Тихоокеанскому лососю на Дальнем Востоке грозит уничтожение – эколог

Методы рыбодобычи, "укоренившиеся" в рыбной отрасли региона, наносят непоправимый ущерб популяции, считает руководитель "Экологической вахты Сахалина"

13 декабря 2012. Тихоокеанскому лососю на Дальнем Востоке грозит уничтожение. Методы рыбодобычи, "укоренившиеся" в рыбной отрасли Сахалина и Курил, наносят непоправимый ущерб популяции. Такое мнение высказал эколог, руководитель региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын в ходе своего выступления на внеочередном съезде некоммерческого партнерства "Союз рыбаков Сахалинской области", сообщает РИА PrimaMedia.

Напомним, что, как ранее сообщало агентство, рыбная отрасль Сахалина и Курил оказалась в руках "избранных" компаний. Хищнический лов тихоокеанского лосося, который практикуют "рыбные короли", ставит вид на грань не только экономического, но и полного биологического уничтожения. Такое мнение выражает в своем письме главе Минсельхоза РФ Николаю Федорову рыбацкая общественность Сахалина по итогам внеочередного съезда.

Также, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, добычу лосося на Дальнем Востоке монополизируют крупные компании, включая ЗАО "Гидрострой", 100% акций которого принадлежит сенатору от Сахалина Александру Верховскому.

"У нас всё побережье Сахалина покрыто сплошной полосой рыбопромысловых участков и количество неводов на этих участках растёт на протяжении всех последних лет. Из трёх последних десятилетий – в последнем десятилетии количество неводов максимально. Это говорит о том, что промысловая нагрузка на рыбопромысловый ресурс увеличивается", - отметил в своем докладе Дмитрий Лисицын.

По словам эколога, рыборазводные заводы на острове, как правило, вылавливают в разы больше лосося, чем выпускают в реки мальков.

"То есть предоставляется для вылова кеты предприятию в два раза больше, нежели это предприятие произвело кеты. Я имею в виду лососёвые рыбоводные заводы. А по некоторым заводам, таким как, допустим, завод на реке Ай, было предоставлено в 2012 году 100 тонн кеты к вылову, а это предприятие кету вообще не выпускает. То же самое по заводу на реке Сова – были предоставлены объёмы кеты к вылову, но предприятие начало выпускать кету только в 2012 году, и ещё возврата нет", - привел статистику эколог.

"Нам говорят, что нас могут спасти лососёвые рыбоводные заводы, но очень важно рассмотреть эффективность  лососёвых рыбоводных заводов и искусственного воспроизводства. По данным проекта целевой программы развития прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 – 2018 годы, заявлены следующие цифры: вылов горбуши, обеспечивающейся искусственным воспроизводством, у нас составляет 34 тысяч тонн. Легко посчитать, если знать скат молоди, что коэффициент возврата 6,6 %. Вылов кеты ежегодный по данным программы искусственного происхождения – 28 тысяч тонн, это 2,1%" -  говорит Дмитрий Лисицын.

Но какова реальная эффективность искусственного разведения лососёвых? По словам эколога: "В 2010 – 2011 годах в Анивском заливе в 2010 – 2011 годах были проведены работы по оценке эффективности искусственного разведения, которые показали, что для Анивского лососёвого рыбоводного завода коэффициент возврата для искусственной горбуши составил 1,6%, что в несколько раз ниже, чем официально заявляемая эффективность. При этом коэффициент возврата дикой рыбы из этой же реки составил 2,6%. Для Таранайского лососёвого рыбоводного завода коэффициент возврата 0,4% против 7% у дикой рыбы. Вот данные за 1981 – 2001 года о коэффициенте возврата дикой и заводской кеты в бассейне реки Тымь – заводская кета – 0,13%, дикая – 1,23%. Разница более чем в 10 раз. Эти данные говорят об очень низкой эффективности воспроизводства горбуши, и к сожалению, эти данные совершенно не используются в официальной системе регулирования промысла и в управлении ресурсом лососёвых".

Кроме того, особую тревогу у "Экологической вахты Сахалина" вызывает использование в лове лосося рыбопромысловых участков (РПУ) в устьях сахалинских рек. Ранее такие участки создавались только в море, и лосось мог свободно проходить по рекам на нерест. Появление загородок в реках полностью изменило ситуацию, нерестилища стали пустеть.

Экологи обнаружили только четыре реки, где применение рыбоучётных заграждений можно оценить положительно, площадь нерестилищ на которых составила 174 тысяч кв метров. Однако на более чем 10 других нерестовых реках с площадью нерестилищ в 2 млн кв метров отмечается негативное их воздействие. Сейчас многие гигантские реки, огромные объёмы нерестилищ, заполняются единично, либо менее 50%, что не дает возможности для нормального воспроизводства лососёвых.

"Выпуск дикой молоди горбуши в 1995 году составлял 2 млрд молоди, сейчас этот показатель упал до менее чем 0,5 млрд. Это очень опасная тенденция, которая может привести к краху всего ресурса лососёвых Сахалина", - отметил эколог.

Внедрение промысла на реках направлено на то, считает Лисицын, чтобы перераспределить ресурсы в пользу нескольких крупнейших олигархов рыбной промышленности.  

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, участники съезда 8 декабря подчеркивали, что вся рыбопродукция, реализуемая сейчас в торговых сетях Сахалинской области, выпускается именно средними и малыми предприятиями. Продукции же "рыбных королей" на прилавках области не видно – по мнению рыбаков, все уловы крупных компаний идут на экспорт в страны АТР.

Также, согласно открытым источникам, рыбный бизнес владельца 100% акций ЗАО "Гидрострой" и сенатора от Сахалина Александра Верховского имеет экспортную направленность. Компании, контролируемые  Верховским, вывезли из России около 70 тысяч тонн рыбопродуктов только в этом году, или 7% от общероссийского экспорта.

Смотрите полную версию на сайте >>>