Нужно думать не о том, что над землей во Владивостоке, а что под землей - Павел Крестов

Большое интервью директора Ботанического сада о растениях-предсказателях, переходе с риса на маниок и зеленом Владивостоке
Интервью с директором Ботанического сада Павлом Крестовым
Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

2 октября 2022. Почему Владивостоку не удается превратиться в цветущий город-сад? Для чего выводить специальные дальневосточные семена? Как растения могут предупреждать тайфуны и свидетельствовать о глобальном потеплении? Об удивительных, неожиданных и подчас шокирующих моментах в озеленении Приморья в большом интервью ИА PrimaMedia рассказал доктор биологических наук, директор ФГБУ Ботанический сад-институт ДВО РАН Павел Крестов. 

Почему Владивосток — еще не город-сад?

— Эта пресловутая комфортная городская среда, парки и скверы, очень хорошо развиты в Москве и иных городах, но Приморью и Владивостоку, в частности, с этим не шибко повезло. Что произошло с зеленым хозяйством, почему город стал лысым? 

— Действительно, комфортная городская среда — это вопрос ведения, да и разумности организации городского хозяйства. Город — очень комплексная система, перед его администрацией всегда стоит множество крупных задач. Идеальная среда — это продукт комплексного планирования и бескомпромиссного следования планам. На деле есть множество объективных и субъективных причин отклонения от гипотетического (в нашем городе) плана развития. 

Часть из них диктуется потребностями естественного развития городского хозяйства, внутренними стимулами. А часть — нашим диковатым бизнесом: по плану нужен сквер, но больше денег принесет высокоэтажная застройка. Вот поэтому гармонично развитое городское хозяйство с большим блоком комфортной городской среды у нас осталось в 1960-х и 70-х годах. В этой гармонии прекрасно себя находил тогда Ботанический сад: были разработаны практически все возможные рекомендации о составе растений, которые можно использовать в озеленении нашего города. Они применялись и учитывались. Первое серьезное отклонение в городском озеленении произошло тогда, когда стали массово завозить саженцы с европейской части страны, а часть саженцев была подарена США перед встречей на верхних уровнях: Брежнев — Форд, Хрущев — Никсон. У нас появилось множество экзотических для того времени растений-американцев: та же самая робиния ложноакациевая, известная как белая акация, на самом деле — очень страшный инвазивный вид. Обычно он внедряется в естественные насаждения и там начинает вытеснять виды естественной растительности. Но вот с акацией у нас этого не произошло, потому что климат у нас все-таки достаточно жесткий. 

Не совсем удачным решением, например, было массовые посадки тополя в городе где-то в 1970-х. Срок жизни тополя в городских условиях это 30-40 лет. После он просто элементарно весь вывалился, и город остался голым, а старые тополя стали представлять угрозу для городской инфраструктуры и жителей. 

18+
© 2005—2025