Логистика в регионах: чего ждать заводам и предприятиям Дальнего Востока от цифровизации

Вид на морской порт
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

22 августа. Цифровизация логистики продвигается государством на федеральном уровне — так, в 2023 году Минтрансом была создана Стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса. Поэтому сейчас во всех регионах идет активное внедрение цифровых технологий. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали" (12+), рассказал, с какими проблемами сталкивается логистика Дальнего Востока, и как цифровизация поможет заводам и предприятия снизить расходы.

Что происходит с логистикой Дальнего Востока 

Дальний Восток на данный момент играет одну из главных ролей в международной логистике России. После введения санкций в 2022 году и переориентацией российской международной торговли на восток нагрузка на логистические сети Приморья, Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока значительно усилилась. При этом, количество железнодорожных и авиационных перевозок сократилось в пользу автомобильных.

И здесь перед перевозчиками встала главная проблема — неудовлетворительно развитая дорожная инфраструктура. Так, губернатор Приморского края Олег Кожемяко выдвигал инициативу о передаче пограничной инфраструктуры в федеральную собственность, потому что подъездные пути к погранпереходам не соответствуют современным требованиями. Их реконструкция будет стоить около 23 миллиардов рублей.

При этом, Дальний Восток имеет огромные перспективы для российской международной логистики. В регионе строятся крупные логистические и производственные объекты — транспортно-логистический центр в Артеме, Находкинский завод минеральных удобрений и Приморский металлургический завода, кластера судостроения и судоремонта. Это требует, в первую очередь, вложений в строительство автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный, которая связывает международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с китайской границей и южно-восточными портами.

Еще одна проблема — неудовлетворительное состояние некоторых мостов и пограничных переходов на границе с Китаем. В одном только Приморье 380 мостовых переходов. Модернизация пограничных переходов идет — например, в конце 2024 года планируют завершить работы по реконструкции автомобильного пункта пропуска Пограничный. Работы по ремонту дорожного полотна и погранпунктов уже идут, а некоторые объекты сдаются раньше срока. Так, например, в 2023 году было обновлено более 400 км трассы "Уссури". 

Как цифровизация поможет предприятиям Дальнего Востока

Хотя некоторые проблемы дальневосточной логистической отрасли уже взяты под контроль государства, на их решение потребуется время. Чтобы улучшить ситуацию с логистикой в кратчайшие сроки, предприятия обращаются к современным технологиям. 

Главная проблема, которую можно решить с помощью цифровизации — это ускорение необходимых операций, связанных с перевозкой грузов. Например, при помощи электронного документооборота. Так, Министерство транспорта РФ создало Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) — она сделана для формирования единой информационной среды, где собираются данные о грузоперевозках. С помощью системы можно оформить электронные договоры фрахтования (ЭДФ), заказы (заявки) (ЭЗЗ), заказы-наряды (ЭЗН), путевые листы (ЭПЛ), сопроводительные ведомости (ЭСВ) и транспортные накладные (ЭТрН). В будущем в ГИС ЭПД планируется ввести функцию резервирования времени прибытия к погранпункту, чтобы избежать очередей.

Еще одна задача цифровизации — возможность полного контроля за грузами. GPS-трекеры, установленные на транспортных средствах, позволяют отслеживать местоположение груза в любой момент времени. Это помогает точнее прогнозировать время прибытия груза и вовремя реагировать на задержки. Кроме того, трекеры подскажут, на каком участке пути возможны сбои и затруднения в движении, и уберегут от недобросовестных работников, которые могут потерять груз. 

Проблема в том, что на российском рынке сейчас используется множество разноплановых цифровых решений, которые предлагают разные модели взаимодействия, из-за чего у заводов и предприятий Дальнего Востока часто возникает путаница. Поэтому основные задачи, которые предстоит решить российской логистике — это повышения уровня информирования бизнеса и создание единых форматов цифровых инструментов.

С каждым годом интерес заводов и предприятий к цифровизации растет, в том числе и потому, что ее развитие сегодня поддерживается как на региональном — например, Губернатор Приморского края активно содействует перехода на "цифру", так и на федеральном уровне. По данным "Яндекс Магистрали", платформы для управления перевозками по разным плечам доставки, около 70% заводов хотят автоматизировать свои процессы, чтобы избавиться от рутинных задач и повысить качество аналитики. Таким образом заводы и предприятия смогут повысить экономическую эффективность от 8 до 16%. 

Цифровизация на Дальнем Востоке сейчас 

В настоящее время уже реализовано несколько государственных проектов по цифровизации дальневосточной логистики. Среди них:

  • Подключение порта Владивосток к системе "единого окна". Эксперимент проводится на базе ГИС ЭПД и позволяет осуществлять бесшовные мультимодальные перевозки.
  • Использование электронных навигационных пломб. С помощью мобильного приложения таможня может фиксировать пломбировку контейнера и удаленно отслеживать его перемещение. Сообщается, что благодаря этому отправка контейнеров уже ускорилась на несколько часов.
  • Инновационная система информационной обработки во Владивостокском порту. С ее помощью все документы оформляются в электронном виде, а время отправки грузов сократилось до двух с половиной суток. При этом, транспортная группа FESCO, управляющая портом, выразила готовность делиться наработками со всеми участниками рынка. 
  • Цифровой двойник порта Владивосток. Инновационный инструмент позволяет следить за всем пространством порта и, в частности, заранее определять место хранения и траекторию передвижения груза в терминале. Двойник подключен к другим системам порта — видеонаблюдению, производственно-информационной системе, АИС. Пока инструмент действует в демо-режиме.

По словам специалистов компании FESCO, в планах у них — дальнейшее развитие технологий. Например, большие перспективы у применения ИИ в логистике. Уже сейчас ИИ-модель во Владивостокском порту умеет определять срок нахождения контейнера в терминале, что помогает оптимизировать прием и отправку грузов.

В заключение 

По словам Полины Давыдовой, директора Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", основные пожелания участников рынка для цифровизации логистики — это внедрение ЭДО, создание единых IT-инструментов и мониторинг грузов. Все это позволит значительно оптимизировать логистику и сократить время доставки грузов. И так как Дальний Восток сейчас — одно из самых перспективных логистических направлений, то внедрение цифровых решений там требуется в первую очередь. И не последнюю роль здесь играет готовность предприятий перейти на новые форматы работы.

В регионе уже проводятся масштабные проекты по цифровизации — такие, как создание цифрового двойника порта Владивосток и применение ИИ для оптимизации расчетов. Поэтому заводам и предприятиям нужно быть готовым к скорейшему внедрению инноваций, чтобы не столкнуться с проблемами при оцифровке бизнеса.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость