Существующие ставки аренды причальных стенок в рыбных портах Приморья не позволяют ФГУП "Нацрыбресурс" (распоряжается "рыбными" причалами от лица государства – прим.ред.) проводить их регулярный капремонт. Из-за этого большая часть гидротехнических сооружений (ГТС) в рыбных портах находится в плачевном состоянии. Подведомственная Росрыболовству структура готова искать новые способы взаимодействия со стивидорами рыбных портов, но только при обязательном наделении ее дополнительными полномочиями по управлению рыбными причалами. Об этом заявил генеральный директор ФГУП "Нацрыбресурс" Игорь Ивлев в ходе расширенного совещания в Минсельхозе России 20 марта 2015 года, на котором обсуждались вопросы эффективного развития рыбных терминалов морских портов , сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на пресс-службу Росрыболовства.
По словам главы "Нацрыбресурса",
арендных платежей, которые сейчас поступают от стивидоров за пользование причалами, не хватает на своевременный капремонт ГТС.
"Средняя ставка аренды сегодня такая, что капитальный ремонт профинансировать можно будет только через 100 лет, тогда как нормативные сроки его проведения – один раз в 25-40 лет. Попытки провести индексации ставок до рыночного уровня наталкиваются на сопротивление ряда арендаторов и требует судебных разбирательств", - сообщил на совещании Ивлев.
По информации Ивлева, основная часть причалов была передана ФГУПу с обременением в виде договоров аренды с различными условиями, которые "препятствуют улучшению ситуации в рыбных портах".
Как сообщает "Нацрыбресурс",
по результатам 2014 года на причалах морских рыбных портов осуществлена перевалка более 7 млн тонн различных грузов, из них рыбы и рыбопродукции – всего 335 тысяч тонн.
Кроме того, господин Ивлев заявил, что арендаторы не инвестируют в поддержание работоспособности ГТС и их реконструкцию, не соблюдают требования к эксплуатации причалов и не исполняют судебные решения, обязывающие провести ремонт причалов.
Глава "Нацрыбресурса" видит несколько вариантов решения создавшейся ситуации, а приоритетным считает взаимодействие с портовиками на основе государственно-частного партнерства.
Оно, в понимании Ивлева, должно выражаться в заключении с владельцами припортовой инфраструктуры (стивидорами - прим. ред.) долгосрочных соглашений по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса оказания услуг в морском порту.
"Цель предлагаемого механизма – привлечение частных инвестиций для восстановления целостной инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли. В рамках данной модели может быть использован и механизм арендных отношений с прописанными четкими условиями и правилами. Но
реализация предложенных решений требует предоставления права Минсельхозу России утверждать порядок сдачи в аренду причалов, а также наделения Росрыболовства полномочиями в отношении распоряжения государственным имуществом морских рыбных терминалов",
- считает глава "Нацрыбресурса".
Отметим, что с предложениями о передаче причальных стенок в собственность субъектам Российской Федерации выступили представители Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, отмечая, что готовы участвовать в модернизации портов.
В свою очередь глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что в ведомстве готовы рассматривать подобные решения при условии сохранения специализации портов по перевалке рыбы и создания инфраструктуры, отвечающей современным мировым стандартам.
Стоит добавить, что сразу после совещания в Минсельхозе РФ пресс-служба Росрыболовства сообщила
о внесении в правительство законопроекта о праве ведомства распоряжаться госимуществом морских рыбных терминалов. Законопроект предполагает наделение ведомства дополнительными полномочиями в отношении государственного управления терминалами, занятыми под обслуживание рыбопромыслового флота. Теми же поправками агентство предлагает разрешить Минсельхозу утверждать правила сдачи в аренду морских причалов, которые находятся в госсобственности.
"В настоящий момент ведомство не имеет рычагов воздействия на арендаторов в портах, так как не может устанавливать правила использования сдаваемой в наем государственной инфраструктуры. Ведомство намерено проработать механизм совместного - федерального и регионального - ведения рыбными терминалами и доработать модель взаимодействия на основе государственно-частного партнерства", - отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.
От РИА PrimaMedia напомним, что взаимоотношения стивидоров рыбных портов Приморья и распоряжающимся государственными причалами ФГУП "Нацрыбресурс" стали непростыми из-за разногласий в вопросах аренды ГТС и их капитального ремонта. Как сообщали РИА PrimaMedia участники рынка "Нацрыбресурс" заключает договоры на аренду причальных стенок со стивидорами максимум на три года, тогда как закон о портовой деятельности предполагает сдачу причалов в аренду на 49 лет.
По признанию стивидоров, они неоднократно обращались в Росрыболовство с просьбой продлить срок аренды до 49 лет. В Росрыболовстве такую возможность неоднократно обсуждали, но только при введении дополнительных обременений для арендаторов и повышении размера ренты, что, естественно, не устраивает бизнес.
Стоит отметить, что дискуссия по этому вопросу даже переросла в плоскость публичной полемики в СМИ в конце прошлого года и продолжилась в новом году. Разногласия "Нацрыбресурса" и стивидоров заключаются еще и в разных взглядах на то, кто должен "вкладываться" в ремонт и содержание причальных стенок: арендатор - сверх уплаты аренды - или же собственник-управленец за счет рентных сборов.
В середине прошлой недели "Нацрыбресурс" проявил инициативу в поиске разрешения конфликта, предложив портовикам два возможных варианта будущих взаимоотношений.
Первый вариант, предложенный "Нацрыбресурсом" стивидорам, предполагает, что ведомство будет не только самостоятельно содержать причалы, но и выполнять диспетчерские функции по постановке к ним судов, а также осуществлять их бункеровку. При этом ФГУП берет на себя обязательства по проведению текущего и капитального ремонта ГТС. В этом случае собственнику припортовой инфраструктуры отдается право осуществлять на этих причалах погрузочно-разгрузочные работы всех видов грузов.
Второй вариант подразумевает, что "Нацрыбресурс" помимо перечисленных в первом варианте полномочий также будет самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные работы в "рыбном секторе" и содержать соответствующую припортовую инфраструктуру (холодильники, хранилища и т.д.), которая сейчас находится в собственности операторов.
Правда самих операторов в этом случае от причальной инфраструктуры что называется "попросят", оставив для них право оказывать портовые услуги только на причалах, не включенных в так называемый рыбный сектор, а также смогут самостоятельно использовать не относящуюся к нему припортовую инфраструктуру.
Но и это еще не все новшества, которые подготовил стивидорам "Нацрыбресурс". Вне зависимости от выбранного варианта, стивидорам придется платить структуре Росрыболовства по 100-140 рублей за тонну каждого переваленного груза в зависимости от порта. При этом обязанность оплачивать арендную ставку за использование ГТС с компаний будет снята. Исключение будет сделано для компаний, которые ранее подписали с ФГУП долгосрочные договоры аренды сроком на 49 лет: с ними условия работы пересматриваться не будут, заверили в "Нацрыбресурсе".
Сами стивидоры называют предложение структуры Росрыболовства некомпетентной и безосновательной.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
ФГУП "Нацрыбресурс" хочет войти в бизнес стивидоров рыбных портов Приморья
"Условно рыбным" портам Приморья долгосрочная аренда причалов не нужна - Росрыболовство
РСПП предложит кабмину освободить портовиков Владивостока от платы за причалы на 5 лет
"Владморрыбпорт" не несет ответственности за упадок портовой инфраструктуры – Денис Сарана