Экспортно-сырьевой рыбный бизнес Дальнего Востока оказался не в государственном тренде

Правительство РФ намерено создавать прибавочную стоимость на родном берегу, а не "дарить" иностранным контрагентам рыбодобытчиков

23 декабря 2014. Рыбная отрасль страны должна перейти от экспортно-сырьевой модели к инновационной – такие цели перед ответственными госструктурами и, соответственно, бизнесом ставит обновленная госпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (срок действия – 2013-2020 годы). Постановление  о внесении изменений в программу – в частности, и в части уточнения целей – было подписано премьером Дмитрием Медведевым 18 декабря этого года. Создавать прибавочную стоимость при эксплуатации национальных рыбных ресурсов – в настоящее время этим, в основном, заняты переработчики стран АТР – правительство РФ намерено в том числе и изменением законодательства в части распределения прав доступа  к отчественной рыбе и морепродуктам, сообщает РИА PrimaMedia.

"Мы должны

менять положение дел, когда наша рыба, скажем, вывозится за границу в необработанном виде, поэтому необходимо уж если экспортировать, то с высокой степенью переработки,

внедрять новые технологии", - прокомментировал Медведев изменения в госпрограмме в ходе совещания с вице-премьерами 22 декабря.

Согласно тексту постановления, целями развития рыбхозяйственного комплекса России являются обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу, обеспечение удельного веса отечественной рыбной продукции в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации,  обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешних рынках.

В качестве целевых индикаторов и показателей госпрограммы указаны, в том числе, рост вылова, рост доли отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке, увеличение объема произведенной рыбы и рыбных продуктов рыбных, рост количества высокопроизводительных рабочих мест в отрасли.

Ответственному исполнителю программы – министерству сельского хозяйства РФ – поручено до 2018 года (срок окончания действия нынешних 10-летних квот – ред.) внести изменения в базовый закон "О рыболовстве", направленных на укрепление продовольственной безопасности РФ, на

создание условий для освобождения рыбохозяйственного комплекса от неэффективных и недобросовестных пользователей ВБР.

Также Минсельхозу предписывается усовершенствовать нормы, определяющие "основания для наделения правом осуществления рыболовства".

В этой связи напомним, что Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) твердо намерено предъявить будущим держателям квот на добычу водных биоресурсов серьезные требования, выполнение которых необходимо, по мнению регулятора, для модернизации отрасли.

При этом госрегулятор, по всей видимости, не намерен соглашаться с доводами так называемого "рыбного лобби" - сильно представленного и среди рыбодобывающего бизнеса Дальнего Востока – о необходимости сохранения нынешнего статус-кво при распределении прав на эксплуатацию национальных рыборесурсов.

Между тем "сырьевое проклятие" рыбной отрасли Дальнего Востока, которая с 90-х годов прошлого века стала, по сути, бессменным поставщиком пищевой промышленности ряда стран АТР (КНР, Южная Корея, Япония), похоже, стало "второй натурой" нынешних держателей квот на добычу российских водных биоресурсов в ДВ-бассейне. Сохранению статус-кво в экономике, по всей видимости, активно содействуют две "общественные организации рыбаков" - общероссийская ВАРПЭ и дальневосточная Ассоциация добытчиков минтая (около 70% от всей добычи российского минтая).

По мнению президента АДМ Германа Зверева, одно из базовых достижений Ассоциации добытчиков минтая - сотрудничество с развитой рыбоперерабатывающей промышленностью КНР. Также, по мнению "общественника", экспортно-сырьевая направленность рыбного бизнеса в России – неизбежна, поскольку минтай, выловленный в исключительной экономической зоне России на Дальнем Востоке, нужен для создания добавочной стоимости странам АТР, а не Российской Федерации.

Следует отметить, что свою приверженность именно экспортно-сырьевой "модели" дальневосточные минтайщики доказали делом и в нынешнем году. По данным Росстата,  за 10 месяцев 2014 года за рубеж было вывезено 1,411 млн тонн рыбо- и морепродукции, добытой по российским квотам и разрешениям. 

"В структуре экспорта 87,4% занимает мороженая рыба, 5,9% – рыбное филе и прочее мясо рыб, 3,7% – ракообразные и моллюски, 1,2% – готовая или консервированная рыбная продукция", - говорит официальная статистика.

Основную же долю во всем экспорте рыбопродукции, отмечают Росстат и ФТС,

традиционно занимает мороженый минтай - 44,2%.

Также напомним, что в состав Совета возглавляемой Зверевым ассоциации входит и сенатор Александр Верховский, представляющий в Совфеде как раз "особо рыбную" Сахалинскую область и открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний.  Согласно своим публичным высказываниям, господин Верховский считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним в доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Росрыболовство намерено потребовать многое с рыбодобытчиков ДВ за бесплатные квоты

"Сырьевое проклятие" рыбной отрасли Дальнего Востока: кому война, а кому мать родна

Доступ к рыбе на 25 лет сырьевое лобби ДВ надеется получить "в обход" Росрыболовства 

"Кормить" сырьем промышленность Китая выгодно для Ассоциации добытчиков минтая ДВ

Почти половину рыбного экспорта Дальнего Востока "отмыли" через офшоры

"Клуб любителей дармовых рыбных квот" шокировал представитель группы компаний из Приморья

Рыбными ресурсами России должен распоряжаться только бизнес – Верховский

Смотрите полную версию на сайте >>>