27 октября 2015. Приморье должно стать центром судостроительной промышленности и получить доступ у будущим "квотам господдержки", несмотря на пока практически полное отсутствие в крае судостроения как такового, считают члены краевого Общественного экспертного совета по промышленной политике. Эксперты пришли к выводу, что для этого краю необходим четкий план, кто будет строить суда и для кого, а также - политическая воля. При этом Приморье должно не просто стать одним из интересантов освоения "квот под киль", но и отобрать пальму первенства по судостроению – если таковая имеется – у Хабаровского края и Амурской области, сообщает РИА PrimaMedia.
Напомним, что в ходе октябрьского заседания Госсовета глава Росрыболовства Илья Шестаков поднял тему выделения так называемых "квот господдержки" (ранее та же идея фигурировала в качестве "квот под киль"). По его словам, это помогло бы обновить российский промысловый флот, изношенность которого в целом превышает 80%, и отметил, что для этих целей можно выделить до 20% от общего объема квот.
Чтобы понять хотя бы порядок цифр и, соответственно, "цену вопроса" для всех участников процесса, приведем следующие данные: на 2016 год Минсельхоз утвердил общедопустимый улов (ОДУ) в РФ в 2,846 млн тонн (именно этот объем в России квотируется, то есть распределяется в процентных долях между рыбодобывающими компаниями). Следовательно, 20% от ОДУ (из года в год он колеблется в пределах 70-80 тонн) - около 500 - 600 тысяч тонн биоресурсов ежегодно. Если взять за основу стоимость на мировом рынке, например, среднего по цене дальневосточного минтая (весь ОДУ на будущий год - 1,837 млн тонн) - 1,2-1,4 тысячи долларов США за тонну, то среднестатистическая годовая цена "квот господдержки" составит 600 - 800 млн долларов.
Президент, в свою очередь, идею о стимулировании строительства отечественного флота поддержал. Как считает Путин, решение о предоставлении квот на вылов рыбы в обмен на инвестиции "давно назрело". Квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, но и на интересы самих рыбопромышленников, уверен глава государства.
В свою очередь члены общественного экспертного совета по промышленной политике при губернаторе Приморского края достаточно оперативно собрались, чтобы обсудить создание условий для реализации инвестпроекта "Строительство маломерного и среднетоннажного флота для рыбной промышленности ДФО на судостроительных предприятиях Приморского края".
Докладчиком на ОЭС выступил генеральный директор ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод" Юрий Бадодин, который напомнил собравшимся, что предложение наделить рыбаков квотами по "историческому принципу" (читай - бесплатно), чтобы те сами строили суда, принятое по итогам Госсовета 2007 года, не принесло никаких ощутимых результатов. Он отметил, что рыночные механизмы сами по себе не сработали, рыбаки продолжают ходить на старом флоте – за пределами сроков эксплуатации – и год от года ситуация становится все более удручающей.
- Когда Путин обратил на это внимание, были высказаны идеи о перераспределении 20% квот строительства нового флота. Как это будет выглядеть - пока не известно. Но в целом сама идея правильная, - сказал Юрий Бадодин.
Основной вопрос, по мнению докладчика, заключается в том, что именно означает "строительство судна", а потому вопрос нуждается в четкой проработке и формулировке на уровне государства.
Но, тем не менее, правильность и нужность идеи развития судостроения в принципе, а тем более в Приморском крае – хотя бы в силу его географического положения – с самого начала, казалось, не вызвала сомнений ни у одного члена ОЭС. Более того, по мнению собравшихся, достаточно критичным для края станет даже просто переход судостроения в европейскую часть России.
- Однако все мы знаем, что судостроительной промышленности в крае, можно сказать, нет, - констатировал Юрий Бадодин, который, по его собственным словам, готовясь к своему выступлению, специально проехался по всем предприятиям Приморья, имеющим отношение судостроению и судоремонту.
Согласно докладу Юрия Бадодина, за исключением "Восточной верфи" и строящейся СК "Звезда", все остальные предприятия в крае – судоремонтные, хоть и частично ориентированные на несложное судостроение. Однако те, у кого достаточное количество заказов по ремонту, не хотят переориентироваться с рентабельного вида деятельности на высоко рискованный, а те, кто в теории хотят заняться судостроением, на деле не имеют на это ни финансовой, ни технической возможности.
- Судостроительных мощностей у нас не так много – с натяжкой 2,5 предприятия, которые в ближайшее время готовы начать строить, - сказал Юрий Бадодин.
Кроме того, по-прежнему остро стоит вопрос о заказчиках, так как, по словам докладчика, на совещаниях рабочей группы по судостроению представители рыбацкого сообщества пытаются создать техническое задание для предприятий, но пока эта схема не принесла никакого ощутимого результата.
- На мой взгляд, эта схема и порождает ситуацию, когда судостроители и рыбаки не могут договориться. Мне кажется, нужно перейти от этой схемы к изучению того, как работает мир. Потому что, как говорил Стив Джобс, если я буду спрашивать у потребителей, чего они хотят, я никогда не создам чего-то инновационного. Рыбаки, если это среднетоннажный флот, ходят на своих судах 70-х годов постройки, которые устарели морально и физически. Весь мир уже давно ушел вперед, а если обращаться к рыбакам, то они примерно и закажут то, на чем ходят сейчас, - сказал Юрий Бадодин.
По его же мнению, работу нужно начинать с организации совместной деятельности с зарубежными компаниями. Так как в связи с мировым кризисом производства, западные компании ищут новые рынки сбыта.
- Кроме того, практически все инвестиционные проекты происходят за счет привлеченных средств банков. Представителей банков в Приморье приглашали на последнее совещание по судостроению. Все они заявили о желании и о возможности финансировать, но им нужна конкретика. А так как понимания, что строить и как строить, нет, то и банки, в свою очередь, в принципе готовы, а конкретно – нет, - сказал докладчик.
На этом доклад Юрия Бадодина закончился, и слово взял председатель комиссии Общественной палаты ПК по экономическому росту Владимир Закамов, который выступил перед членами совета с неприятным известием, которое просто возмутило собравшихся.
- Вот буквально час назад закончил работу на заседании комиссии, где обсуждался вопрос о развитии рыбопромышленной отрасли. Принял в нем участие и участник Госсовета Герман Зверев, который проинформировал нас, что Госкорпорация по судостроению приняла решение, в каких регионах будет развиваться судостроение. К сожалению, Приморья в списке нет, туда попали только Хабаровский край и Амурская область. Это говорит о том, что мы с вами уже проигрываем, бюджетное финансирование будет направлено в эти регионы, но не к нам. Может, Сергей Револьтович (и.о. директора департамента промышленности Приморья Ковалев – ред.) это как-то прокомментирует, есть такое решение или нет? - сказал Владимир Закамов.
Сергей Ковалев про это решение ничего не знал, но обещал узнать. Не знали про него и остальные участники заседания.
- Если такое решение есть, нужно принять меры по противодействию или включению (в список – ред.) Приморского края. Иметь предприятия и быть регионом у моря и не быть в программе – это как-то неправильно. А если такого решения нет – то опередить и перетянуть все на себя, - заявил председатель ОЭС по промышленной политике Роман Титков.
Как отметил ведущий конструктор группы управления проектом MPSV06 ООО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Юрий Пивоваров, без нормального технического и экономического обоснования предприятие не сможет поставить судостроение на поток, а так как требования у рыбаков разные, необходимо техникоэкономическое исследование, которое в настоящее время в Приморье никто сделать не может.
- Решить все эти проблемы на совете невозможно. Это кто-то должен организовать серьезное рассмотрение, и только в комплексе, - констатировал Юрий Пивоваров.
- Задача - не просто поднять проблему, а сказать как правильно и профессионально это сделать. Мы говорим, что сейчас необходимо развитие рыболовного судостроения в регионе, что мешает и что нужно сделать. Продовольственная безопасность на кону, и промышленность. Нет необходимости напоминать, насколько важно здесь развивать ту самую добавленную стоимость, то самое производство. Кстати, строительство новых судов может укладываться в рамки развития Свободного порта Владивосток, - заявил в свою очередь Роман Титков. - Тема судостроения острая, тем более, как было сказано, если Хабаровск и Амурская область перехватят на себя рыболовное судостроение.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Будущую суперверфь "Звезда" в Приморье накачивают заказами и деньгами
Звание "рыбной житницы ДФО" у Приморья оспаривает Сахалин – "Конкурент"