19 сентября 2022. Грузопотоки Дальнего Востока вынужденно переориентированы с железнодорожного на речной транспорт для транспортировки товаров в Азию. Китай дополнительно закупил три баржи, чтобы обеспечить помощь в разгрузке портов. Об этом говорится в докладе "Региональная экономика: комментарии ГУ" от Центрального банка России, сообщает ИА PrimaMedia.
Грузооборот России постепенно пытается переориентироваться на Восток в связи с непростыми экономическими условиями, которые создают бывшие западные партнеры. Судя по официальному докладу ЦБ, намечена вполне положительная тенденция, но не без "черных пятен на Солнце".
На данный момент фиксируется перенос транспортировки грузов с железнодорожного транспорта на речной, поскольку грузооборот России значительно вырос благодаря торговым отношениям со странами Азии. Дополнительным препятствием к перенаправлению российских товаров на азиатские рынки служит географическое размещение ресурсов и существующих производств. Это приводит к значительным финансовым и производственным издержкам.
"В условиях высокой загрузки железной дороги грузопотоки частично переориентировались на речной транспорт. Для обслуживания растущего потока грузов реализовывались проекты по развитию транспортной инфраструктуры", — сказано в докладе.
Сообщается, что Китай со своей стороны также способствует переносу нагрузки. Для этих целей партнерская сторона закупила три новых речных баржи. В июле, впервые с марта 2022 года, увеличились ставки фрахта из Владивостока до портов Южной Кореи и Японии — по сравнению с началом года они выросли почти в 1,5 раза. Тарифы на доставку в обратном направлении в июне — августе не менялись.
На фоне переориентации грузопотоков на Дальний Восток продолжили реализовываться проекты по развитию транспортной инфраструктуры. В июле после двухлетнего перерыва возобновилась работа пункта пропуска на границе с Китаем, открылась первая скоростная платная автомобильная дорога, в августе запущен мультимодальный сервис через мост на реке Амур. Транспортные компании отмечали рост спроса на автомобильные перевозки в сторону запада России. На фоне этого в августе тарифы выросли более чем на треть за последние три месяца.
Таким способом транспортировки уже воспользовалась одна из крупнейших угольных компаний из Хабаровска, поскольку ЖД-транспорт оказался сильно "забит". Сообщается, что добыча угля на текущий момент превышает показатели прошлого года в 1,2 раза. Многие предприятия угольной промышленности Сибири и Дальнего Востока лишились доступа к европейским рынкам из-за введенного эмбарго, однако оперативно "перестроились" на восточных партнеров. Однако теперь по необходимости они предоставляют дисконт на свои товары из-за резко возросшей конкуренции в странах Азии.
Несмотря на рост добычи угля на территории ДФО, параллельно с этим в июне-июле сократилась добыча нефти и золота. В случае с нефтью, во-первых, сохранились проблемы с отгрузкой сырья, во-вторых, на одном из шельфовых проектов Сахалина в июле-августе не возобновилась добыча из-за наличия проблем с получением страховки танкеров, признаваемой другими странами. Загрузка производственных мощностей оставалась минимальной.
При этом, совокупная мощность газо— и нефтепроводов, идущих в европейские страны, также значительно превосходит возможности трубопроводов в направлении Азии.
Стоит напомнить, что схожая ситуация возникла и с пропускной мощностью дальневосточных погранпереходов в Китай. Ранее ИА PrimaMedia сообщало, что что она превышает "норму" в 20 раз. На фоне переориентации грузопотоков с запада на восток в ДФО продолжают создаваться проекты по развитию транспортной инфраструктуры: в июне был запущен первый мост между Россией и Китаем в Амурской области. Также в ближайшее время будет открыт четвертый железнодорожный пограничный переход между Россией и Китаем в ЕАО, что позволит существенно снизить нагрузку на Транссибирскую магистраль.
Напомним, источником информации для доклада "Региональная экономика: комментарии ГУ" является мониторинг нефинансовых предприятий, который проводят главные управления Банка России.