Экологи Приморья требуют гарантий от "ДальРАО" по ядерному могильнику

Члены общесвенного экспертного совета по проблеме настаивают на подписании официального документа, закрепляющего эти гарантии
Профессор Борис Преображенский
Фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов

2 декабря 2013. Экологи Приморья требуют гарантий от "ДальРАО" по ядерному могильнику, который собираются строить в ЗАТО Фокино. По словам Бориса Преображенского, Заслуженного эколога РФ, главы общественного экспертного совета, который был создан специально для обсуждения этой проблемы, экологи настаивают на подписании официального документа, закрепляющего эти гарантии. Об этом, а также об обеспокоенности ученых и общественности, возникших в связи с вестью о строительстве в Приморье хранилища радиоактивных отходов (РАО), Борис Владимирович рассказал в эксклюзивном интервью корр. РИА PrimaMedia.

- Борис Владимирович, новость о строительстве в ЗАТО Фокино "ядерного могильника" как никогда всколыхнула приморскую общественность и даже стала темой обсуждения на общественном экспертном совете по экологической безопасности. Расскажите, чего удалось добиться экспертам.

- Прежде всего, мы сами всколыхнули общество, когда случайно обнаружили на сайте госзакупок заказ на строительство некоего "центра по кондиционированию и долговременному хранению радиоактивных отходов" в районе бухты Сысоева в Приморье. Отмечу, что информации об этом ни в одном другом источнике, будь то сайт "Росатома" или близкие по тематике сайты, не было. Все это натолкнуло на серьезные опасения, и мы оповестили о планирующемся строительстве все экологическое сообщество и прессу. Кроме того, вопрос о строительстве хранилища РАО был вынесен на заседание экспертного совета по экологической безопасности при губернаторе. Благодаря острой реакции общества и его естественному запросу на получение правдивой информации, на заседание экспертного совета приехал директор "ДальРАО"(заказчик радиоактивного хранилища – прим.ред.) Николай Лысенко. Я задал ему свои вопросы, на которые получил почти исчерпывающие ответы.

- Какие вопросы вы задали? И почему ответы оказались "почти исчерпывающими"?

- Меня, прежде всего, волновало следующее. Во-первых, строительство так называемого "центра кондиционирования" мог иметь под собой три подоплеки. Первая – безусловно, нужная, а поэтому и красиво преподносимая обществу задача перевести все радиоактивные отходы, имеющиеся в Приморье, в безопасное состояние с последующим вывозом их за территорию Приморского края для окончательного захоронения. Вторая – возможный ввоз и переработка на территории Приморья радиоактивных отходов из других стран, но здесь есть нюансы. Дело в том, что закон запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов из-за рубежа с одним "но". В законодательстве есть "лазейки", согласно которым ввозить РАО в Россию можно, но только для переработки и с обязательным возвратом хозяину. Третья подоплека – возможное строительство в Приморье атомной электростанции, за которой могут последовать вреднейшие и абсолютно не нужные краю производства, такие как алюминиевый завод. Строительство и АЭС и алюминиевого завода указано в схеме экономического развития Приморского края – это один из основных документов регулирующий деятельность администрации. Присутствующий на заседании совета директор департамента нефтегазовой промышленности и энергетики Николай Ловыгин, заверил нас, что АЭС и алюминиевый завод в Приморье строить не собираются. Если не собираются, значит из документа нужно убрать, вычеркнуть. Директор "ДальРАО" заверил, что могильников никаких строить не будут, а построят центр по кондиционированию уже имеющихся радиоактивных отходов в Приморье, прежде всего оставшихся от атомного флота. Это тоже нужно проверить. Поэтому экспертный совет назначил меня экспертом-наблюдателем при "ДальРАО", и я намерен получить от атомщиков письменные гарантии, что построят этот центр только для того, для чего он декларируется и ни для чего больше.

- Какие гарантии вы намерены получить?

- Мы договорились с директором "ДальРАО" о встрече в ближайшее время для выработки двухстороннего меморандума, подписанного с двух сторон – от "Росатома" и экологического сообщества Приморья. В моем понимании в этом меморандуме должны быть гарантии "Росатома" об использовании центра исключительно для "уборки" Приморья от радиоактивных отходов. Кроме того, нам должны гарантировать, что после переработки отходы навсегда покинут территорию края. "Росатом" должен гарантировать, что не станет перерабатывать здесь зарубежные отходы. Помимо этого, необходимо внести ясность в такие понятия как "долговременное хранение" и "окончательная изоляция" радиоактивных отходов, фигурирующие в разных документах "Ростатома" касательно территории Приморского края. Должны быть четкие формулировки – например, если это "долговременное хранение", то конкретно сколько лет. Понятие "окончательная изоляция РАО" из документов вообще нужно исключить, так как Приморье совершенно не подходит для окончательного захоронения РАО.  Когда такой документ будет подписан, мы сможем вздохнуть спокойно и на этом этапе, сказать что все сделали правильно.

- Борис Владимирович, зачем понадобилось подписывать такой документ, и будет ли этого достаточно, чтобы действительно успокоиться и, что называется, спать спокойно?

- В нашем государстве так принято, что от нас скрывают все или почти все. Информацию скрывают не от американских шпионов, не от английских шпионов, а от своего собственного народа. Богатейший жизненный опыт научил меня не верить чиновникам и политикам "на слово", а если и верить, то по принципу "доверяй, но проверяй". Нам слишком много врали раньше, нам слишком часто врали, поэтому мы так просто никому не верим. Для этого и нужен такой документ. Ученые и общественность вправе требовать, чтобы с ними считались, спрашивали их мнение и говорили им правду. Этого мы и добивались и на данном этапе добились – о строительстве этого "центра" стало известно широкому кругу людей, и теперь скрыть что-то станет значительно труднее.

Напомним, что хранилище радиоактивных отходов на 40 тысяч кубометров собираются строить в ближайшее время в Приморье. Аукцион на проектно-изыскательские работы по строительству "Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае" стоимостью почти в 211 млн рублей корпорация "Росатом" опубликовала на официальном сайте госзакупок. Судя по нему, компания планирует увеличить объемы хранения радиоактивных отходов в районе приморской бухты Сысоева почти в 15 раз.

Планы "Росатома" на строительство хранилища повергли в шок экологов и общественность края.

Отметим, что против строительства могильника в Приморье выступают не только экологи, но также депутатыврачи и представители туризма. Эксперты считают, что полигон по захоронению радиоактивных отходов погубит экологию, туризм, инвестиции и здоровье приморцев.

Около тысячи человек уже подписались под петицией на имя губернатора Приморья Владимира Миклушевского с просьбой не допустить строительства ядерного могильника и провести общественные слушания по данному вопросу. Вместе с тем, вопрос о строительстве хранилища РАО уже обсудили на общественном экспертном совете по экологической безопасности Приморского края. Присутствующий на заседании директор "ДальРАО"(заказчик проекта хранилища - прим.ред.) Николай Лысенко заверил экологов, что никакого "ядерного могильника" в ЗАТО Фокино строить не будут,а построят некий "центр кондиционирования и долговременного хранения РАО" для очищения Приморья от собственных радиоактивных отходов.

Стоит отметить, что вопрос радиации особенно актуален в Приморье в свете трагических событий прошлых лет. В 1985 году взорвался атомный реактор на АПЛ "К-431" в бухте Чажма. Он повлек сильнейшее радиоактивное загрязнение местности и сложнейшую ликвидацию последствий аварии, которая до сих пор крепко сидит в сознании приморцев. Так укрепившаяся в подсознании боязнь "всего радиоактивного" на фоне аварии на Чажме и взрыв Чернобыльской АЭС, вывела людей на митинги в конце 80-х против введения в состав Дальневосточного пароходства атомного лихтеровоза "Севморпуть". Последние два года приморцев в страхе держит аварийная японская АЭС "Фукусима-1", на которой в 2011 году после масштабного землетрясения произошла утечка радиации. Рыбу в Японском море до сих пор проверяют на радиоактивность.Сейчас там болеют люди, а обширные территории подверглись загрязнению радиоактивными веществами. Из 20-километровой зоны вокруг станции было эвакуировано более 80 тысяч человек. По прогнозам специалистов, ряд районов, прилегающих к АЭС, смогут стать пригодными для проживания людей только спустя 20 лет при условии проведения работ по дезактивации территорий.

Смотрите полную версию на сайте >>>