21 ноября 2014. Политикой в выстраиваемой вертикали исполнительной власти в Приморском крае должен заниматься только губернатор. А задача местных администраций - решение исключительно хозяйственных вопросов, причем равномерно, во всех уголках местного образования, а не только там, где проживает большое число избирателей. О реформе МСУ, работу над которой завершает краевой парламент вкупе с администрацией региона, о том, почему главы МО не хотят отдавать полномочия, насущном вопросе о земле, а также грядущих изменениях избирательного законодательства в интервью РИА PrimaMedia рассказал вице-спикер Законодательного собрания Приморья, председатель комитета по региональной политике и законности Джамбулат Текиев.
- Комитет по региональной политике поддержал отмену графы "против всех" на муниципальных выборах. Ваше мнение?
- Я как человек, избравшийся, благодаря графе "против всех", конечно, был "за". И считал всегда, что сегодня партия большинства отдает свои голоса оппозиции, потому что люди, таким образом, выражают свой протест в голосовании. Сегодня меня убеждают доводы избирательных комиссий. Графа "против всех", если будет использована и перевесит тех, кто проголосовал за того или иного кандидата, то мы назначаем выборы повторно. А это, соответственно, трата денег и немалых – выборы это дорогостоящее мероприятие. И в этой ситуации, чем больше выборов проводим, тем меньше электоральная активность людей. Я считаю, что люди должны один раз прийти, проголосовать и выбрать того или иного кандидата. Графа "против всех" сегодня деструктивна.
– То есть, получается по пословице: "Из двух зол выбирай меньшее"?
- Да, скорее всего, так. С другой стороны, мы по Владивостоку в свое время отменяли даже барьер явки, потому что надо 20%, а приходит 18%. Сколько мы не проводили, не могли выбрать никак городскую думу. Убрали барьер и выбрали. Это не говорит о том, что это хорошо, а говорит о том, что надо еще работать. Но это не должно быть основанием для того, чтобы отменять выборы, назначать снова, тратить еще бюджетные деньги.
- Сейчас графу "против всех" отменили на всех уровнях?
- Да. Было предложение вернуть ее на муниципальный уровень, но не выводить ее на уровень государственной власти. Это право дало региону. Но мы сегодня полагаем, что нам она тоже не нужна.
- Джамбулат Абдулхалимович, как вы понимаете суть реформы МСУ?
- Вообще у нас, когда реформа местного самоуправления обсуждалась, было принято решение, что власть должна быть двухуровневая, она должна быть ближе к народу. И мы, вроде бы, этот законопроект приняли и где-то получились перекосы, где-то применили закон, где-то – нет. Поэтому инициаторы тех поправок, которые внесены в Госдуму, решили, что действие закона должно быть одинаковым на территории всей России, но при этом каждый субъект имеет право решать по своему усмотрению.
Когда мы там, в Москве, обсуждали вопрос, я был уверен, что все будут выступать против глав администраций, сити-менеджеров. А там оказалось большинство "за", потому что у них этот институт работает давно и очень хорошо. У нас были свои негативные моменты – Фокино, Большой Камень, Дальнегорск, и я как-то изначально исходил из того, что нам не нужен такой институт. Но когда послушал коллег в Москве, потом стали обсуждать это здесь, на месте, смотря на опыт на местах, все-таки понял, что каждый выбранный человек уже недосягаем для тех, кто его избрал. Он никому не подчиняется, кроме правоохранительных органов. И если глава плохо работает, мы начинаем искать способы, как бы его убрать, возникает череда уголовных дел, что создает негатив к власти и мнение, что все, кто бы ни попал туда – воры и нарушители. Я думаю, что это неправильно. И должен быть механизм, как при Советской власти, чтобы если народ пожаловался на главу, то его убрали. Схема такая должна быть.
И поэтому губернатор разделил ответственность между собой и представительными органами, что "я главу администрации назначаю, и я его снимаю, если он не работает".
Я думаю, что главная задача все-таки, чтобы местная власть занималась хозяйством – то есть это завхоз. Местная власть должна смотреть, чтобы было тепло, чтоб был свет и были решены проблемы. А мы, когда выбираем, начинаем играть в политику, то есть каждый кандидат думает, что и где ему сделать так, чтобы люди потом за него проголосовали. Он не думает, что надо сделать что-то, в каком-то селе, где есть 100 человек, это ему для избрания не надо. Он думает иначе: "там, где есть 15 тысяч избирателей, вот туда и буду вкладывать, здесь буду работать, а остальное меня не волнует". Поэтому с этой стороны разделение полномочий – совершенно правильное решение. Есть губернатор, который занимается политикой, и за все это отвечает, а вы, ребята, должны работать и обеспечивать условия для нормального проживания жителей Приморского края.
- По реформе местного самоуправления принято решение о перераспределении полномочий. Скажите, в чем сложности со сроками вступления отдельных положений закона в силу?
- Это связано все-таки с реформой местного самоуправления, в связи с этим мы пошли по пути в качестве первого шага - агломерации. "Большой Владивосток" сейчас как бы в рамках "Малого Владивостока". Сегодня четыре муниципальных образования, которые подписали соглашение – Артем, Шкотовский район, Владивосток и Надеждинский район, чтобы создать какую-то агломерацию. Но агломерация не может быть в качестве какого-то соглашения, и все. Необходимо какие-то определенные функции выполнять как единое целое.
В связи с этим было принято решение, что необходимо перераспределить полномочия, была инициатива депутатов этих муниципальных образований. Сегодня планируется начать с каких-то вопросов градостроительной деятельности, рекламная деятельность, земля. Получается, что край будет все это объединять, эти полномочия, создавая тем самым, единое целое – будет единая система зонирования, единая система градостроительной деятельности, единая система рекламы. То есть вот в этих вопросах начнем, если опыт окажется положительным, может, будем объединять и другие функции. Это вопрос мониторинга, как это будет действовать.
- Это функции, за которые будет край отвечать?
- Да. За это будет отвечать край. И еще мы такой временной люфт дали, чтобы эти полномочия – по земле и так далее – можно будет исполнять только с 1 марта. Соответственно, на край ложится ответственность, потому что это дополнительные полномочия, дополнительные обращения людей, дополнительные сотрудники, дополнительная нагрузка, о которой я сегодня говорил. Я думаю, что администрации края необходимо будет эти вопросы более детально решать, чтобы не было проблем у людей сегодня. Раньше ведь они знали, куда обратиться в муниципальных районах. Поэтому и взяли временной люфт до марта, чтобы решить эти вопросы, все подготовить, чтобы у людей не возникало с этим проблем.
- Что касается реформы местного управления на вашем округе, интересует Хасанский район, там будут какие-то изменения?
- Там будут изменения. Глава района, муниципального образования, будет и председателем Думы. И будет глава администрации района. Но это по истечению полномочий одного из выбранных органов – или думы, или главы района.
- А от чего это зависит, кого изберут первым?
- От того, у кого срок полномочий закончится раньше.
- Это как-то обсуждалось с местными депутатами, были слушания?
- Этот вопрос очень долго обсуждался – и в Москве, и сюда приезжали инициаторы этого законопроекта и федерального закона. Мы со своей стороны отправляли запросы и в муниципальные образования (МО), и в представительные органы, и в совет глав МО. От них мы получили письма, в которых в основном поддержка.
- То есть представительный орган Хасанского района эту инициативу полностью поддерживает?
- У них, конечно, были и другие пожелания.
Представительный орган хотел и на уровне глав поселений ввести сити-менеджеров. Но мы все-таки решили сейчас начать с крупных городов, а потом, если этот опыт будет положительным, тогда можно будет внести изменения еще и на уровне поселений.
Тут же еще, понимаете, у нас есть поселения, сельские и городские, с малым количеством жителей. Там создавать еще какую-то должность сити-менеджера – это дополнительная трата бюджета, и в этом нет необходимости. Но есть села и поселения, которые имеют большее количество людей. Мы пока решили ограничиться городами и районами. Дальше будет видно, посмотрим по мониторингу.
- А какие условия полномочия останутся у муниципальных образований, в том числе у Владивостока и членов агломерации?
- Полномочий много, по-моему, больше 39-ти, которые сегодня находятся в МО. И они все у них остаются, никто у них не забирает. Но некоторые поселения говорят – у нас есть полномочия, а денег нет. Мы им говорим, хорошо, отдавайте полномочия. Не хотят отдавать. Я говорю не о Владивостоке сейчас. Некоторые просили даже их переименовать. Говорят, не хотим быть городским поселением, хотим – сельским, иначе у нас полномочия заберут, а мы не хотим.
- Почему так происходит?
- Это же власть и амбиции.
Зачем нужен глава, который ни за что не отвечает? Они этого не хотят. Полномочия им нужны, чтобы свою власть показать, что они решают эти вопросы, те вопросы. И, соответственно, они хотят денег, чтобы чувствовать себя королями.
А что касается Владивостока, Шкотово, Артема и Надеждинска, мы забираем не те полномочия, которые необходимы для жителей. Та же земля сегодня в большей части разделена, а мы говорим о неразграниченной земле, которая сегодня свободна и не используется, за которую не платится арендная плата или налоги. То есть она не в собственности, не в аренде. Во Владивостоке такой земли нет. Запросите, все занято. И край говорит, если вы не можете распоряжаться землей – отдайте, если можете – заберите. Пожалуйста, школы, садики, сделайте зонирование и заберите, не возражаем, есть еще пять месяцев.
- А в финансовом плане муниципалитеты от этого не потеряют, земля – это же ресурс?
- Какой это ресурс, если они ее не используют, и ни копейки денег в свой бюджет не получают! Что они могут потерять? Ничего! Они могут сократить работников, которые занимались этой землей, и в этом плане выиграть. Реклама – да, это то, что приносит деньги. Но так как это влияние на массы, то, я считаю, что реклама – это тоже вопрос политики, а она должна быть единая. Что касается градостроительства, зонирования. Если мы говорим об агломерации, тогда мы должны перераспределять определенные вещи внутри агломерации. Должен быть единый подход, единый градостроительный план, единое зонирование. И это как раз то, что требует вложения денег, это наоборот лучше, потому что сегодня для того, чтобы градостроительный план сделать или зонирование, нужны деньги из местного бюджета, а так край берет все это на себя. В этом отношении, я считаю, решение принято правильное, и хорошо, что край готов эти расходы взять на себя.
- То есть фактически край берет на себя ответственность развитие и будущее "Большого Владивостока"?
- Да, перспективы, стратегия развития.
- Еще немного по поводу реформы МСУ. В России уже были попытки провести такую реформу, в 2006г., по-моему, такое ощущение, что мы переходим от одного к другому, потом опять возвращаемся к тому же. Как, на ваш взгляд, не получится по-черномырдински - хотели, как лучше, а получилось, как всегда?
- От этого никто не застрахован. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. У нас в России есть такая привычка. Вот Советский Союз разрушили, а сейчас стремимся к объединению. И так все формы. Ведь "Единая Россия" – та же, по идее, в свое время Коммунистическая партия, партия власти. Нам не нужно было разрушать. Может быть, надо было оставить, просто ввести многопартийность, еще какие-то вещи. Но мы сделали, как сделали, и сейчас хотим эту ситуацию исправить. И, конечно, на этом пути возможны и ошибки, но, с другой стороны, как это не сделать. Если что-то сделано неправильно, надо постараться это изменить. Поэтому мы говорим о мониторинге, о том, как это работает. Если работает плохо или не работает, изменяем этот закон. Система гибкая. Я понимаю, что эксперименты тяжело даются, но как возможно что-то изменить, если ничего не делать? Остаться в том, что есть, тоже нехорошо.
- У инициативы введения сити-менеджмента были положительные примеры. В Саратове эта система хорошо работает, без конфликтов. Как вы думаете, за счет чего, ведь наши примеры не такие положительные, как в западной части России?
- Я думаю, что сегодня, в соответствии с тем, что мы приняли законы, мы предложили еще типовой контракт, то есть требования к человеку, который идет на эту должность. Я думаю, что это немаловажно, потому что раньше у нас три строчки было. У тех субъектов также было разработано требование к человеку на эту должность, просто так люди не попадали. А у нас, кого дума выбрала, те и попали. А сейчас губернатор сказал, что так не пойдет, мы в этом участвуем и будем нести за это ответственность.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Губернаторы ДФО побывали на ковре у Трутнева
Губернатор Приморья сбалансировал вертикаль власти с Владивостоком
Путин дал старт новому будущему Владивостока
Реформа МСУ по-приморски перезапустит процесс внутри местных элит – Виктор Суханов
Главам Владивостокской агломерации дали отсрочку
Власти муниципалитетов Владивостокской агломерации лишатся части полномочий
Работу по созданию Владивостокской агломерации начали депутаты ЗС ПК
Александр Костенко будет курировать проект по созданию агломерации юга Приморья
Создание агломерации Владивостока решит вопрос земли для многодетных - Пушкарёв
Создание Владивостокской агломерации даст общую стратегию развития юга Приморья - Новиков
Проект бюджета Владивостока на 2015 год рассчитали без агломерации
Соглашение о создании Владивостокской агломерации подписали в приморской столице