Звание главного рыбного региона Дальневосточного федерального округа (ДФО) – Приморского края - оспаривает Сахалинская область. По информации делового еженедельника "Конкурент", регион активно реализует проект и рыбной биржи и кластера. РИА PrimaMedia публикует материал полностью.
"Владивостокский форум показал — время теплых объятий и похлопываний по плечу между регионами прошло, настал час прагматизма. И перетягивания одеял. Первой истинное лицо показала Сахалинская область во главе с врио губернатора Олегом Кожемяко. Порт Корсаков, по мнению сахалинцев, — идеальная площадка промышленного кластера, задачей которого станет увеличение притока отечественной рыбной продукции на внутренний рынок к 2020 году до 90%, а дохода от экспорта рыбы — не менее чем на 25%. Чтобы конечная цель не стала промежуточной главой очередного мегапроекта, начинать будут с малого — биржи.
По такому же пути планирует двигаться и Приморский край. На ВЭФ администрация края заключила соглашение с "Дальневосточным аукционным рыбным домом" о развитии биржевой торговли, а следующим этапом станет строительство холодильных мощностей, комплексов по переработке биоресурсов во Владивостоке.
"Ожидается, что на полную проектную мощность проект развития рыбопромышленного кластера выйдет к 2028 году. К этому времени ряд показателей достигнет максимума: объем рыбы, реализуемой на площадке комплекса без перегрузки в холодильник, — 1 млн тонн. Объем рыбы, перегружаемой в холодильники комплекса, также составит 1 млн тонн. Из этого миллиона 800 тысяч тонн рыбы будет реализовано в ходе торгов на площадке комплекса, а 200 тысяч тонн направятся на переработку", — доложила первый заместитель директора "Инвестиционного агентства Приморского края" Елена Яскевич. Реализация проекта обойдется в 39,2 млрд рублей.
"Оплодотворить" рыбную отрасль намерена также Камчатка. Судя по словам врио губернатора региона Виктора Илюхина, Камчатка лучше всего подходит для развития кластерной политики. Во-первых, край является лидером по добыче рыбных ресурсов. Во-вторых, здесь работает более 200 предприятий, которые с 2008 года вложили 16 млрд рублей инвестиций в строительство заводов.
"Теперь 80% лососевых перерабатываются на берегу, — гордо заявил Илюхин, а потом добавил: — Стратегическая задача региона — эффективное использование Северного морского пути и логистического центра в Петропавловске-Камчатском. Ибо они дают принципиально новые возможности для поставки рыбной продукции на внутренний рынок и на экспорт".
Идея кластеризации рыбной отрасли витала воздухе последние несколько лет. Главным идеологом такой диверсификации выступал Приморский край. И вот теперь за ним потянулись и другие регионы. Причем каждый хочет сделать ядром кластера так называемую аукционную торговлю, или, другими словами, посредническую деятельность при торговле рыбой. Однако какими методами планируется принудить покупателей и продавцов, давно работающих на рынке и знающих друг друга в условиях существующих средств коммуникации, оплачивать существенные комиссионные суммы, пока не ясно.
"Объемы аукционной торговли должны быть не просто значительные, по плану они превышают весь текущий грузопоток и даже учитывают большую часть рыбопродукции, оформляемой на экспорт на заходящих судах без разгрузки. Плюс предполагается оплата комиссии, что только приведет к финансовой нагрузке на рыбаков и в будущем увеличит цены на продукцию", — поделился своим мнением в кулуарах ВЭФ представитель одной из рыбопромышленных компаний.
Даже президент Сбербанка Герман Греф, в целом одобряя сделку с Сахалином, в то же время посеял зерно пессимизма.
"Создавать биржу "местечковой конкурентоспособности" — занятие не только унылое, но и бессмысленное. Если же вы хотите создавать лучшие в мире продукты, вам нужны лучшие в мире поставщики и разработчики, высококвалифицированный персонал и выход на покупателей. Шанс, что все это найдется на соседней улице, не так уж высок. Нужно для начала проработать проект, узнать опыт ведущих аукционов, создать боеспособный продукт и бренд. И только потом выходить на рынок. А так мы можем просто впустую потратить деньги", — сказал Греф и тут же обратился к Кожемяко: "Вы же были бизнесменом?! Так вот, в данном случае, Олег Николаевич, вы рассуждаете как чиновник, а не как бизнесмен".
Намекал на примитивные знания экономики Греф, видимо, не зря. Еще будучи министром экономического развития, он всячески пропагандировал создание в России различных особых экономических зон, кластеров, технопарков и т. п. И жизнь потом доказала, что государева помощь и дарованные финансовые льготы особенно не приводят к расцвету компании или территории. А успешность кластерной политики существенно зависит от ее соответствия культурным традициям и практикам построения экономических связей. Проблема в том, что при встраивании в систему поддержки со всеми этими зонами происходит злокачественная метаморфоза: они вынуждены начинать пользоваться бюрократическими понятиями и логикой.
Поэтому в случае с рыбной отраслью остаются старые добрые стимулы: либо пряник (льготы, деньги, ресурсы или доступ к золотым жилам), либо кнут (прокуратура, этап, зона). Кнутом у нас пользуются активно, а пряники рыбаки быстро сжевывают и еще просят. Очень глубокой рыбопереработки при этом больше не становится. Что делать?
"Решение проблем — в административной плоскости, — уверен президент ПАО "Тихоокеанская инвестиционная группа" Сергей Дарькин. — Россия — лидер в поставках дикой рыбы. Переход на более качественный уровень возможен при более тесном взаимодействии власти и бизнеса, спроса на деятельность частного предпринимательства. Например, квоты стоит выделять не только в историческом ракурсе, но и спрашивать, как они использовались, сколько денег было инвестировано. Квоты вообще должны фиксировать максимальную переработку продукции, а не просто добычу с последующим экспортом".
"Темпы развития нужно повышать прежде всего за счет инвестиций — внешних и внутренних. По нашим подсчетам, необходимо в ближайшие годы инвестировать 3,5 млрд рублей. В последние годы предприятия реализовали значительное количество проектов по модернизации флота, развитию переработки и инфраструктуры. Тем не менее инвестиции в рыбном хозяйстве недостаточны: около 8% от оборота. Именно это подталкивает к изменению системы распределения ресурса, — считает Илья Шестаков, руководитель Росрыболовства. — Мороженая продукция с низкой степенью переработки должна быть замещена качественной продукцией глубокой переработки. Это способно увеличить экспортную выручку и увеличить потребление рыбной продукции на внутреннем рынке. Также следует модернизировать флот и осваивать ресурсы, промысел которых не велся или был ограничен, — сардины-иваси, скумбрии и т. д".
По оценке Шестакова, работа в этих направлениях позволит достичь валового оборота отрасли почти в 7 млрд долларов (на 50% выше уровня 2014 года), обеспечит рост прибыли предприятий отрасли более чем в три раза.
"Агентство обязуется оказывать всяческую поддержку инвесторам. Тем более на Дальнем Востоке, где создаются все условия: территории социально-экономического развития, свободный порт, существуют также госсубсидии и налоговые льготы", — добавил Шестаков.
Большая часть рыбаков, конечно, не против снижения налогов. Но главное видит в другом — чтобы правила игры были едиными и понятными.
"За последние годы в аквакультуре не было проведено ни одного аукциона по предоставлению рыбопромысловых участков. А нет акваторий — нет и инвестиций", — заявил генеральный директор ООО "Биобанк" Александр Колесников.
Отсутствие нормальных условий приводит к отвратительным явлениям. Например, на форуме китайская корпорация Wen Lian Aquaculture, "Азиатско-Тихоокеанский центр развития аквакультуры" и Минвостокразвития РФ подписали меморандум о создании на о. Русском биотехнопарка "Остров-ной".
"Компания рассчитывает заниматься производством морского гребешка, трепанга, устриц, морской капусты и морского ежа. Всего предусмотрено три стадии реализации проекта. Первая предусматривает выход в течение 5 лет на объем около 50 тысяч тонн продукции. Мы готовы вложить до 15 млрд рублей", — сказал президент китайской корпорации Цю Лайжун.
Однако на сегодняшний день до сих пор нерешенным остается вопрос с землями Минобороны РФ на о. Русском.
"Без этого в южной части Русского острова создать мощную базу по переработке объектов марикультуры не получится", — добавил вице-президент дальневосточной ассоциации "Аквакультура" Андрей Голотин.
В общем, ВЭФ никак не изменил расстановку сил в рыбной отрасли. Кто-то по-прежнему богатеет, наполняется важностью, а кто-то все также не чувствует себя обязанным власти в общем и конкретным товарищам в частности", - завершает публикацию "Конкурент".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Рыбный кластер Приморья может стать прорывным моментом в развитии отрасли - Илья Шестаков
Развитие марикультуры в Приморье тормозит отсутствие политической воли – Сергей Дарькин
РРПК не пойдет в приморский рыбный кластер без инфраструктуры