22 августа. Цифровизация логистики продвигается государством на федеральном уровне — так, в 2023 году Минтрансом была создана Стратегия цифровой трансформации транспортного комплекса. Поэтому сейчас во всех регионах идет активное внедрение цифровых технологий. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали" (12+), рассказал, с какими проблемами сталкивается логистика Дальнего Востока, и как цифровизация поможет заводам и предприятия снизить расходы.
Дальний Восток на данный момент играет одну из главных ролей в международной логистике России. После введения санкций в 2022 году и переориентацией российской международной торговли на восток нагрузка на логистические сети Приморья, Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока значительно усилилась. При этом, количество железнодорожных и авиационных перевозок сократилось в пользу автомобильных.
И здесь перед перевозчиками встала главная проблема — неудовлетворительно развитая дорожная инфраструктура. Так, губернатор Приморского края Олег Кожемяко выдвигал инициативу о передаче пограничной инфраструктуры в федеральную собственность, потому что подъездные пути к погранпереходам не соответствуют современным требованиями. Их реконструкция будет стоить около 23 миллиардов рублей.
При этом, Дальний Восток имеет огромные перспективы для российской международной логистики. В регионе строятся крупные логистические и производственные объекты — транспортно-логистический центр в Артеме, Находкинский завод минеральных удобрений и Приморский металлургический завода, кластера судостроения и судоремонта. Это требует, в первую очередь, вложений в строительство автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный, которая связывает международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" с китайской границей и южно-восточными портами.
Еще одна проблема — неудовлетворительное состояние некоторых мостов и пограничных переходов на границе с Китаем. В одном только Приморье 380 мостовых переходов. Модернизация пограничных переходов идет — например, в конце 2024 года планируют завершить работы по реконструкции автомобильного пункта пропуска Пограничный. Работы по ремонту дорожного полотна и погранпунктов уже идут, а некоторые объекты сдаются раньше срока. Так, например, в 2023 году было обновлено более 400 км трассы "Уссури".
Хотя некоторые проблемы дальневосточной логистической отрасли уже взяты под контроль государства, на их решение потребуется время. Чтобы улучшить ситуацию с логистикой в кратчайшие сроки, предприятия обращаются к современным технологиям.
Главная проблема, которую можно решить с помощью цифровизации — это ускорение необходимых операций, связанных с перевозкой грузов. Например, при помощи электронного документооборота. Так, Министерство транспорта РФ создало Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) — она сделана для формирования единой информационной среды, где собираются данные о грузоперевозках. С помощью системы можно оформить электронные договоры фрахтования (ЭДФ), заказы (заявки) (ЭЗЗ), заказы-наряды (ЭЗН), путевые листы (ЭПЛ), сопроводительные ведомости (ЭСВ) и транспортные накладные (ЭТрН). В будущем в ГИС ЭПД планируется ввести функцию резервирования времени прибытия к погранпункту, чтобы избежать очередей.
Еще одна задача цифровизации — возможность полного контроля за грузами. GPS-трекеры, установленные на транспортных средствах, позволяют отслеживать местоположение груза в любой момент времени. Это помогает точнее прогнозировать время прибытия груза и вовремя реагировать на задержки. Кроме того, трекеры подскажут, на каком участке пути возможны сбои и затруднения в движении, и уберегут от недобросовестных работников, которые могут потерять груз.
Проблема в том, что на российском рынке сейчас используется множество разноплановых цифровых решений, которые предлагают разные модели взаимодействия, из-за чего у заводов и предприятий Дальнего Востока часто возникает путаница. Поэтому основные задачи, которые предстоит решить российской логистике — это повышения уровня информирования бизнеса и создание единых форматов цифровых инструментов.
С каждым годом интерес заводов и предприятий к цифровизации растет, в том числе и потому, что ее развитие сегодня поддерживается как на региональном — например, Губернатор Приморского края активно содействует перехода на "цифру", так и на федеральном уровне. По данным "Яндекс Магистрали", платформы для управления перевозками по разным плечам доставки, около 70% заводов хотят автоматизировать свои процессы, чтобы избавиться от рутинных задач и повысить качество аналитики. Таким образом заводы и предприятия смогут повысить экономическую эффективность от 8 до 16%.
В настоящее время уже реализовано несколько государственных проектов по цифровизации дальневосточной логистики. Среди них:
По словам специалистов компании FESCO, в планах у них — дальнейшее развитие технологий. Например, большие перспективы у применения ИИ в логистике. Уже сейчас ИИ-модель во Владивостокском порту умеет определять срок нахождения контейнера в терминале, что помогает оптимизировать прием и отправку грузов.
По словам Полины Давыдовой, директора Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика", основные пожелания участников рынка для цифровизации логистики — это внедрение ЭДО, создание единых IT-инструментов и мониторинг грузов. Все это позволит значительно оптимизировать логистику и сократить время доставки грузов. И так как Дальний Восток сейчас — одно из самых перспективных логистических направлений, то внедрение цифровых решений там требуется в первую очередь. И не последнюю роль здесь играет готовность предприятий перейти на новые форматы работы.
В регионе уже проводятся масштабные проекты по цифровизации — такие, как создание цифрового двойника порта Владивосток и применение ИИ для оптимизации расчетов. Поэтому заводам и предприятиям нужно быть готовым к скорейшему внедрению инноваций, чтобы не столкнуться с проблемами при оцифровке бизнеса.