"Причалы преткновения": портовики Приморья и "Нацрыбресурс" - в поисках консенсуса

Взгляды стивидоров и ФГУПа на дальнейшее использование государственных ГТС в коммерческих портах сильно разнятся

17 апреля 2015. Использование стивидорами принадлежащих государству причальных стенок в рыбных портах Приморского края в ближайшем будущем будет строиться по новым правилам. Их предстоит согласовать и утвердить обеим заинтересованным сторонам – распоряжающемуся причалами от лица государства ФГУП "Нацрыбресурс" (структура Росрыболовства - прим.ред.) и самим портовикам. Однако обсуждение ФГУПом и портовиками новых условий аренды причальных ГТС переросло в затянувшийся спор, в котором идти на уступки не хочет ни одна из сторон. Каким видят будущее сотрудничество обе стороны – в материале РИА PrimaMedia.

Неотвратимость новых условий взаимоотношений "Нацрыбресурса" и портовиков стала реальностью после того, как Пятый арбитражный апелляционный суд в начале апреля 2015 года отклонил жалобу ОАО "Владморрыбпорт" (главный оппонент ФГУПа в споре за причалы – прим.ред.) на требования структуры Росрыболовства о пересмотре условий взаимоотношений, тем самым поставив точку в судебных тяжбах, длившихся почти три года. Конфликт интересов, напомним, заключался в нежелании ФГУПа перезаключать на прежних условиях истекшее в 2011 году соглашение с портом на аренду причальных ГТС.

Таким образом, выработка новых условий взаимодействия между портовиками и госпредприятием стала необходимостью.

"Нацрыбресурс" еще до решения апелляции на правах распорядителя причалов решил взять инициативу в свои руки, разослав портовикам письма с предложениями о новых формах сотрудничества, о чем РИА PrimaMedia писало в марте в материале ФГУП "Нацрыбресурс" хочет войти в бизнес стивидоров рыбных портов Приморья.

Структура ФАР, в частности, предлагала стивидорам два варианта возможного сотрудничества. При первом ведомство обязалось не только самостоятельно содержать причалы, но и выполнять диспетчерские функции по постановке к ним судов, а также осуществлять их бункеровку.

Стивидорам же в этом случае разрешалось осуществлять на этих причалах погрузочно-разгрузочные работы всех видов грузов. Второй вариант подразумевал, что "Нацрыбресурс" помимо перечисленных в первом варианте полномочий также будет самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные работы в "рыбном секторе" и содержать соответствующую припортовую инфраструктуру (холодильники, хранилища и т. д.), которая сейчас находится в собственности операторов, а самим стивидорам разрешат перевалку любых грузов на "нерыбных" причалах. При этом пресловутую аренду (из-за размера которой изначально и шел весь "сыр-бор") ФГУП предложил заменить на новые платежи, рассчитываемые из объемов перевалки. По расчетам структуры ФАР справедливым будет размер ренты в 100-140 рублей за тонну в зависимости от конкретного порта. Сами портовики называли предложения "Нацрыбресурса" "некомпетентными и безосновательными", отмечая, что такой размер ренты сильно ударит по доходам предприятий, не позволит своевременно повышать зарплату работникам, инвестировать в развитие и т.д.

В недавнем интервью отраслевому изданию Fishnews, замгендиректора по экономике и инвестициям ФГУП "Нацрыбресурс" Сергей Сухов пояснил мотивы повышении ренты для портовиков за пользование причалами, а также почему ведомство не устраивают условия, предложенные стивидорами.

Он рассказал, что ОАО "Владморрыбпорт", стремясь перезаключить договор аренды с ФГУПом, предложил "щедрую" арендную плату в 34 млн рублей в год, что, по мнению Сухова, не соответствует реалиям.

"Доходы порта по году превышают 2 млрд рублей. Получается, что на аренду порт готов был истратить не более 2% своих доходов. С учетом того что капитальный ремонт всех причалов порта будет стоить более 1,5 млрд рублей, то за период аренды нам бы пришлось всю полученную арендную плату до копейки вложить в капитальный ремонт. А ведь "Нацрыбресурс" должен еще каждый год платить налог на имущество, нести другие расходы по обеспечению работоспособности причалов. Нас поставили в ситуацию, когда мы доплачивать должны порту за то, что он пользуется нашими причалами", - приводит слова Сухова отраслевое издание.

По его мнению, 

подготовленный ведомством проект соглашения и предусмотренный им размер платы за пользование причалами порядка 5% совокупных доходов порта "абсолютно адекватен", не станет причиной взрывного роста тарифов на портовые услуги и не приведет к финансовому краху порта.

"Мы привязываем размер платы к грузообороту порта, к фактической нагрузке на причалы. Сегодня, когда в трудной экономической ситуации грузооборот падает, и плата за причалы будет сокращаться", - сообщил Сухов.

Как следует из ответного письма руководства "Владморрыбпорта" (имеется в распоряжении редакции), у стивидора иной взгляд на возможные будущие взаимоотношения в ФГУПом.

"Мы не считаем адекватным ваше предложение об оплате за предоставление причалов "до 100 рублей за 1 тонну груза". Причин на это много, можем лишь указать, что это резко снизит доходы порта и платежи в бюджеты всех уровней", - говорится в письме.

Также отмечается, что

порт не видит целесообразности в безвозмездном предоставлении ФГУП "Нацрыбресурс" холодильников порта и иной инфраструктуры рыбной логистики, так как "это поставит под угрозу выполнение задач отрасли по повышению эффективности доставки рыбы населению страны".

Кроме того, стивидор указывает, что "Нацрыбресурс" не имеет опыта, специалистов и средств для оперирования холодильниками и портовой инфраструктурой, как и целевого финансирования для этого.

Тем не менее, оператору и госпредприятию придется искать пути взаимодействия, так как, по меткому замечанию того же Сергея Сухова в интервью Fishnews, технологически порт и "Нацрыбресурс, как распорядитель причалов, "в одной связке". Кроме того, заключение соглашения со стивидорами о непрерывности оказания портовых услуг является обязанностью госструктуры в соответствии с законом "О морских портах в Российской Федерации". Осталось только договориться.

От РИА PrimaMedia напомним, что взаимоотношения стивидоров рыбных портов Приморья и распоряжающимся государственными причалами ФГУП "Нацрыбресурс" стали непростыми из-за разногласий в вопросах аренды ГТС и их капитального ремонта. Как сообщали РИА PrimaMedia участники рынка "Нацрыбресурс" заключает договоры на аренду причальных стенок со стивидорами максимум на три года, тогда как закон о портовой деятельности предполагает сдачу причалов в аренду на 49 лет.

По признанию стивидоров, они неоднократно обращались в Росрыболовство с просьбой продлить срок аренды до 49 лет. В Росрыболовстве такую возможность неоднократно обсуждали, но только при введении дополнительных обременений для арендаторов и повышении размера ренты, что, естественно, не устраивает бизнес.

Стоит отметить, что дискуссия по этому вопросу в конце прошлого года переросла в плоскость публичной полемики в СМИ и продолжилась в новом году. Разногласия "Нацрыбресурса" и стивидоров заключаются еще и в разных взглядах на то, кто должен "вкладываться" в ремонт и содержание причальных стенок: арендатор - сверх уплаты аренды - или же собственник-управленец за счет рентных сборов.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

ПААС отказался принудить "Нацрыбресурс" сдать бизнесу в аренду причалы во Владивостоке

Стивидоры рыбных портов Приморья саботируют капремонт причалов - ФГУП "Нацрыбресурс"

"Условно рыбным" портам Приморья долгосрочная аренда причалов не нужна - Росрыболовство

Смотрите полную версию на сайте >>>