13 февраля 2024. Инициатором выставки "Акватория/Тайга" (0+), на которой представлены фотоработы известного приморского гидрогеолога, бизнесмена, альпиниста, дайвера и прекрасного фотохудожника Сергея Эйдуса, стал галерист и основатель Центра современного искусства "Артэтаж" Александр Городний. По его признанию, поводом для выставки стал фотоальбом Сергея Эйдуса "Акватория. Залив Петра Великого" (0+), выпущенный в 2022 году издевательством "Рубеж". Городний был восхищен альбомом и решил, что фотографии Эйдуса обязательно должны стать достоянием общественности. И вот выставка состоялась, благо было из чего выбирать. За годы путешествий по всему миру Сергей скопил огромный фотоархив, в котором нашлось место и Африке, и Южной Америке, и Тибету, и Камчатке, и другим уголкам планеты. Однако для выставки были выбраны работы, посвященные Приморью. И надо сказать, для многих они стали откровением, включая обозревателя ИА PrimaMedia Александра Куликова.
Скажу сразу, у меня был особый интерес к выставке Сергея Эйдуса, поскольку в декабре 2004 года я брал у него интервью как у члена команды приморских альпинистов, которые в октябре 2004 года покорили безымянный пик на Тибете (совместно с группой канадских альпинистов). По существующим правилам, покорители вершины имели право дать ей имя. Перед восхождением долго перебирали возможные названия, думали-думали и, наконец, приняли предложение Сергея назвать пик именем его дочери Марии, которая родилась 1 марта 2004 года.
Выставка "Акватория/Тайга". Сергей Эйдус. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
После покорения вершины все полагающиеся документы были переданы в Москву для включения в Российский классификатор вершин. А там уже отечественная федерация альпинизма сообщила международной ассоциации о том, что на Тибете появился пик Марии.
Как рассказал тогда Сергей, восхождение на безыменный пик, ставший пиком Марии, проходил не без труда, хотя это была тренировка перед главным восхождением (в зачет чемпионата России) на соседний пик Гроссвенор. Думали обернуться за день, а пришлось делать две ночевки. Да и то сказать, пик Марии лишь на 100 метров ниже Эльбруса, высочайшей вершины Европы.
— Сергей, а сможет ли когда-нибудь Мария взойти на пик своего имени? — спросил я тогда у Сергея.
И услышал в ответ, что альпинизм не женское, в общем-то, дело, в отличие от скалолазания например.
— Хотя сам бы я Машку в горы не пустил. Со мной — куда угодно, — сказал Эйдус.