25 декабря 2013. Пути опережающего развития Дальнего Востока обсуждают сегодня, 25 декабря, во Владивостоке участники круглого стола, проходящего в одной из аудиторий кампуса ДВФУ на острове Русском. В ходе развернувшейся дискуссии ведущие эксперты региона обмениваются мнениями о том, на что должны быть нацелены усилия государства, бизнеса и населения в свете последнего заявления президента РФ Владимира Путина о судьбе российского Дальнего Востока и Восточной Сибири в 21-м веке, сообщает РИА PrimaMedia.
Организаторы круглого стола – Дальневосточный федеральный университет, PR-агентство "Михайлов и Партнеры" и Медиахолдинг PrimaMedia предложили для обсуждения ряд судьбоносных для региона вопросов. Почему Дальний Восток – драйвер социально-экономического развития России в XXI веке? Как обеспечить высококвалифицированными кадрами прорывные направления: космос, биотехнологии, робототехнику, инжиниринг, океанологию и использование морских ресурсов? Какие нормативно-правовые акты могут способствовать и ускорить реализацию национальных приоритетов России в XXI веке? Что попадет в сеть территорий опережающего развития Дальнего Востока?
Дискуссия экспертов, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
В ходе основных докладов, с которыми выступили директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор, доктор исторических наук Виктор Ларин, директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев и директор научно-образовательного центра "Морской биотехнопарк "Островной"" ДВФУ Сергей Масленников, прозвучали интересные мысли о том, какими путями может развиваться Дальний Восток.
В первую очередь, необходимо изменить отношение к региону как со строены федерального центра, так и со стороны стран АТР. Дальний Восток должен восприниматься не как неиссякаемый источник природных ресурсов, а как средоточие человеческого и интеллектуального капитала. Государство должно инвестировать в проекты, способные принести наиболее быстрые и значимые результаты.
По мнению участников дискуссии, для иностранных инвесторов по-прежнему имеет огромное значение такие вещи, как отношение к региону федерального центра, наличие комфортных условий для ведения бизнеса, наличие соответствующей транспортно-логистической инфраструктуры.
К сожалению, сейчас российский Дальний Восток пока может предложить странам АТР только сырьевые ресурсы. Но и здесь Россия начинает уступать былые позиции. Индонезия, Австралия, Чили в настоящее время становятся основными поставщиками таких необходимых для промышленности ресурсов, как уголь и железная руда.
Юрий Авдеев, Фото с места события собственное. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Сегодня Россия всячески демонстрирует свое желание повернуться лицом к Востоку. Но меры, для этого применяемые, не выглядят системными и хорошо продуманными. Те же транспортные коридоры, которые создаются в Приморье, таят опасность того, что взамен сырьевой иглы Россия может сесть на иглу транзитно-транспортную, сказал директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН Юрий Авдеев. По его мнению, у российского Дальнего Востока сейчас есть два несомненных приоритета – освоение Мирового океана и освоение космоса (в связи со строительством космодрома в Амурской области).
Напомним, что президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что развитие Дальнего Востока является национальным приоритетом России на весь XXI век. "Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит и наши шаги должны быть нестандартными", - отметил глава государства.
Так, уже принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири президент предложил создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.
Кроме того, с 1 января 2014 года вступает в действие новая Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". В рамках ее реализации будут строиться автомобильные и железные дороги, мосты, аэропорты, аэродромы и наземные объекты, обеспечивающие работы инфраструктуры.
Объем финансирования программы в 2014–2017 годах составит 696,9 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 212,9 млрд рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Федерации – 10,8 млрд рублей, внебюджетных источников – 473,2 млрд рублей. Приморскому краю до 2018 года достанется в рамках ФЦП 24 млрд рублей.