегодня, ты не знаешь, во сколько обойдётся машина через месяц. Это первый фактор. Второй — неопределённость с рейсами из Японии. Пока практически все судоходные компании выполняют поставки, но нельзя полностью исключить форс-мажоры. В худшем случае можно купить машину и просто её не вывезти. Третий фактор связан с санкциями в отношении платёжных систем, которые тоже так или иначе повлияли на нашу деятельность", — рассказывает руководитель компании CarWin Дмитрий Забора.
Перестраховаться старается и японская сторона. Японские экспортёры увеличили депозиты на автоаукционах. Если раньше было достаточно предоплаты в 100 тысяч иен, чтобы сделать ставку, теперь суммы достигают миллиона.
"В целом пока никто не торопится делать ставки. А японские экспортёры просто боятся, что клиент купит машину и не сможет её оплатить, поэтому увеличивают предоплату", — поясняет руководитель компании Priority Auto Константин Тарасов.
Что интересно, цены на автоаукционах в Японии даже снизились. Как объясняют в "Сумотори-Автопорт", ввиду приостановки работы некоторых японских компаний, не имеющих представительства в России. Это может частично компенсировать курсовые потери.
"Рынок автоматически регулирует цены: если мы не покупаем машины, то их стоимость снижается. Спрос имеет значение, Россия сейчас это номер один по количеству покупок б/у автомобилей из Японии. И сегодня предложения на аукционах уже дешевле, чем неделю назад, скорее всего, через две-три недели будет еще более приятная картина — это сможет хотя бы частично компенсировать рост курсов валют", — говорит Дмитрий Забора.
По всем прогнозам, если Япония останется доступной для импортёров, а зарубежные бренды не вернутся в Россию, стоит ожидать эшелонов праворульных автомобилей на запад страны. Фактически автолюбитель будет выбирать между отечественным автопромом, машинами китайского производства, которые сегодня представлены в дилерских центрах ДФО, и б/у автомобилями из стран АТР.
В текущих условиях китайский производитель остаётся "темной лошадкой". Известные в КНР бренды Haval, Geely имеют заводы в России и Белоруссии. Chery ранее планировала совместную работу с "Соллерс".
Но собеседники агентства считают, что пока у японского автопрома конкурентов нет. С начала пандемии спрос на японские иномарки резко вырос на западе России. Всё чаще москвичи и жители Северной столицы пересаживаются на "правый руль". Санкции могут только подстегнуть эту тенденцию.
"Японские машины, праворульные автомобили отправляют на запад автовозами или железной дорогой. Спрос смещается в сторону вторичного рынка, и если всё не вернётся в прежнее русло, эта тенденция будет только нарастать", — считает Константин Тарасов.
Дмитрий Забора не видит другого способа купить сегодня "нормальную машину за нормальные деньги", кроме как заказать её в Японии.
"Китайские производители, скорее всего, будут продолжать поставки на Дальний Восток. Но, во-первых, для российского потребителя это пока ещё что-то непонятное. Во-вторых, цены на новые автомобили напрямую зависят от курсов валют и остаются фиксированными. Тогда как цены на аукционах могут снижаться. Надо признать, первичный рынок практически умер", — говорит собеседник.
"Даже если рассматривать период пандемии, когда некоторые производители в Европе и США сократили поставки, это сказалось на ценообразовании новых автомобилей. Соответственно, чем дороже новый автомобиль, тем больше проявляется спрос на автомобили б/у. В текущей ситуации, я думаю, у нас останется только рынок автомобилей б/у, в том числе с территории Японии. А на данный момент это только Япония, потому что с Кореей ясности нет, спрос на китайские машины будет зависеть от ценовой политики производителей", — комментирует представитель "Сумотори-Автопорт".
Константин Тарасов сообщает, что пока многие дальневосточники покупают автомобили на местах: "Наша компания оказывает услуги в подборе автомобилей, которые есть в наличии. Могу сказать, что цены пока выросли в пределах, приемлемых для покупателя. Автомобили представительского класса уровня "Тойота Краун" подорожали где-то на 300-400 тысяч рублей. Что касается более дорогих машин, то цены на них поднялись ещё выше. Например, "Тойота Альфард" прибавила 500-600 тысяч. Чем дешевле автомобиль, тем меньше разница. В категории иномарок стоимостью 600-800 тысяч рублей рост цен составил 30-40 тысяч".
Интересно, что, по данным "Автостата", в 2021 году на один новый автомобиль в РФ было продано почти четыре подержанных, это соотношение стало расти с начала пандемии, спрос сместился в сторону вторичного рынка.
За 2021-й год россияне купили почти 6 млн легковых автомобилей с пробегом, потратив на это 3 трлн 771 млрд рублей. В том числе вырос запрос на машины марки "Тойота". На иномарки этого бренда жители РФ потратили 587 млрд рублей.