20 октября 2015. Барабашевский лососевый рыбоводный завод (БЛРЗ) в одноименном поселке Хасанского района Приморья – одно из двух предприятий ФГБУ "Приморрыбвод", обеспечивающих воспроизводство и сохранение популяции нескольких видов ценных лососевых рыб в Южном Приморье. Специалисты завода, ежегодно выращивающего и выпускающего в естественную среду десятки миллионов мальков лосося, не так давно отпраздновали новоселье: после пяти лет строительства был сдан новый рыбоводный корпус, мощностью вдвое превышающей прежние возможности предприятия. Корр. РИА PrimaMedia Вадим Шкодин и Александр Хитров побывали на обновленном заводе, где стали свидетелями множества удивительных процессов: старта рыбоводной путины, варварского способа достижения высоких целей, а также нелегкого труда тех, кто обеспечивает сохранение популяции лососевых рыб в Приморье.
Удвоенные мощности
Новый рыбоводный корпус Барабашевского ЛРЗ. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Икру в цеха еще не закладывали, потому что путина только началась, первую партию наберут сегодня. Вечером и обновим новые мощности, - сообщает Юрий Киридон, провожая нас в новый корпус.
В нем, еще необжитом и пустом, все дышит новизной – комфортные кабинеты для администрации и технологов-рыбоводов, небольшая столовая и актовый зал. Нет здесь и персонала – все сотрудники находятся на стартовавшей "путине".
Пока же начальник "Приморрыбвода" вместе с директором Барабашевского ЛРЗ Алексеем Собко проводит для нас экскурсию по предприятию. В новых цехах очень шумно от постоянно текущей воды, и складывается ощущение, что строители корпуса намеренно направили в здание речку Барабашевку, на берегу которой оно возведено, и теперь ее течение непрерывно циркулирует под ногами по специальным каналам.
Емкости для содержания личинок лососевых рыб. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Сейчас идет прогон воды для промывки новой системы. Это как новый чайник – прежде чем греть чай, его нужно несколько раз прокипятить, - добавляет Юрий Киридон.
Емкости для закладки оплодотворенной икры в новом корпусе Барабашевского ЛРЗ. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
В соседнем помещении нас встречают емкости, куда первоначально будет закладываться собранная на "путине" икра. Их здесь три разновидности - вертикального, поддонного и навального типа. Уже вечером все они примут первые партии оплодотворенной икры. Разные системы применяются для удобства, каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Например, в аппарат навального типа можно сразу положить много икры, но ее трудно перебирать и очищать от больных икринок. В аппараты поддонного типа, напротив, много не положишь, но перебирать икру значительно легче.
- Здесь она (икра – прим. ред.) пролежит до стадии "глазка", ее несколько раз переберут, очистят от мертвых икринок, а потом уже выставят на выклев в бассейны, - поясняет директор завода.
Директор завода Алексей Собко демонстрирует новое оборудование. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Время созревания икры подсчитывается в особой единице измерения – градусоднях. На выклев личинки нужно в среднем 500 градусодней, а длятся они в зависимости от того, при какой температуре воды произошла закладка оплодотворенной икры. К примеру, период созревания заложенной при 15 градусах икре будут считать, прибавляя по 15 градусодней в сутки, пока их количество не достигнет 500 градусодней.
Директор Барабашевского ЛРЗ Алексей Собко. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Следующий на нашем пути - личиночный цех, где происходит превращение личинки в малька. Сюда каждая партия икры попадет на выклев – в зависимости от времени закладки.
Последний цех – ростовой, где выведенное потомство лососевых будут доращивать до веса, подходящего для выпуска в естественную среду обитания – около 0,8 грамм. Выпуск в естественную среду обычно происходит в апреле или мае.
Новые емкости для содержания малька лососевых рыб. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Все оборудование в новом корпусе немецкого производства и очень дорогое - не только по цене, но и в обслуживании.
Система фильтрации воды в новом корпусе Барабашевского ЛРЗ. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Например, сменный наполнитель для песочной системы фильтрации придется завозить из Германии, что, учитывая курсовую разницу и дальние расстояния, будет недешевым удовольствием. Дорогостоящее европейское оборудование для завода закупал генподрядчик строительства нового корпуса, к которому у руководства завода остались довольно серьезные претензии.
- Строили долго – почти пять лет, а еще и недоделали где-то на 15 млн рублей, а потом и вовсе нас бросили, пришлось достраивать самим и за свой счет, - сетует и.о. начальника "Приморрыбвода".
Мощность нового корпуса - 20 млн особей малька, тогда как старый цех позволял выводить и подращивать только 10 млн штук. На плановую мощность специалисты планируют выйти уже в следующем году, а в предстоящий рыбоводный период планируют воспроизвести от 10 до 15 млн особей.
Емкости для содержания малька. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Не выведен из эксплуатации и старый корпус, под сводами которого многие годы воспроизводили сотни миллионов особей лососевых. Но и с вводом новых мощностей прежние не останутся без дела – специалисты предприятия планируют после ремонта разводить здесь и выращивать до товарного вида форель.
- Ломать - не строить, сломать мы всегда успеем. Старый цех не останавливали во время строительства нового, иначе потеряли бы стадо, и потом бы пришлось икру завозить из других регионов, - говорит Юрий Киридон.
Старый и новый корпуса Барабашевского ЛРЗ. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
До сдачи в эксплуатацию новых мощностей на Барабашевском ЛРЗ занимались воспроизводством кеты и симы, эти же породы намерены разводить и в будущем.
- Естественного нереста лососевых рыб на юге Приморья как такового давно нет. Та рыба, которая заходит – на 95% наша, заводская, причем во всем Хасанском районе, по всем речкам. Идет даже в Суйфун. Так получается, что тут недалеко леопарда сохраняют, а мы сохраняем кету, - отмечает директор Барабашевского ЛРЗ Алексей Собко.
Рыбоводный цех старого корпуса Барабашевского ЛРЗ. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Вся работа предприятия проходит в рамках госзадания, которое формируется каждый год и под которое выделяются государственные деньги. Та рыба, которая выращивается вне госзадания – также выпускается.
- Жарить ее нельзя, - отшучивается, провожая нас, директор рыбоводного завода.
Рыбоводная путина
Следующим пунктом нашей экскурсии на предприятие становится берег реки Барабашевка, который находится в 11 км от предприятия. Здесь с сегодняшнего дня развернулась большая работа по заготовке и оплодотворению икры кеты – "рыбоводная путина", как называют этот период сами рыбоводы.
Надводная платформа на берегу реки Барабашевка. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
"Путина", как правило, начинается в конце августа – начале сентябре, но в текущем году несколько запоздала, стартовав в первых числах октября. Все зависит от подхода стада кеты, которое заходит на нерест при установлении определенных гидрологических условий.
Возле установленной поперек реки сети кишит идущая на нерест кета. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Все зависит от биоритмов рыбы - температуры воды, степени ее пресности и т.д. Рыба сама выбирает, когда ей подойти, - объясняет Юрий Киридон.
На берегу и надводной платформе идет активная работа по заготовке икры. Платформа представляет из себя небольшой помост, под которым располагается садок. В него посредством установленной поперек реки сети, загоняются идущие на нерест производители – самцы и самки кеты в брачном наряде. Вода рядом с пирсом непрерывно бурлит – работают специальные аэраторы, чтобы находящиеся в садке производители не задохнулись.
На установленном в воде пирсе полным ходом идет выемка рыбы. Из двух проделанных в нем люков несколько мужчин огромными сачками практически безостановочно извлекают рыбу, которую высыпают на специальные сетчатые подиумы.
Выловленная рыба сначала попадает на подиумы с сеткой. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
К самцам и самкам здесь исповедуется разный подход. Изъятому самцу сразу же достается оглушающий удар палкой по голове, после чего он грузится в носилки.
Перезревшие самки иногда мечут икру сразу после вылова . Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
К особям женского рода подход более избирательный: вытащенная рыба сначала прощупывается на предмет готовности к нересту, и только в случае подтверждения зрелости, получает свой оглушающий удар по голове. В противном случае самок отправляют обратно в садок – дозревать.
Умертвление рыбы. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Варварский, конечно, способ, но по-другому в нашем деле нельзя – если рыба умрет своей смертью, ее икра станет негодной для рыбоводства. В естественной среде она после нереста все равно погибает, - объясняет жесткую процедуру глушения Юрий Киридон.
Оглушенные самцы кеты. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Оглушенные производители на носилках доставляются в специализированный вагончик для потрошения и слива молок.
Оглушенную рыбу несут на потрошение. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Там же происходит и промывка икры пресной водой и ее оплодотворение. Процесс, честно говоря, нехитрый, но довольно трудозатратный.
Потрошение самки кеты. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Извлеченную из самок икру складывают в тазы и промывают.
Промывка икры в пресной воде. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
После на собранную икру "доят" самцов – сливают созревшие молоки.
"Доение" самца кеты. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Полученная "микстура" несколько минут мешается вручную, а после уже оплодотворенная икра отправляется в специальный контейнер, в котором ее транспортируют на завод и заложат на созревание. Всю операцию нужно суметь произвести в течение 8 часов, иначе икра погибнет.
Оплодотворение икры длится до 5 минут. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Плодовитость кеты составляет от 2,5 до 2,7 тысяч икринок, иногда бывает до 3,2 тысячи – это около 500-700 грамм икры. Дневной план заготовки – 1 млн икринок. На три самки нужно в среднем 2 самца, именно в таком соотношении их и вылавливаем. Вообще-то это тяжелый труд. За один день вручную перелопачивается до 3-х тонн рыбы, около тысячи рыбин, - объясняет Юрий Киридон.
Выпотрошенная рыба. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Выпотрошенных самок и "подоенных" самцов сваливают в одну кучу на специальном тенте. Идущая на нерест рыба, по мнению контролирующих органов, уже не годится для употребления в пищу, поэтому завод продает ее местным фермерам – на корм скоту и удобрения. Сами же рыбоводы готовы спорить о пищевой ценности отнерестившейся кеты.
Потрошенная рыба отправляется в специальную емкость. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- В Японии, например, отнерестившаяся рыба очень ценится, по вкусовым качествам она считается даже лучше, чем "серебрянка". В советское время она ценилась и у нас, передавалась в детские сады, школы, все ели и никто не умер. Браконьеры и сейчас едят, и, ничего, – все живы-здоровы. Конечно, у такой рыбы могут быть гельминты (глисты - прим. ред.), но при хорошей термической обработке, это совсем не проблема. Сейчас же такую рыбу на рынок поставлять нельзя – контролирующие органы запрещают, - сетует Алексей Собко.
Куча потрошенной кеты. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Небольшое количество рыбы предприятие оставляет себе и замораживает, чтобы потом использовать ее как корм для выведенного малька.
На путине трудится практически весь персонал завода – 40 человек. Она продлится до того момента, как будет выполнен план заготовки. Крайнюю дату не берется назвать никто – все зависит от подходов рыбы, которые бывают как большие, так и наоборот.
Созревших производителей после оглушения укладывают в специальные носилки. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Табор браконьеров
Браконьерская путина в Хасанском районе стартует ровно в те же дни, что и у рыбоводов – как только в местные реки начинает заходить кета и другие лососевые. В этот период на берега рек в огромных количествах высыпают практически все местные жители, чтобы успеть поживиться деликатесным продуктом – красной икрой. Вылов нерестящейся рыбы запрещен, но это никого не останавливает. Выловленного лосося потрошат прямо на берегу, а добытую икру после солят и продают у дороги.
Придорожная продажа икры. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- В прошлом году даже целый цыганский табор рыбу здесь ловил, что уж говорить о местных. В самый сезон около дороги стоят машин сто, и все торгуют браконьерской икрой. Можно подъехать и сказать "мне нужно 100 кг", скажут – "подождите, сейчас привезут". И привозят. То есть кто-то заготавливает икру в промышленных масштабах, - рассказывает и.о. начальника "Приморрыбвода".
По его словам, бывали и вовсе беспрецедентные случаи браконьерской заготовки икры.
- Лет 10 назад было. Ниже по течению есть мост, который стоит на балансе у военных, притом не местных, а из Хабаровска. Так вот, поставили они тогда сюда охрану, огородили близлежащую территорию и организовали там минизавод по посолу икры. Объект режимный, просто так не пройдешь: охрана вооруженная, чуть что – сразу стреляют. Так и работали они. Как только не пытались с ними бороться: то бревно пустим, чтобы сетку порвать, то сена накидаем – все без толку. Привлекли природоохранного прокурора, так и его на территорию не пустили, даже в воздух стреляли. Но потом охрану сняли, и завод сам собой пропал, - поведал Юрий Киридон.
По его словам, массовое браконьерство здесь было не всегда, но в последние годы стало расцветать и приобрело угрожающие объемы.
- Раньше как-то к этому более серьезно относились, на охрану выделяли ОМОН и СОБР, которые особо не разговаривали, не церемонились с нарушителями запрета на ловлю, их как-то боялись. А сейчас одна рыбоохрана осталась, но с нее мало толку, да и что они могут сделать... Вот идут 2-3 инспектора, а там группа стоит в 10 человек, что они с ними сделают? Да, ничего! - размышляет глава "Приморрыбвода".
Продажа икры и рыбы на дороге. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
- Наша задача – воспроизводство, а браконьерами пусть занимаются те, кто должен заниматься. Мы выпускаем столько, что и рыбакам хватает, и браконьерам, и нам. Если бы не было наших заводов, то и кеты не было бы уже. И браконьеров - тоже, но кому от этого легче, - добавляет Юрий Киридон.
По его словам, обновленных мощностей Барабашевского завода вкупе с возможностями второго предприятия "Приморрыбвода" - Рязановского ЛРЗ - вполне достаточно для того, чтобы обеспечить восполнение популяции кеты на юге Приморья. Ради чего, собственно, и работают.
Барабашевский лососевый рыбоводный завод. Фото: РИА PrimaMedia, Александр Хитров
Справка РИА PrimaMedia: Барабашевский лососевый рыбоводный завод (БЛРЗ) расположен в поселке Барабаш Хасанского района Приморья, существует уже более 25 лет. Основным объектом разведения для завода является осенняя кета. Базовой рекой для БЛРЗ является река Барабашевка, в отдельные годы закладка икры производилась с реки Нарва. В 90-е годы, по согласованию с ТИНРО-Центром, икра на стадии глазка завозилась с заводов юго-запада Сахалина, впоследствии практика завоза была прекращена и в настоящее время сбор икры осуществляется только в реке Барабашевка. В соответствии с Федеральной целевой программой "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах" проводилась реконструкция завода. Деятельность завода направлена не только на воспроизводство, но и на эффективную охрану производителей во время нереста. За время работы ЛРЗ популяция кеты в реке Барабашевка поддерживается на постоянном уровне.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Гребешок и трепанг на вырост: как работает крупное марикультурное хозяйство в Приморье
НПЦМ "Заповедное" в Лазовском районе Приморья: миллион трепанжат и наука импортозамещения
Морские огороды Преображения: сладкий гребешок, ламинария и перспективный серый еж