12 мая 2016. Добросовестные производители алкоголя давно предупреждали о тяжелейшем кризисе в отрасли, вызванным резким повышением акцизов на алкоголь и агрессивным ростом реализации контрафактной продукции. Причем в последние годы наибольшую проблему стал представлять так называемый "серый", или "схемный" алкоголь, имеющий настоящие акцизные марки, позволяющие проходить первичный контроль системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). Недавняя масштабная межведомственная силовая операция в Кабардино-Балкарии, санкционированная лично президентом России Владимиром Путиным, казалось бы, нанесла решительный удар по производителям и дистрибьюторам "схемного" алкоголя. Тем не менее, по имеющимся данным, на долю контрафактной продукции приходится сегодня примерно 40% краевого алкогольного рынка, причем "схемная" продукция свободно реализуется в 95% торговых точек Приморья, сообщает РИА PrimaMedia.
По поручению президента Путина
Новость о крупномасштабной операции, проведенной ФСБ совместно с ФНС 16 февраля 2016 года в Кабардино-Балкарии, буквально "взорвала" российский Интернет.
Как сообщили по горячим следам "Ведомости", оперативные мероприятия проводились одновременно в офисах крупнейшего игрока-дистрибьютора на рынке водки – "Статус-групп", нескольких оптовых поставщиков и на ликероводочных заводах (ЛВЗ) в Кабардино-Балкарии.
Как рассказали два федеральных чиновника, с которыми пообщались "Ведомости", в операции в Кабардино-Балкарии участвовало более 100 человек, в том числе спецназ, использовались БТР. ФСБ, по их словам, действовала по поручению президента России Владимира Путина.
Как объяснил изданию федеральный чиновник, на ЛВЗ разливалась водка под брендами "Росспиртпрома", заводы продавали ее местным оптовым кампаниям, а уже те – "Статус-групп".
Итогом действий силовиков стало возбуждение 11 уголовных дел в отношении нескольких заводов, оптовых организаций и крупнейшей российской алкогольной компании "Статус-групп". Однако главным результатом операции стало выявление фактов неуплаты акцизных платежей на 24 млрд рублей только в одном регионе (КБР). В настоящее время отозвана лицензия у трех ликероводочных заводов, решается вопрос и о закрытии остальных предприятий, замешанных в крупнейшей в истории страны алкогольной афере.
Контрафактный спрут
О том, как работала серая схема ухода от налогов при производстве водки в Кабардино-Балкарии, рассказал главный редактор портала "Алкоголь.ру" Михаил Смирнов в беседе с ИА "Национальная служба новостей" (НСН).
"Производители водки до ввода системы ЕГАИС могли писать в своих отчетах любое количество выпущенной продукции, и, естественно, они занижали эти объемы. То есть закупалось одно количество стеклотары, а количество акцизных марок покупалось меньшее. Разница заводом реализовалась с "левыми" акцизными марками. Однако с вводом ЕГАИС ликероводочный завод лишился такой возможности, и теперь система показывает реальное количество произведенной водки. Поэтому у контролирующих органов и возникли вопросы в нестыковке данных, полученных до введения ЕГАИС и после", — пояснил эксперт алкогольного рынка.
Иными словами, 11 ликероводочных заводов в Кабардино-Балкарской республике отражали в ЕГАИС гораздо большие суммы акциза, чем в декларациях, что приводило к росту налоговой задолженности.
Всего, как сообщил федеральный чиновник "Ведомостям", эти заводы в 2015 года задекларировали на 23,9 млрд рублей меньше акцизов, чем было зафиксировано в системе ЕГАИС. Взыскать налоговикам удалось только 1,87 млрд руб.
Федеральные СМИ также высказывают надежду, что следствие досконально разберется в том, каким образом обычная (пускай и крупная) оптовая компания "Статус–Групп", не имеющая своих заводов, производственных традиций и мощных брендов, вдруг в одночасье стала лидером российского рынка. Ясно одно – президент страны дал четкий сигнал силовикам, региональным властям, производителям и продавцам алкогольной продукции, что беспределу на алкогольном рынке приходит конец. Ситуация, когда "схемный" алкоголь, с которого не уплачены налоги, занимает более половины рынка, а легальные производители разоряются и в силу этого лишают казну многомиллиардных поступлений, конечно же, выглядит недопустимой.
Контрафакт атакует
Ни для кого не секрет, что алкогольная отрасль в России всегда имела особое значение для отечественной экономики в силу высокой налоговой отдачи. Усиление контроля над алкогольным рынком со стороны государства, повышение акцизов, запрет на продажу алкогольных напитков в местах массового отдыха граждан, ограничение по времени реализации и т.д. принесли определенные результаты. Однако с резким ростом акцизов количество контрафактной продукции стало резко увеличиваться. Самое опасное заключается в том, что нелегальный алкоголь стал массово продаваться в магазинах, особенно крупнейших розничных сетях. Таким образом, угроза употребить некачественные и небезопасные напитки нависла практически над всем взрослым населением страны.
Естественно, добросовестные производители алкоголя, в первую очередь пострадавшие от недобросовестной конкуренции, забили тревогу, заговорив о тяжелейшем кризисе в отрасли, вызванным резким повышением акцизов на алкоголь и агрессивным ростом реализации контрафактной продукции.
Особенно ситуация обострилась в начале 2015 года, когда вступил в силу приказ Росалкогольрегулирования, снижающий минимальную розничную цену на водку с 220 до 185 рублей. Поскольку данное решение о снижении минимальной цены было принято без уменьшения акцизной ставки и НДС (которые в совокупности составляют 125 рублей с каждой бутылки), все легальные производители оказались вне зоны рентабельности, теряя на каждой бутылке водки в низко-ценовом сегменте 25-30 рублей. Для того, чтобы избежать убытков, добросовестные компании вынуждены продавать водку по 210-220 рублей за бутылку, в отличие от продукции, которая свободно реализуется по 185 рублей.
И неудивительно, что, например, компания "Статус-групп", сделавшая ставку (согласно открытым данным) именно на продукт эконом-сегмента (та самая водка по 185 рублей в рознице) меньше чем за год стала лидером российского рынка, увеличив свою долю в объемах продаж до 18,4%.
Как сообщало информагентства РБК, посвятившее свою публикацию в октябре 2015 года появлению на водочном рынке России нового лидера, уже "в апреле-мае 2015 года продажи малоизвестной компании "Статус-групп" превысили показатели основных конкурентов". В топ-10 самых продаваемых в России водок, по версии исследовательской компании Nielsen, вошли "три бренда из портфеля "Статус-групп": "Добрый медведь" (четвертое место по объемам продаж, в январе 2014 года занимала 39-е место), "Калина красная" (шестое место, в январе 2014-го — 29-е место) и "Старая марка" (десятое место, в январе 2014 года — 30-е место).
В общей сложности, "Статус-групп" поставляет в торговые сети по всей стране дешевую водку 17-ти наименований, о чем открыто сообщает на своем сайте. Кроме вышеупомянутых марок, это — "Русский Бриллиант", "Высота", "Калинка", "Сибирская", "Московская", "Пьятница", "Слобода", "Белочка: Я пришла!", "Старая Марка", "Народная", "Хлебная Страна", "Столовая", "Русская" "FINSKY ICE", "Спецпаек", "Хрустальный Лед".
Центр принимает жесткие меры, регионам пора подключиться
В январе 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) было передана в ведение министерства финансов РФ. И уже в феврале была проведена операция в Кабардино-Балкарии, о результатах которой министр финансов Антон Силуанов доложил Владимиру Путину на совещании президента РФ с членами правительства.
Как отметил министр, ситуации на алкогольном рынке страны и вправду непростая. В последние годы наблюдается существенное сокращение легального объема реализации алкогольной продукции и соответственно снижение объемов доходов бюджетов, которые пополняются за счет акцизов от реализации алкогольной продукции. При этом, подчеркнул Антон Силуанов, существует и "серая", и "чёрная" схемы реализации и производства алкоголя.
Приморье затопило контрафактом
К сожалению, несмотря на все мероприятия, реализованные по поручению Владимира Путина, в Приморском крае продолжается беспрепятственная торговля контрафактом.
Недавний мониторинг региональной розницы показал, что на долю контрафактной продукции приходится сегодня примерно 40% краевого алкогольного рынка, которая свободно реализуется в 95% торговых точек края. Потери регионального бюджета составляют сотни миллионов рублей.
Между тем почти в каждой торговой точке края можно найти водку, продающуюся по минимальной или близкой к минимальной цене. В их числе — уже знакомые нам бренды "Добрый медведь", "Народная", "Калина красная" и другие.
Правительство Российской Федерации уже подготовило план по мобилизации дополнительных доходов в бюджет. Одним из важнейших пунктов этого плана является нормализация ситуации на алкогольном рынке.
Столь удручающая картина совершенно не вписывается в новую экономическую и социальную политику государства, нацеленную на декриминализацию алкогольного рынка, поиск столь нужных в условиях кризиса финансовых ресурсов, а также обеспечение безопасности потребления алкоголя населением. Особенно следует подчеркнуть, что "схемная" водка часто бывает произведена с нарушением технологии и представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Предусмотрено ужесточение ответственности за реализацию алкогольной продукции, которая не имеет легальную акцизную марку или продается в магазинах, не имеющих соответствующих лицензий; акцизные марки приравняют к денежным знакам, то есть за незаконную реализацию акцизных марок будут предъявляться аналогичные меры уголовной ответственности и т.д.
Кроме того, начиная с 1 июля текущего года планируется внедрение систем отслеживания производства и реализации алкогольной продукции, так называемая система ЕГАИС, в розничном обороте.
Поскольку задача лицензирования, задача регулирования розничной торговли алкоголем находится в компетенции субъектов Российской Федерации, правительство совместно с регионами должно проводить работу по контролю за ходом установки в розничных точках продаж соответствующего оборудования, необходимого для отслеживания продажи всей алкогольной продукции в системе ЕГАИС, с тем, чтобы обеспечить полный контроль над алкогольной отраслью уже в этом году. И Ключевой целью является ликвидация "серого" и "черного" рынков алкоголя, чтобы минимизировать потери бюджетов всех уровней и существенно снизить уровень опасности для жизни людей.
Одной из мер эффективной синхронизации работы региональной власти с действиями федеральных ведомств, является активная контрольно-разъяснительная работа с оптовым и розничным звеном на предмет недопустимости распространения контрафактной продукции любых видов.
В конце концов, от того как будут действовать региональные власти, будет, зависеть, во многом, и наполняемость бюджетов и самое главное, жизнь и здоровье потребителей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Алкогольные проблемы Приморья: забуксовавший ЕГАИС, торговля без лицензии и контрафакт