15 октября 2014. Отказаться от прямых выборов глав муниципальных образований в рамках реформы МСУ может Приморский край. При этом в каждом муниципалитете внедрят так называемую двуглавую модель управления. Такое положение содержится в проекте закона, над которым завершает работу рабочая группа под руководством вице-губернатора Александра Ролика с участием некоторых глав, депутатов Законодательного собрания Приморья (ЗС ПК) и ряда местных дум. Нововведение коснется, в том числе, Владивостока, где не исключается досрочное сложение полномочий мэра. Окончательный вариант реформы представят к заседанию парламента, которое состоится 29 октября, сообщает РИА PrimaMedia.
Определенная губернатором Приморья Владимиром Миклушевским в конце мая рабочая группа по реформе МСУ завершает свою работу. На этой неделе председатель комитета по региональной политике и законности ЗС ПК Джамбулат Текиев сообщил коллегам, что плоды многомесячного труда им представят в 20-х числах октября.
Также накануне, 13 октября, под эгидой губернатора края прошло совещание, на котором его участники рассмотрели нюансы реформы. Как стало известно агентству, изменения коснутся состава муниципальных образований Приморья. Так, планируется, что Спасск, Дальнереченск и Партизанск объединят со Спасским, Дальнереченским и Партизанским районами, соответственно. Не исключено, что решение по внедрению изменений в этих МО будет приниматься индивидуально, поскольку выборы дум и глав, как на городском, так и на районном уровне прошли буквально в 2013-2014 годах. А решение о создании районных дум подразумевает досрочное сложение полномочий и, соответственно, новые выборы.
Что касается способов формирования органов МСУ, то, по нашей информации, в администрации Приморья рассматривается несколько вариантов – оба предусматривают так называемую двуглавую модель (глава администрации – глава МО).
Первый вариант предусматривает избрание главы муниципального образования депутатами представительного органа из состава депутатского корпуса. Одновременно мэр является председателем думы. А главу администрации назначает конкурсная комиссия в лице представителей губернатора и парламента Приморья. Глава администрации работает на контрактной основе.
Такие правила уже приняли два крупных города Приморья – Уссурийск и Находка. Причем практически сразу после подписания закона президентом РФ. В итоге тогдашний мэр Находки Олег Колядин стал главой администрации (отвечает теперь за ЖКХ, транспорт, экономику и исполнение бюджета). А политико-представительские и хозяйственные функции выполняет глава городского округа и председатель Думы Находки Михаил Пилипенко.
В Уссурийске по новой схеме в сентябре этого года прошли выборы. Главой города стал Николай Рудь, которого депутаты избрали председателем думы. Пост и.о. сити-менеджера города на данный момент занимает бывший помощник губернатора Евгений Корж. Его прочат на переназначение через конкурсную комиссию. Хотя представители местной элиты в кулуарах уже начали отмечать "барские замашки" будущего главы администрации. То мероприятия с участием главы округа он демонстративно игнорирует, то в беседах с политиками откровенно прикрывается личной поддержкой губернатора.
По такой же схеме Владивосток может получить нового мэра уже в 2016 году, то есть на год раньше истечения срока полномочий нынешнего главы.
Через два года горожане изберут депутатов городской думы, а уже народные избранники из своего состава определят главу округа.
Но в администрации края также обсуждается модель, в соответствии с которой глава МО избирается на прямых выборах путем всенародного голосования. В таком случае мэр после избрания автоматически становится председателем думы, а глава администрации, как и в первом случае, работает по контракту. Источники в "белом доме" отмечают, что губернатор Владимир Миклушевский настаивает именно на этой модели. Это подтверждают публичные высказывания главы региона.
"Я за выборность мэров, однозначно", - еще в июне, во время "Большой встречи", обозначил Миклушевский.
Аналогичные схемы по формированию органов МСУ "примеряют" на сельские поселения: либо выборный глава-председатель думы и глава администрации, либо избранный из числа депутатов местного комитета глава-председатель комитета и глава администрации. Также предусмотрено, что поселения смогут принять решение о совмещении должностей главы администрации и главы поселения.
Тем не менее, однозначного решения пока нет. В соответствии с ФЗ-131, выбор модели формирования органов МСУ в крупных городах (более 100 тысяч населения) отдан на откуп краевым властям. Стоит отметить, что в ЗС ПК единогласная позиция по этому поводу не выработана. По информации агентства, с отменой прямых выборов не согласны представители парламентской оппозиции, которые при условии консолидации сил обладают "блокирующим пакетом" в принятии решений. Несмотря на желание краевого центра выстроить жесткую вертикаль власти, муниципалитеты в основном также выступают против отмены прямых выборов.
- Глава должен избираться народом и нести перед ним ответственность. Если в муниципалитет будет поступать финансирование, то сити-менеджер и не нужен – глава способен справиться. Тогда будет достаточно, к примеру, заместителя мэра, назначенного краевыми властями, - представил свое видение глава Яковлевского района Анатолий Кусраев.
Представители Думы Пожарского района также настаивают на том, что опасно определять главу из числа депутатского корпуса, особенно, если районные думы формируются из числа депутатов сельских поселений.
"Просим закрепить законом Приморского края избрание главы муниципального образования на выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании", - говорится в обращении пожарских нардепов к лидеру приморской "Справедливой России", депутату ЗС ПК Константину Межонову.
С этой позицией согласен и депутат ЗС ПК Евгений Бочаров (КПРФ). Оптимальной для муниципальных районов, по мнению коммуниста, является модель, когда дума формируется из числа глав и депутатов сельских поселений, а глава района – путем прямых выборов.
- Главу из числа депутатов районной думы избирать нельзя, поскольку он может лоббировать интересы условно только своего поселения. Во-вторых, необходимо сохранить выборность главы района, чтобы он отвечал перед народом, а не перед кучкой депутатов, которые его назначили, - обозначил Евгений Бочаров.
Перспективы введения двуглавой модели также со скепсисом оценивают как главы, так и представители парламентской оппозиции. На памяти у многих реальные примеры политических кризисов, которые возникли в результате появления сити-менеджеров, у которых со временем проявлялись политические амбиции. Основное беспокойство градоначальников также связано с тем, что реформа МСУ может обернуться для каждого из них потерей политического и административного веса.
Вместе с тем, в некоторых крупных муниципалитетах морально к появлению глав администраций готовы.
- При сложившейся стабильной ситуации в Артеме город может принять решение, которое на протяжении срока полномочий нынешней думы и администрации будет эффективно исполняться. А что будет в последующем, сложно сказать, поскольку многое зависит от персоналий, - отметил глава Артемовского городского округа Владимир Новиков.
Но такая схема могла существовать и без масштабной реформы МСУ, переписать устав под двуглавую систему и прежде не запрещало законодательство.
Насколько известно, пока в рабочей группе во главе с Александром Роликом определились с формой организации органов МСУ. По поводу распределения полномочий на данный момент идут консультации. Но к октябрьскому заседанию парламента разработчики обещают представить комплексный законопроект, который не потребует серьезных уточнений.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Путин дал старт новому будущему Владивостока
Я за выборность мэров в Приморье - Владимир Миклушевский
политический обозреватель, организатор "Тихоокеанского дискуссионного клуба", член комитета по политтехнологиям РАСО
Автор фото: РИА PrimaMedia
Суть реформы в том, чтобы свести на нет конфронтацию между мэрами крупных городов и губернаторами, усилив при этом контроль над городами со стороны краевых властей. Наряду с этим власти решают вопрос по обеспечению баланса между полномочиями муниципалитетов и их финансовым обеспечением. И именно в этой плоскости лежит потенциальный конфликт "мэр – сити-менеджер". Его можно устранить грамотным распределением полномочий между ними. К примеру, в Саратове двуглавая схема работает не первый год, но мэр Грищенко не только не жалуется на свои полномочия, но и является весомой политической фигурой. Интересен также опыт распределения полномочий в Москве (там, правда, двухуровневая система).
Поэтому настроения глав, а где-то и дальнейшая политическая стабильность, во многом зависят от того, какое видение по распределению полномочий представят ответственные за реформу в крае.