Когда рассосётся пробка у Великой Китайской стены?

Строгие коронавирусные ограничения в КНР сдерживают аппетиты российского бизнеса
Тематическая иллюстрация
Фото: ИА PrimaMedia

1 декабря 2022. "Разворот на Восток" приносит свои плоды — в ноябре перевозки грузов по железной дороге в сообщении с Китаем впервые превысили 100 млн тонн с начала года. По полной (а иногда и свыше) загружены автомобильные и железнодорожные переходы в Приморье. Грузоотправители отмечают, что в ноябре сроки доставки из КНР выросли до 60 дней. Ситуацию осложняют новые ограничения, введенные соседом на фоне ухудшения ситуация с коронавирусом, сообщает ИА PrimaMedia.

Китай с самого начала пандемии коронавируса придерживался политики "нулевой терпимости" к вирусу, местный противоэпидемиологический контроль был и остается одним из самых строгих в мире.

В последнее время всё больше компаний РФ, работающих с китайскими производителями, сообщают о проблемах из-за новой волны ограничений, введенных в КНР из-за роста числа заболевших коронавирусом.

Российская таможня сообщает, что нагрузка на автомобильные и смешанные пункты пропуска на границе в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. Карантинные меры и санитарные ограничения, вплоть до запретов на поставки определенных видов продукции, сдерживают увеличение российского несырьевого экспорта, импорт же ограничивают локдауны в китайских городах и заторы на границе.

Отправление переносится…

Руководитель комитета по транспортной логистике "Деловой России", заместитель директора логистической компании "ПЭК" Вадим Филатов на международном муниципальном форуме стран БРИКС+ (16+) заявил, что самая напряженная ситуация сложилась в морских перевозках из Китая в Россию. Порты перегружены, срок ожидания разгрузки может занимать 30 дней, не хватает ж/д мощностей для вывоза грузов из порта Владивосток.

В итоге, транзитное время уже увеличилось с 45 до 60 дней и ежедневно продолжает расти. Все длиннее очереди на автомобильных погранпереходах, грузовики проводят в заторах на погранпереходах от пяти до десяти дней,

— сказал заместитель директора логистической компании "ПЭК" Вадим Филатов.

По его словам, прогнозируемые сроки грузы из Китая можно доставить только авиатранспортом и ускоренными контейнерными поездами. Авиадоставка занимает 8-11 дней, транзитный срок ж/д перевозки — 30-40 дней. Компании сталкиваются с изменениями в графике выхода поездов, отправление переносится на 5-10 дней.

В ноябре начались задержки на станциях приема контейнерных поездов Московского ж/д узла. Инфраструктура не справляется с возросшим количеством контейнеров, не хватает свободных мощностей на складах временного хранения, спецтехники для разгрузки контейнеров. В результате, поезда могут простаивать в очереди на разгрузку до пяти дней.

Нерыбный день

Как пояснил "Коммерсанту" (16+) глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, с начала пандемии на торговлю России и Китая сильно влияли санитарные ограничения, которые вводили как центральное правительство, так и регионы и профильные службы КНР.

Помимо запрета поставлять отдельные группы товаров и физической перегруженности пунктов пропуска в связи с карантинными процедурами дополнительной проблемой была непредсказуемость и необъяснимость вводимых ограничений для бизнеса. "Например, филе минтая было признано опасным — потенциальным переносчиком коронавируса, но краб и морепродукты продолжали ехать", — отметил министр.

Россия за 10 месяцев 2022 года, по предварительным данным, увеличила экспорт продукции АПК в страны Азии (в расчет включены государства Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) на 14% в стоимостном выражении, следует из данных центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе.

В Китай за это время отправлено сельскохозяйственных и продовольственных товаров на 34% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Такой рост во многом обусловлен продажами рапсового масла, которые увеличились в 2,2 раза и стали лидирующей категорией в российских поставках на китайский рынок. На втором месте — мороженая рыба, экспорт которой вырос в 1,8 раза.

По мнению экспертов отрасли, на которых ссылается "Агроэкспорт", рост отгрузок рыбной продукции обусловлен восстановлением прямого экспорта в Китай после ограничений, связанных с коронавирусом.

По данным ОАО "РЖД", за 10 месяцев 2022 года в Китай с участием ж/д транспорта было экспортировано более 46 млн тонн энергетических грузов российских производителей. Экспорт каменного угля в КНР за этот период превысил 40 млн тонн, что на 52% больше аналогичного периода прошлого года.

Мы отмечаем существенное увеличение экспортных перевозок энергетических грузов из большинства регионов России, основной прирост обеспечивают предприятия из Амурской и Кемеровской областей, а также республики Бурятия и Саха (Якутия). Особенно хотел бы отметить увеличение экспортных перевозок из европейской части России в Китай с участием железных дорог Восточного полигона, объем таких перевозок на 10 месяцев этого года в 13 раз превысил показатели аналогичного периода прошлого года",

— сказал замглавы ОАО "РЖД" Алексей Шило в ходе Российско-Китайского бизнес-форума (16+).

По данным ДВЖД, перевозки грузов через пограничный железнодорожный переход Камышовая (Приморский край) — Хуньчунь (провинция Гирин, Китай) в январе-октябре 2022 года увеличились в обе стороны на 15,1% по сравнению с показателем аналогичного периода 2021 года и составили более 2,9 млн тонн. В том числе контейнерные отправки в Китай увеличились в 5 раз, достигнув 279 тысяч тонн. В октябре через погранпереход осуществлены перевозки 244 тыс. тонн грузов (рост на 43,2% относительно октября 2021 года). Экспорт угля в Китай составил 161 тысячу тонн (рост на 4,7%).

Погранпереходы на пределе

В Федеральной таможенной службе (ФТС) “Ъ” подтвердили, что автомобильные и смешанные пункты пропуска на российско-китайской границе функционируют в условиях ряда ограничений и запретов, введенных китайской стороной, и загрузка в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. В среднем количество пропускаемых грузовых транспортных средств выросло на 30–60%, при этом доля товаров из КНР, которые попадают под досмотр в этом году, снизилась почти в два раза — до 2,1%.

Сократились и сроки выпуска товаров по декларациям в морском порту Владивостока (в течение четырех часов с момента из регистрации выпускается 85,4% товаров). Время работы некоторых автомобильных пунктов также было увеличено, в случае необходимости рабочий день продлевается до "последнего автомобиля.


Закрытый погранпереход. Фото: ИА PrimaMedia

Чего ждём

Аналитики Goldman Sachs полагают, что Китай может завершить политику "нулевой терпимости" к коронавирусу раньше, чем ожидалось первоначально. При этом они видят растущие шансы на ее хаотичное прекращение на фоне распространения заболеваемости и протестов против ограничений. По мнению экспертов, существует некоторая вероятность "беспорядочного" прекращения политики. В то же время они придерживаются прогноза, согласно которому шансы на открытие китайской экономики до начала второго квартала 2023 года составляют 30%.

Отметим, что почти 42% японских компаний ожидают снижения операционной прибыли от работы в Китае в 2022 году, что, вероятно, обусловлено негативным влиянием на бизнес антиковидных ограничений, вводимых китайскими властями в рамках политики "нулевой терпимости" к COVID-19, пишет The Japan Times.

Доля японских компаний, которые ожидают роста операционной прибыли от своей деятельности в Индии составляет 63,2%, во Вьетнаме — 47,6%, в Индонезии — 47%. На фоне восстановления экономик этих государств после кризиса, вызванного пандемией, бизнес смотрит на них с оптимизмом.

Между тем, почти 60% японских промпроизводителей планируют пересмотреть свои цепочки поставок. Из них 57,5% намерены поменять поставщиков, а 42% думают о замене на другие материалов и деталей.

А российский Дальний Восток предлагает Китаю новые проекты инвестиционного сотрудничества. 

"В портфель межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству включены три новых проекта — по созданию приграничной транспортно-логистической зоны в районе железнодорожной станции Забайкальск, строительству российско-китайского предприятия по производству электротранспорта в Иркутской области, а также по созданию индустриального парка циркулярной экономики на Сахалине", — сказал ТАСС (16+) генеральный консул РФ в Шэньяне Сергей Черненко.

Смотрите полную версию на сайте >>>