Сергей Нападий. Фото: ИА PrimaMedia
— Есть книги, к которым ты обращаешься в определенном состоянии?
— Это Сергей Довлатов. Просто обожаю его. Не проходит и года, чтобы я его не перечитал, переоткрыл для себя. Он мощный. У него короткие предложения. Я узнал, что он корпел над книгами, он мучительно их рождал. Каждое предложение — это своеобразная черта. Моя любимая фраза: "Я давно заметил: когда от человека требуют идиотизма, его всегда называют профессионалом". И потом реально встречаешь: "Сергей, а у меня к вам вопрос как к эксперту, а можете помочь…" И все, это действительно так. У него столько жизненных моментов.
Есть строчка, которую я читаю и думаю: "Ты что делаешь!" Это цитата из "Компромисса": "Мне стало противно, и я ушел. Точнее остался". Я перечитывал и обомлел от этой строки. Это вообще про все наши компромиссы в жизни. Ты внутренне что-то говоришь, но не произносишь.
Я фанат Довлатова. Для меня "Компромисс" и "Иностранка" самые сильные. Наверное, потому, что они очень зрелые по рассуждениям. "Зона" — больше про наивность, мальчишеские рассуждения, "Наши" — ретроспектива на всех своих родственников, попытка "составить свое генеалогическое древо". По-моему, в рассказе "Наши" даже упоминается, что какой-то прадед Довлатова был как-то связан с Владивостоком. Если бы я был мэром, обязательно бы этот момент как-то "заземлил", "Иностранка" — история Маруси Татарович, с которой он встречается на конференции уже 50-летним иммигрирующим писателем, уже известным в Штатах. Он рассказывает нам о ее жизни. Очень интересно.
— Если бы ты снимал о Довлатове фильм, каким бы он (Довлатов) у тебя был?
— Я бы снял очень жизненно, не грузя мрачными красками. Я его представляю. Но знаю, что мы бы с ним, возможно, в реальной жизни не понимали бы друг друга во многом. Он очень сильно пил. В этом есть какая-то тоска, способствующая писательству, но это же не интересно, там тебя настоящего мало. У меня много вопросов к нему. И Познер задает в своих интервью вопрос: " С кем бы ты хотел встретиться?" Вот Довлатов — это тот человек. Возможно, мы бы даже сидел друг напротив друга и молчали.
— Но ты бы все понял?
— Да. Я бы все понял. И если бы снимал, повторю, он был бы очень обычным. Почему-то люди забывают, что даже те, кто делает свершения, в первую очередь — обычные люди. Все могут сказать чушь, разозлиться и наорать, влюбиться, разочароваться.
— Кого-нибудь из приморских писателей читаешь?
— Константина Ратченко очень люблю. И соцсети его читаю. И не потому что друг, а потому, что нравится, как формулирует человек: настолько неоднозначно, порой по посылу шокирующе. Знаю, есть Василий Авченко, но я не читал.
— Есть то, что тебе сложно читать по каким-либо причинам?
— У меня есть автор, с которым я не могу справиться. Но думаю, и не нужно этого делать. Стоит просто иногда что-то брать от него, цепляться взглядом. Это Мераб Мамардашвили. Он может анализировать Пруста, потом, чтобы объяснить какой-то феномен, он идет в книгу, которую ты не читал. Тебе нужно ее читать, а она не менее сложна, чем рассуждения Мамардашвили. И там на каждой странице смыслы цепляются друг за друга. Ты с лупой одно предложение расшифровываешь.
— По традиции, топ-5 книг от Сергея Нападия.
— "Компромисс" Сергея Довлатова — это первое место.
Над вторым я думал и вспомнил "Императора Наполеона" Эдварда Радзинского. Я слушал эту книгу в аудиоформате, прогуливаясь вечером, и помню, что она меня дико вдохновила, мотивировала. Я думал, ого, Наполеон знал, командовал, читал, любил — ух! И ты такой: нельзя, нельзя ждать.
Даже помню, написал письмо Радзинскому, мол, что ж вы творите, это очень мощно. Он поблагодарил.
Третье — это "Анна Каренина". Вообще Толстой — это просто любовь. У меня был эпизод: на даче помогал теще с огородом, укладывал детей и думаю, что-нибудь почитаю, побубню, чтобы сын скорее уснул. И беру книгу "Воскресение", последний его роман. Читаю, а там: женщина в суде, ее судьба, правосудие, как ее ломают родители, семья, условия, как она с мужчинами сходится. Я вообще потерялся в ней. Потом, естественно, в наушники — погнали. Прочитал, подумал, а "Войну и мир" со школы-то не трогал, полез туда. Слушал, где-то плакал, где-то думал: "Как вообще можно было знать, что у женщины так все может происходить?!" И "Анну Каренину" тоже перечитываю, думаю: "Неужели мог вселяться в голову к другим людям". Гениально написано.
Четвертое место — это моя педагогическая база. Людмила Петрановская — "Большая книга про вас и вашего ребенка". Это еще и классно написано. Я привозил Людмилу Владимировну во Владивосток от образовательного центра "Дела". Едем с ней, я говорю: "Как вы так написали, что, как только какие-то трудности с ребенком, я в вашей книге нахожу ответ?" Она говорит: "Я старалась". Петрановская, и правда, невероятная.
И пятое место — это "Гарри Поттер" Джоанн Роулинг. Сейчас впервые его читаю с дочкой. И это счастье.
Вообще хотел бы сказать, что книги, культура — это единственное, что стоит обсуждать. Обсуждение жизненных событий, других людей — это все не то. А обсуждение героев книг, их написания, фильмов по книгам — это важно, это наполняет.
Смотрите полную версию на сайте >>>