26 декабря. Террористическая атака в Средиземном море на судно российской компании "Оборонлогистика" Ursa Major (Большая медведица), следовавшее во Владивосток, направлена на замедление развития ледокольного атомного флота России. Таким мнением в беседе с ИА PrimaMedia поделился военный обозреватель, историк и писатель Алексей Суконкин. Эксперт полагает, что целью подрыва были люки для ледокола "Лидер", который строят в Большом Камне и планируют использовать на Севморпути.
"Люковые крышки, чтобы было понятно, — верхняя часть атомных реакторов ледоколов "Лидер", которые строят в Большом Камне. Производственный цикл этих крышек реакторов составляет около двух лет. Учитывая, что атомный ледокольный флот есть только в России, и это ключевое звено инфраструктуры Северного морского пути, становится очевидным, что это прямая попытка нанести удар по нашим национальным интересам в Арктике", — считает Алексей Суконкин.
Согласно сообщению компании "Оборонлогистика" от 20 декабря, судно Ursa Major отправилось в очередной рейс на Дальний Восток с портовыми кранами весом в 380 тонн каждый, необходимыми для расширения терминала во Владивостоке, и 45-тонными люковыми крышками для новых ледоколов.
Эксперт отмечает, что если целью атаки были именно люки, то ее ключевым интересантом является США.
"Целеполагание понятное — доминирование в Арктике. Американцы неоднократно проводили "разведку боем" в Баренцевом море. В 2020 году, к примеру, они зашли эскадрой из трех ракетных эсминцев ВМС США и британского фрегата, это была мощная группировка по составу вооружения", — напоминает он.
К слову, теракт 23 декабря произошел в нейтральных водах, что, по мнению Суконкина, — очень тревожный факт.
"Это угроза мировому судоходству, и последствия могут быть печальными для всего мира", — заключил аналитик.
Характерно, что это произошло в последние дни уходящей администрации президента США Джо Байдена, которая ведет себя демонстративно агрессивно по отношению к России.
Атомные ледоколы проекта 10510 "Лидер" — проект российских универсальных двухосадочных атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счет увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.
В 2020 году Росатомфлот и судостроительный комплекс "Звезда" подписали контракт на строительство головного атомного ледокола "Лидер". Ввод судна в эксплуатацию был запланирован на 2027 год. Первая резка металла для строительства состоялась на ССК "Звезда" в приморском Большом Камне 6 июля 2020 года. Закладка атомохода состоялась 5 июля 2021 года.
В мае этого года первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил о переносе сроков сдачи атомного ледокола "Россия" на 2030 год. Всего планируется создать три таких корабля.
Судно Ursa Major шло под флагом России из Санкт-Петербурга во Владивосток. 24 декабря сухогруз потерпел крушение в международных водах Средиземного моря. Судно затонуло в 67 милях от испанского берега и в 45 — от алжирского.
По данным департамента Ситуационно-кризисого цента (ДСКЦ), незадолго до этого произошел взрыв в машинном отделении. В российскоме МИДе сообщили, что на борту судна находились 16 членов экипажа, из них 14 удалось спасти, еще два моряка считаются пропавшими без вести. Следственный комитет завел уголовное дело о нарушении правил безопасности движения водного транспорта, повлекшем смерть более двух человек (ч. 3 ст. 263 УК).
Судовладелец ГК "Оборонлогистика" 25 декабря заявил, что это был теракт. На борту прогремели три взрыва, после которых судно некренилось и затонуло
"Оборонлогистика" полагает, что 23 декабря 2024 года была совершена целенаправленная террористическая атака на судно "Урса Майор", принадлежащее компании. По показаниям членов экипажа судна, 23 декабря 2024 года в 13:50 (по московскому времени) произошли три последовательных взрыва с правого борта в районе кормовой части, после чего судно получило резкий крен на правый борт до 25 градусов, что свидетельствовало о поступлении воды в судовые помещения", — приводит заявление пресс-службы "Оборонлогистики" РИА Новости (18+).
Позже в компании уточнили, что после взрывов с правого борта сухогруза обнаружена пробоина 50 на 50 см, ее края направлены внутрь судна. Палуба судна была усыпана осколками.
"Урса Майор" — грузовое судно 2009 года постройки. Сухогруз работал в составе флота "Оборонлогистики" — оператора паромной линии Усть-Луга — Балтийск, сообщает "Интерфакс" (18+). Это было самое большое судно во флоте оператора.