30 апреля 2015. Приморский край, несмотря на свою удаленность от основных театров военных действий Великой Отечественной войны, внес огромный вклад в победу советского народа над фашистскими агрессорами. С самого начала войны предприятия края бросили все силы на обеспечение сражающихся на фронте соотечественников всем необходимым, став далеким, но надежным тылом борьбы с немецкими захватчиками. Что производили предприятия Владивостока и края для нужд фронта – в обзоре РИА PrimaMedia.
С началом Великой Отечественной войны в Приморье было законсервировано строительство заводов, не имевших первостепенного значения в условиях военного времени. Все усилия были брошены на введение в строй оборонных предприятий, сооружение которых было начато до войны, а также на перепрофилирование уже существующих производственных мощностей на работу для нужд фронта.
Обеспечение потребностей обороны страны стало основной задачей предприятий Приморья.
Ускоренными темпами строились заводы оборонного значения, базы горючего, аэродромы, рубежи, подземные убежища, производилась реконструкция цехов по выпуску боеприпасов и т.п.
Из данных, предоставленных Приморским музеем им. В.К. Арсеньева, следует, что
в 1941–1943 годы на реализацию этих задач было освоено 1 млрд 133 млн рублей капитальных вложений.
Значительная часть этих средств была направлена на развитие базы Военно-Морского Флота, имевшей огромное стратегическое значение ввиду возможной агрессии милитаристской Японии, – около 20% от общего количества.
На укрепление основных предприятий судостроительной промышленности, приходилось 9,2% этих средств, обороны – 8,7%, угольной промышленности – 8,6%, морского флота – 5,9% и путей сообщения – 5,4%.
Первым делом самолеты
Предприятия оборонной промышленности в годы войны были наиболее молодыми в Приморье. Многие были построены незадолго до начала войны, некоторые продолжали строиться в ее годы. Заводские цеха ускоренными темпами вводились в строй по мере готовности. При этом процессы модернизации и производства часто проходили одновременно.
Так, в мае 1941 года авиационный завод №116 в Арсеньеве, на котором еще продолжались работы по обустройству и оборудованию помещений, не прекращая начатый перед войной ремонт самолетов и моторов, перешел к серийному выпуску авиационных машин УТ-2. Окончательно авиационный завод был принят государственной комиссией в эксплуатацию только 26 апреля 1942 года.
Также в 1941 году был открыт механический завод № 1 Владлага НКВД, выпускавший мины.
Огромное значение для Приморского края имело развитие и укрепление судостроительной и судоремонтной баз.
Дальзавод в годы Великой Отечественной войны, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено ОАО "Дальзавод"
В числе ведущих предприятий Приморья, безусловно, стоял "Дальзавод" во Владивостоке, который в 1941 году возглавлял Борис Евгеньевич Клопотов. Начатая в предвоенные годы реконструкция завода продолжилась и в период войны, хотя ее темпы ощутимо замедлились.
Одновременно с постройкой и ремонтом боевых кораблей Дальзавод выполнял большой объем работ по модернизации кораблей, оснащению их современной техникой и вооружением. Работники завода преодолевали технические и технологические трудности, применяя нестандартные ходы и решения при выполнении государственных задач.
Так, работники завода впервые установили уникальную ледовую защиту на корабли северной экспедиции (эсминцы, крейсера, лидеры). Кроме того, завод вел самостоятельные исследования по достижению бесшумности подводных кораблей, разработке новых средств ведения войны.
Котельщики Дальзавода Расид Алимов и Иван Немаев, отличники судостроительной промышленности Приморья, 1943 год , Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева
Так инженером Дальзавода А.П. Соловьевым было предложено бортовое минное устройство для подводных лодок, повышавшее их боевые качества. Испытания устройства прошли успешно, и оно было принято на вооружение советского подводного флота.
Всего в 1941-1943 годах работники Дальзавода построили и сдали в эксплуатацию 3 эсминца, 9 подводных лодок, 4 транспортных средства вспомогательного флота. Кроме того, в доках завода прошли ремонт 77 судов ТОФ.
Все для фронта – от снарядов до лыж
Помимо строительства и обслуживания крупных боевых единиц, приморские заводы активно выпускали боеприпасы.
Производство боеприпасов осуществляли на Дальзаводе, на заводе "Металлист", механическом заводе № 1, Спасском цементном, паровозовагоноремонтном заводах, в Артемовских мастерских и других предприятиях.
В течение 1942, 1943 и пяти месяцев 1944 года в Приморье было произведено 510,6 тысяч штук 76 мм и 96,8 тысяч штук 12 мм снарядов, 12,2 тысячи штук 120 мм и 623,6 тысяч штук 82 мм мин.
Кроме того, предприятия края направили на фронт 20240 штук авиабомб ФАБ-100 и 35566 штук авиабомб АО-10, более 1,8 млн штук корпусов и 517,5 тысяч штук запалов к гранатам Ф-1, 199,1 тысяч штук учебных цементных авиабомб.
Изготовление авиабомб на комбинате Сихали(Приморский край), Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено музеем Арсеньева
Океанский фанерный завод к ноябрю 1941 года наладил выпуск ранее ввозившихся аккумуляторных шпонов, авиационной фанеры, противотанковых мин, телеграфных катушек и прессовку пробковых плит. Уссурийский лесокомбинат №1 обеспечил изготовление лыж, выдавая по 750 пар в сутки, спецупаковку разных видов, разборные казармы, передвижные ремонтные мастерские.
С начала Отечественной войны по ноябрь 1941 года местная промышленность Приморского края выполнила военных заказов на 7,5 млн рублей.
Энергетика Победы
Резкое увеличение потребности в стратегическом сырье в годы войны привело к необходимости ускорить его добычу. Состояние и эффективность топливной отрасли определяли во многом развитие промышленных предприятий, энергетики и транспорта. В Приморском крае эта отрасль занимала ведущие позиции.
Во второй половине 1941 года увеличили добычу угля шахтеры Сучана. По сравнению с первым полугодием первого года войны производительность труда на шахтах возросла сразу на 12%. Шахты №1 и №20 треста "Сучануголь" выполнили годовой план за 9 месяцев.
В годы войны на шахтах Приморье работали женщины, Фото с места события из других источников. Автор фото: предоставлено ОАО "Приморскуголь"
К 1945 году по количеству выпускаемой продукции среди предприятий Приморского края каменноугольная промышленность занимала первое место. Крупные месторождения угля эксплуатировались трестами "Сучануголь", "Артемуголь" и более мелкими шахтоуправлениями различных предприятий.
Продовольственный фронт
Агропромышленный комплекс Приморья в годы войны бросил все силы на обеспечение продовольствием не только жителей края, но и других регионов страны. Огромная самоотдача тружеников села стала определяющим фактором отсутствия голода в крае в годы войны.
В годы войны в Приморском крае резко повысилась урожайность картофеля, овощей, сахарной свеклы. Например,
если в 1940 году хозяйства края сдали армии и флоту 24,2 тысяч тонн картофеля, то в 1941 году – уже 43 тысячи тонн, овощей - 30,4 тысячи тонн в 1941 году при 11,9 тысяч тонн в 1940 году.
Больших успехов приморцам удалось добиться и в области животноводства.
Только за 10 месяцев 1941 года количество крупного рогатого скота в Приморье увеличилось сразу на 8292 голов или на 15,4%, свиней - на 8668 голов или 41,3%, овец - на 7682 головы или на 29%.
Дети заменили отцов, ушедших на фронт, Фото с места события из других источников. Автор фото: из фотофонда Государственного архива Приморского края
Неоценимое значение в решении продовольственной безопасности в годы войны имела рыбная промышленность. В Приморском крае деятельность предприятий государственной рыбной отрасли объединялась и направлялась Главным управлением рыбной промышленности востока (Главвостокрыбпром). В его ведении находились флот, комбинаты и заводы по переработке морепродуктов, подсобные предприятия.
Предприятиями и рыболовецкими колхозами Приморья в 1941 году было добыто 560,3 тысяч центнеров рыбы, а в 1943 году – уже 605,6 тысяч центнеров.
Владивостокский морской рыбный порт занимался переработкой снабженческих грузов и почти всей рыбопродукции, вырабатываемой предприятиями рыбной промышленности Приморского и Хабаровского краев. В Приморье располагался тарный комбинат, объединявший две баночные фабрики, бочкотарный и электролитный цеха, полностью удовлетворявшие потребности консервных заводов Главвостокрыбпрома.
Ускоренный ввод в действие новых предприятий и перестройка ранее действовавших на выполнение военных заказов уже в 1942 году ощутимо изменили структуру промышленности региона и обусловили ее подъем. Успехи, достигнутые на фронте в конце 1942 году, и перелом в войне, наступивший в 1943 году, были в немалой степени обусловлены успехами в далеком тылу.
Редакция РИА PrimaMedia благодарит сотрудников Приморского музея им. В.К. Арсеньева за помощь в подготовке материала.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Подвиг шахтеров Приморья в годы Великой Отечественной войны не забыт - Приморскуголь
Боевая техника из Приморья в Великой Отечественной: что строили на деньги Фонда обороны
Великая Отечественная во Владивостоке: как и чем жил город в военное время
Связисты Приморья в годы ВОВ: музыка на радиоволнах, премирование тужуркой и война в эфире