Порты Приморья могут получить дополнительные доходы

Перевозка контейнеров по железной дороге зачастую обходится выгоднее морской
Контейнерный поезд
Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia

2 сентября. Порты Приморского и Хабаровского краев, ориентированные на перевалку контейнеров, получают дополнительные объемы из-за перераспределения поставок с морских маршрутов на железнодорожные. Нарушение логистических схем из-за атак хуситов на торговый флот в Красном море стимулирует рост контейнерного транзита через Россию и сухопутных перевозок через пограничные переходы и из морских портов Дальнего Востока. В то же время переориентация потоков приводит к увеличению сроков доставки, сообщает ИА PrimaMedia.

Контейнерный рынок России включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот портов РФ, внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки.

Перевозка контейнеров в Россию с более коротким морским плечом стала, вопреки мировой и исторической норме, дешевле перевозки с более длинным, следует из отчета Центра ценовых индексов (ЦЦИ), на который ссылается издание "Коммерсант" (18+).

Так, отправка контейнера из Китая через Владивосток и далее по железной дороге на Москву в первой половине августа стоила $7,6 тысяч за FEU (эквивалент 40-футового контейнера), а из Китая через Санкт-Петербург на Москву — $8,6 тысяч за FEU. Во второй половине августа—начале сентября 2023 года отправка по этим маршрутам обходилась в $4,9–6,15 тысяч и $4,75–5,25 тысяч за FEU соответственно.

Причина — в нарушении морской логистики из-за действий хуситов. Нападения на торговый флот в Красном море вынудили мировые контейнерные линии сменить маршрут на более долгий, чем проход через Суэц, путь в обход мыса Доброй Надежды.

"Это привело к буму сухопутного транзита Китай—Европа, резкому росту перевозок контейнеров в полувагонах из Владивостока и росту времени отправки по данным маршрутам", — поясняет глава ЦЦИ Наталья Порохова.

По данным ЦЦИ, время отправки через погранпереходы Забайкалья за июль выросло в среднем в два раза, до 25 суток, а через порт Владивосток — до 30 суток. Как отмечает Наталья Порохова, во Владивостоке на сроки влияет пробка на разгрузку, время на погрузку в полувагон при необходимости и т. д. Контейнерные линии начали предлагать более дорогие услуги по приоритетной погрузке, что наблюдалось только в пандемию, говорит аналитик.

На погранпереходах Забайкалья ЦЦИ фиксирует тяжелую ситуацию, указывая на скопление до 5 тысяч контейнеров. По данным Транспортной группы FESCO, ввоз импортных контейнеров через сухопутные погранпереходы в январе-июле 2024 года сократился по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 12%, до 384 тысяч TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Китайская железная дорога откладывает отправление контейнерных поездов на погранпереходы для сдерживания нагрузки, отмечают в ЦЦИ.

Перевалка контейнеров во "Владивостокском морском торговом порту" в январе-июне 2024 года сократилась на 4%, до 414,4 тысяч TEU, сообщила FESCO.

ОАО "РЖД" в конце августа начало отправлять из Забайкальска контейнеры в полувагонах, а затем распространило на этот погранпереход скидку 20,7% для таких перевозок, ранее действовавшую только в портах Дальнего Востока.

По мнению главы "Транс Синергии" (входит в ЕСП) Станислава Станкевича, ключевая проблема на восточном направлении — сокращающиеся лимиты на контейнерные перевозки. С марта квоты на пропуск контейнерных поездов в восточном направлении сократились примерно на 25%, что ОАО "РЖД" объясняло ростом предъявления более приоритетных грузов и восстановлением перевозок угля.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость