1 декабря 2014. Ольга Кишаковская. Предпоследнее в этом году заседание Общественной палаты Приморского края показало: повлиять на разрешение сложных вопросов, будь то точечная застройка или кадровая политика в области культуры, общественности не по силам. Именно в этом чиновники администрации, пытаясь выйти из образа бюрократов, на той неделе убеждали гражданских контролеров, но так до конца и не убедили. Члены ОП продолжили работу рабочих групп по неразрешенным пунктам и озадачились новым вопросом – как отметить предновогодний корпоратив всей палатой. Подробности ноябрьского заседания ОП Приморья – в материале РИА PrimaMedia.
На заседание члены приморской ОП традиционно собрались в малом зале администрации Приморья, который с прошлого года называют "парламентским", поскольку депутаты краевого Заксобрания теперь заседают именно здесь.
В большой зал после дорогостоящего ремонта парламентариев не пускают, а используют его по особым случаям – на инаугурацию губернатора, совещания губернатора с главами, ну или, как в день заседания ОП, там собиралось казачество, очевидно, со своим куратором вице-губернатором Александром Роликом. Большой зал пора бы уже переименовать в "губернаторский" по аналогии с малым "парламентским", и обязательно табличку на дверь повесить, чтобы ненароком никто не перепутал. Кстати, в том, что ОП собирается в зале "парламентском", наверное, есть особый смысл – неоднократно ведь высказывались опасения, что Общественная палата может собой подменить работу Заксобрания. Правда, до сих пор эти опасения не оправдались.
Хорошо перекусив канапе и другой выпечкой перед входом в зал заседаний, некоторые члены ОП настроились на многочасовую работу.
Перед заседанием ОП надо хорошо подкрепиться, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Эх, мое место заняли, - обратился вошедший в зал член ОП, худрук театра им. Горького Ефим Звеняцкий к помощнику губернатора Анастасии Хомутовой. На что Анастасия Петровна, разулыбавшись, ответила, что можно пересесть в другое место, и даже в отдельном кабинете. Ефим Звеняцкий решил продлить удовольствие от непринужденного общения (время-то еще до начала заседания было), вернувшись от нового кресла обратно.
- Вот видите, что происходит! Даже воду в стакан не нальют! – посетовал худрук краевого драмтеатра, забирая бутылку воды со стола.
- Действительно. Нужно вынести на обсуждение этот важнейший вопрос, - подыграла ему Анастасия Хомутова.
Этого диалога оказалось достаточно, чтобы понять – в палате любой вопрос требует обстоятельного обсуждения.
- 24 человека присутствуют, кворум есть, можно начинать заседание, - прервал все беседы в зале председатель ОП Приморья Виктор Ларин, и работа закипела.
Приступили к обсуждению вопроса по точечной застройке во Владивостоке, над которым рабочая группа, как уточнил член ОП Владимир Закамов, "созданная по инициативе губернатора Приморья", работала, опять же, по инициативе губернатора.
Руководитель этой рабочей группы Владимир Закамов перечислил все адреса, по которым поступили обращения граждан – Красного Знамени, 51, жалобы пришли по стройке на Жигура, 18, на Зейской, 12, на Леонова…
- В ходе работы рабочей группы удалось выяснить, что, действительно, права граждан были нарушены, - констатировал Закамов.
Где-то жильцы жалуются на то, что нарушена комфортность условий их проживания. Или есть явные нарушения: земельный участок выдается под малоэтажку, а строят многоэтажный дом. На Жигура, вот, плотность населения и так уже превышает все возможные нормы, а там строят еще один дом. А, например, по случаю со стройкой на Зейской, выяснилось, что здание теперь абсолютно недосягаемо для пожарных служб. Начнись пожар, и все, никакие спасатели не помогут. Эту информацию позже в своем выступлении подтвердил и представитель приморского ГУ МЧС, отметив, что ведомство вообще с некоторых пор никак не участвует в проведении госэкспертизы.
Заседание ОП Приморья, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
- Нет проекта планировки застройки города Владивостока. Если будет проект, то и проблема точечной застройки будет решена. Но нам объясняют, что не хватает денежных ресурсов в бюджете. При выдаче земельных участков не учитываются интересы жителей. А всем госструктурам нужно обращать на это внимание. И строители находят лазейки, чтобы не проводить общественные слушания, - подытожил Владимир Закамов.
Ответить на все вопросы по застройке предстояло вице-мэру Владивостока Алексею Литвинову, который в первую минуту выступления пообещал членам ОП, что с нового года работа по планировке "пойдет веселее". Ведь с 1 января эти полномочия будет исполнять уже не город, а край. Эту мысль Алексей Александрович озвучил еще не единожды, как бы заранее настраивая общественников переписать свои жалобы на имя чиновников администрации Приморья.
- Невозможно сказать, что в целом точечная застройка – это плохо. Нет. Потому что есть детали, в которых кроется вся суть, - обозначил свою позицию Литвинов. - Я бы не стал все примеры застройки относить к точечной. Не везде я согласен, что это точечная застройка.
Со слов Алексея Литвинова стало понятно, что в администрации города работают тоже люди, которые понимают горожан, но есть незыблемые вещи, такие как, например, государственная экспертиза. Перед ней пока еще не устоял ни один чиновник, выдавая разрешение на строительство.
- Я вам не жалуюсь на жизнь. Я пытаюсь объяснить подход, который мы применяем. Другого подхода быть не может. Хочу, чтобы вы попытались нас услышать. Если есть объект, который строится, по нашему мнению, несправедливо, то мы, конечно, отказываем, - внимал противникам точечной застройки вице-мэр.
Есть документы, значит, есть разрешение на строительство, нет документов – нет разрешения.
"Минуточку, - прозвучало из зала, - а если пересмотреть госэкспертизу? Это же не незыблемая вещь!".
- Мы ей доверяем больше. Людей этих знаем и фактически доверяем, - развел руками Алексей Александрович.
- А почему не видите мнение людей? – не успокаивались члены ОП.
- Есть моя личная позиция на этот счет, но она не совсем популярна. А есть позиция чиновника, - объяснил Алексей Литвинов. - Нормативы такие, какие они есть. Невозможно угодить каждому жителю, нужно соблюдать здравый баланс. Игорь Сергеевич узнает, что я так сказал, так хвоста мне накрутит. Но это так, должна быть золотая середина. Никогда никого не будет устраивать, что рядом с ним что-то строится.
В зале царило полное непонимание того, почему же, например, администрация ничего не предпринимает, когда нарушаются нормы. Член ОП Валентин Лабонин настоял, чтобы объяснили ситуацию по Жигура, 18: где взяли землю, получили разрешение на строительство, но через три года завершился срок действия госэкспертизы, а строительство так и не началось.
- Нужно что-то ведь делать! Землю изъять, - предложил Лабонин.
- Мы не занимаемся расторжением договоров на земельные участки. Это неразграниченные земли. Вопрос, почему не снята регистрация, не сюда. На вопрос, почему так произошло, могут ответить представители ведомства, которых здесь нет. Но не мы, - попытался поставить точку заместитель главы Владивостока.
Также от вице-мэра члены Общественной платы узнали, что
общественное мнение не учитывается при проведении государственной экспертизы. В какой момент, в таком случае, гражданское общество имеет возможность подключиться к процессу принятия решения при изменении условий комфортной жизни горожан, стало совсем непонятно.
Заслушали и прокурора Владивостока Руслана Медведева. Представителя надзорного органа члены ОП буквально прижали к стенке, расспрашивая: кто прав, а кто виноват?
- Про злой умысел, что касается администрации, не скажу. Но ложные документы бывало, что в администрацию предоставляли, - признался прокурор.
Наступил момент выработки решения по всему ранее заслушанному. Прозвучали разные предложения: выступить с инициативой по возврату МЧС в группу государственного надзора, но тут вспомнили, что ОП не обладает правом законодательной инициативы. Валентин Лабонин предложил продолжить работу рабочей группы, аргументировав, что вопросы не сняты.
Вот так, месяцы работы, и как итог, только констатация от председателя ОП Виктора Ларина: "Мы опять топчемся на месте".
Решили принять информацию к сведению, подключиться к выработке нормативных документов и перешли к обсуждению следующего вопроса.
Заседание ОП Приморья, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Из доклада члена ОП Приморья Галины Алексеевой общественники узнали, что с культурными кадрами в Приморье, а, если быть точными, в муниципалитетах совсем все печально. Значительную часть уволили или перевели на неполную ставку, работников в общей сложности осталось всего 6 тысяч. И то, по информации Алексеевой, только 32% из них имеют высшее образование.
- Достойная презентация России в АТР без культуры невозможна, - в сердцах сказала Галина Васильевна. Член ОП предложила коллегам заняться проработкой новой концепции развития культуры в Приморье.
- Для этого нужно создать координационную группу. В нее изъявили желание вступить многие наши уважаемые коллеги, Ефим Звеняцкий, вот, например…
- Вот еще. Я еще ничего такого не говорил, - сказал своим соседям по ряду Ефим Самуилович.
С этого же ряда прозвучал вопрос.
"Галина Васильевна, а у вас в регалиях вот написано, что вы держатель медали А.С. Пушкина...", - сказал член ОП, уточнив, что лучше писать не "держатель", а "кавалер ордена".
Слово защиты по поводу состояния приморской культуры взял представитель краевого департамента.
- Культуру ничем не убьешь! – успокоил всех чиновник и объяснил, что нет пока денег на это направление.
- А что скрывается под фразой "нет денег"? – попросил разъяснить Виктор Ларин.
Чиновник откровенно признался, что такая сегодня политика государства. О недофинансировании дальневосточной культуры, между прочим, неоднократно говорил и полпред президента РФ Юрий Трутнев. Но, учитывая лоббистский потенциал полпреда, можно надеяться, что все дальневосточные программы все-таки дофинансируют.
Предпоследний вопрос из повестки: социсследование, которое провел институт, возглавляемый Виктором Лариным. Неутешительные для членов ОП данные озвучил председатель. Только 11% приморцев хорошо знают, чем занимается Общественная палата. А 24% считают, что структура создана для имитации диалога власти и общества, а 30% и вовсе затруднились ответить на вопрос.
Оопрос по деятельности ОП Приморья, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia
Позади два часа работы, а впереди еще блок "разное". Впрочем, самый последний вопрос этого раздела привлек внимание абсолютно всех членов ОП – и того активного ядра, которое ни на минутку не сводило взгляда со спикеров, и тех, кто на последних рядах, не отвлекаясь на заседание, беседовал…
- Будем ли в декабре собираться? – спросил Виктор Ларин.
- Конечно! Перед Новым годом! Накроем стол, пообщаемся с народом…
- Рабочую группу для этого будем создавать?
- Нужно определиться с днем…
- У кого есть помещение? Чтобы не ресторанчик, а накрыть стол!
- Да ну! Кто будет этим заморачиваться! В ресторанчик…
- Есть предложение провести пленарное заседание часов в 15.00. Не выносить на это заседание никаких сложных вопросов. И потом плавно переместиться в тот зал, который предложит Татьяна Владимировна.
- Все места уже заняты!
- Главное, указать сумму, которую должен каждый внести…
- А предполагаете приглашать общественников из районов?
- По 500 рублей сдаем для начала и записываемся.
- Давайте 23-го, во вторник, - поставил точку Виктор Ларин в этом самом бурном обсуждении.
Ответственной за предновогодний культмасс назначили члена ОП Приморья Татьяну Пруткогляд.
Осталось непонятное послевкусие после посещения заседания Общественной палаты. Несколько лет назад, еще на стадии обсуждения положения об ОП, об ОЭС, РИА PrimaMedia писало, что приморские общественные структуры не поддаются законам Мерфи. Однако пока приходится констатировать, что это те немногие из законов, которые реально работают.
генеральный директор ООО "Издательская компания "Конкурент", член Общественной палаты Приморского края
Автор фото: РИА PrimaMedia
Общественная палата, действительно, пока не является авторитетным институтом, причем не только приморская, еще и года не проработавшая, но и федеральная. Чтобы повысить вес региональных палат, они, во-первых, должны быть законодательно наделены реальными полномочиями, во-вторых, обеспечены ресурсами, в-третьих, в их состав должны входить действительно серьезные, авторитетные в своих кругах люди.
В настоящее время эти три условия выполнены в наименьшей степени. Тем не менее, в самой идее института Общественных палатах заложен огромный потенциал. Человек - вообще существо социальное, как вы знаете, и после обеспечения первичных потребностей ему нужно удовлетворять нематериальные запросы - загляните в верхнюю часть пирамиды Маслоу.
Необходимость общественной деятельности - не выдумка, а реальная потребность. И ОП необходимо сделать не симулякрами, а работающими инструментами.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Экспертные советы губернатора Приморья не поддаются законам Мерфи
Быть или не быть "губернаторскому" экспертному совету, решали в Приморье
Общественным палатам в регионах РФ хотят дать денег и право законодательной инициативы
директор департамента информационной политики Приморского края
Автор фото: РИА PrimaMedia
Года полтора назад, когда ОП Приморья только создавалась, некоторые краевые депутаты опасались, что она едва ли не заменит, затмит законодательное собрание края. Заменит не в буквальном смысле, конечно, а по политическому авторитету. Считалось, что общественники, объединенные в рабочий орган, смогут стать участниками законотворческого процесса. Сегодня можно констатировать, что эти страхи были напрасными. Общественная палата не стала центром обсуждения важнейших законопроектов, которые принимаются в краевом парламенте.
И можно сколь угодно долго обсуждать частные проблемы, заслушивать информацию и принимать ее к сведению, если после этого не следуют конкретные действия: подготовленный к рассмотрению ЗС ПК законопроект, например.
Если палата не хочет оставаться на периферии политической жизни, ей надо активнее подключаться к тем трендам, которым живет региональная власть. В том числе созданию Владивостокской агломерации, участию малого и среднего бизнеса в работе ТОР, решению задач импортозамещения в Приморье".