Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А что у Коржа? В лучшем случае скромный школьный учитель рисования в синей курточке, почему-то сидящий на белых камнях у моря (для школьников натуру выбирающий, не иначе), взгляд с прищуром и добрая улыбочка.
Так, может быть, доброта и есть главное свойство характера Виктора Шлихта? Несомненно, надо быть добрым и покладистым человеком, чтобы позировать, сидя на голых камнях (ну-ка, пойдите посидите часок-другой), только потому, что собрату-художнику понравились эти камни — белые, круглые, необычные.
— Редкий пляж встретишь с такими камнями в Приморье, — рассказывает Евгений Корж.
Ну а потом, как положено, для истории:
— Я хотел изобразить художника, который очень внимательно смотрит на природу и на то, что он изобразил или пытается изобразить. Я хотел сделать потрет художника природы. Как он находится в природе, как он чувствует себя в ней, как он думает, как работает.
Да вот так и думал, так и работал, как мне кажется. Сначала "белые камни", потом — всё остальное. Под "белыми камнями", естественно, можно понимать что угодно. Например, на картине, которая понравилась мне на выставке больше всего, — это маяк (белый, кстати). Работа так и называется — "Маяк".
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Но интересная штука. На ближнем плане — стволы деревьев с геометрическими бликами и тенями, вырастающие из таких же прибрежных скал (таких же по цвету, бликам и геометрии), и только на заднем плане, по ту сторону залива, на высокой горе — белый маяк в красной шапочке. Тут тебе и окончание пути, дао (вспоминается роман Вирджинии Вульф "На маяк" (16+), сюжет которого вторичен, главное — наблюдения и рассуждения), и осознание того, как можно путь преодолеть. Напрямую — плыть надо, стало быть, лодку строить. В обход (как у всех нормальных героев) — долго и нет гарантии, что дорогу не потеряешь или осилишь. Можно, конечно, просто на маяк смотреть. Тоже дело.
Или такая картина — "Случайные связи". Какой-то оранжевый плод, напоминающий дно человеческого глаза, кувшин, тень кувшина, стена в трещинах, тень стены, еще один непонятный продолговатый предмет — что их связывает? Художник? Его взгляд? Ну-у-у, как банально!
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Хорошо, ищите тогда свои связи, уже неслучайные, между этими "белыми камнями" Михалыча, расставляйте их по-своему на доске, где идет бесконечная игра в рэндзю. Но помните — белый цвет символизирует не только свет и чистоту, но и печаль и траур. А вот черный цвет — это цвет радости. Неожиданно? Но так у японцев. А Шлихт, как нам уже объяснили, испытывал в своем творчестве "влияние восточной культурной ауры".
— О Викторе Михайловиче Шлихте написано много. Начиная с Марины Куликовой, которая первой начала работать с неформальными, "левыми", как их называли, художниками, в числе которых был и Шлихт. Виктор Михайлович был в числе тех шести художников, которые "вошли" в выставку <неформальных художников>, которая была организована у нас в картинной галерее в 1988 году. Это вообще была первая в стране выставка неформальных художников в музейном пространстве, — говорит заместитель директора по научной работе Приморской государственной картинной галереи кандидат искусствоведения Наталья Левданская.
Тоже свой "белый камень" находит.
А вообще-то Шлихта выставляли на выставках и раньше. Но где-то на входе. Как он сам говорил, "в предбаннике". Концептуальная живопись, верность стилистике постимпрессионизма в эпоху развитого соцреализма не очень приветствовалась.
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Наталья Левданская. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
— Что объединяло эту группу художников (приморских неформалов, для которых лидерами являлись Матисс, Сезанн, Пикассо и др. — А.К.)? Приморье. С его особенным светом, с его морем, его небом, с тем, чего не было ни у кого. Чем выделяется творчество Шлихта? Во-первых, это человек, у которого было и художественное, и дизайнерское образование, которое он получил в Москве. В рамках реалистичного искусства ему было уже тесно. А если он дизайнер, то с него и взятки гладки. На самом деле он работал как сложившийся художник. А еще он очень увлекался восточной поэзией и вообще восточным искусством. Например, в китайском жанре шань-шуй (гора-вода) пейзаж — это отражение внутреннего состояния человека, его понимания какого-то вселенского, мирового порядка. И у Шлихта это получилось. Художники рассказывали, что они часто ездили в Сидими (сейчас село называется Безверхово — А.К.). И чуть свет искали "мотивы". А Виктор Михайлович выйдет из своего домика, чуть повернется в другую сторону и найдет другой "мотив". Это был настолько обогащенный внутренне человек, что каждый маленький "мотив" у него превращался в жизненное измерение, наполненное богатой образностью, — лишний раз подтвердила теорию "белых камней" Наталья Левданская.
Ну и от себя добавлю. Картины Шлихта — это не то, во что нужно свой нос совать. Пейзажи Шлихта лучше всего смотреть мимоходом, издалека, от порога. Зашел в дом с морозца, идешь к себе по длинному коридору, глядь — дверь по соседству открыта, люди в комнатах толкутся, разговоры умные разговаривают.
Выставка "Михалыч" в ЦСИ "Артэтаж". Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Искусство Шлихта — это искусство, которое всегда рядом, одной ногой — в нашей повседневной реальности, другой — в реальности художнической, где предметы вроде бы те же, да не те же. А точнее, вроде бы не те же, а на самом деле те же.
Ибо у человека два глаза, и благодаря этому он воспринимает изображение трехмерным, то есть по-настоящему реальным в том трехмерном пространстве, где мы живем.
Смотрите полную версию на сайте >>>