7 ноября 2016. Изменения в любом бизнесе неизбежны и темпы их возрастают. Рушатся, казалось бы, прочные и надежные бизнес-системы, создаются новые рынки и правила. Все, что нарабатывалось годами, рассыпается под натиском новых идей, решений и технологий.
Скорости изменений растут
К примеру, один из столпов европейской банковской системы, со своей 145-летней историей, Дойче банк (21 млрд) уже стоит в два раза меньше платежной системы PayPal (45 млрд), созданной всего 15 лет назад. Как говорится, почувствуйте разницу: "две комнаты серверов и группа программистов" спокойно обходит по капитализации ведущий банк Германии.
Чтобы завтра не улететь в хвост конкурентам или вообще на "помойку бизнес-истории", любой компании требуются постоянные изменения, и на очень высокой скорости. Не как Amazon, с их 15 тыс. коррекций в день, но тоже довольно интенсивно. В общем, как сказал Давид Вайс из Northern Telecom "В будущем будет два вида компаний ― быстрые и мёртвые".
Что мешает компании "быть в тонусе"
Похоже, вокруг меняется все, кроме человеческой натуры. Сегодня ключевым звеном всех изменений в компании и, одновременно, ее основным "тормозом" являются люди – собственники, руководители и их подчиненные. Иногда – клиенты.
У большинства людей необходимость изменений вызывает страх: оказаться неспособным сделать что-то новое, боязнь перехода на новые условия работы, опасение провала.
Страх потери привычной зоны комфорта делает их глухими к любым доводам в пользу нововведения и даже заставляет совершать поступки, которые могут помешать началу процесса или оттянуть этот момент. Проще говоря, начать сопротивляться.
Многие собственники и руководители, понимая это, также становятся очень осторожными в запуске программ по изменению, откладывая практические действия до мифических "лучших времен". Часто вся энергия руководителей тратится на обсуждения двух "полярных" тем:
так дальше работать нельзя
сейчас не самое подходящее время для изменений
Так и существует большинство компаний, боясь нарушить хрупкое равновесие между желанием меняться и опасением действовать прямо сейчас.
Лекарство от страха
Специалисты знают два лучших лекарства от страха – знания и активные действия. Знания, а точнее, – практические навыки, позволяют управлять даже самой сложной ситуацией, контролируя риски и подбирая подходящие решения. Активные действия снимают тревожность и позволяют направить энергию страха на решение актуальных задач. По мере движения к цели страхи уступают место азарту и удовлетворению от видимых результатов. Главное – начать!
Знания помогают выстроить путь изменений максимально эффективно и минимизировать потери времени, персонала, денег. И ваших нервов. Ведь страх изменений треплет их сильней, чем "Тузик грелку".
Одним из лучших инструментов получения знаний, снимающих этот страх, является краш-тест. Всегда приятно видеть, как меняются настроения и установки среди управленческих команд, которым мы его проводили. Страх и неизвестность уходят, уступая место активности и решимости к преодолению барьеров развития. Сделайте краш-тест, заглянув своим страхам в глаза, и они уйдут.
Будьте "отмороженными"
Курт Левин еще в 1947 году определил три стадии, которые следует пройти компании в ходе изменений: "разморозка", собственно изменения и новая "заморозка" на качественно новом уровне. С тех пор многое изменилось и в современных условиях команды и компании должны быть постоянно "размороженными", а точнее сказать – "ОТМОРОЖЕННЫМИ". Всегда готовым к любым необходимым изменениям! Иначе – неминуемое поражение в конкурентной борьбе.
Задайтесь, как руководитель несколькими вопросами о своей команде и компании, чтобы определить степень вашей "отмороженности":
1. Если уже сегодня надо будет резко и быстро меняться
Насколько будете ценны для всех в вашей компании именно вы?
Чем конкретно?
Сможете ли вы предложить актуальные и лучшие решения в зоне вашей ответственности?
Как вы докажете их эффективность?
2. Если вы хотите, чтобы что-то изменилось в других, вам придется сначала измениться самому.
Насколько вы сами готовы меняться?
Как легко? Как быстро?
Что вы радикально поменяли в своей жизни в этом году? Вам понравилось?
3. Одной из серьезных причин для тревожности и сопротивления изменениям среди сотрудников является нехватка оперативной и достоверной информации о происходящих в компании процессах.
Куда все в вашей компании пойдут за информацией?
Насколько эффективно вы сможете использовать информационную власть и влияние?
Кто станет лидерами мнений на всех уровнях?
Они будут за вас и изменения или против?
4. Характеристики организации будущего: постоянная готовность к переменам, командный стиль работы в высшем руководстве, широкое делегирование полномочий, гибкая корпоративная культура и система, клиентоориентированность. Все это – результат обучения и развития.
Куда смотрит ваша организация: в прошлое ("мы всегда делали только так"), настоящее ("нам сейчас некогда учиться и меняться") или будущее (мы учимся и действуем для наступающего завтра")?
5. Когда речь заходит об изменениях, сначала решается вопрос о людях: "кто?", а затем уже о процессах и технологиях: "что и как делать?"
У вас есть лучшие ЛЮДИ внутри компании и технологии решения для этих людей?
Кого вы готовы уволить, сохранить, найти, обучить, провести ротацию, выбрать из кадрового резерва?
Насколько быстро вы сможете перестроить человеческий потенциал для изменений?
6. Люди, как известно, не сопротивляются только повышению заработной платы!
Кто из коллег, чему и как будет сопротивляться?
Что вы сможете противопоставить этому сопротивлению?
7. Для вашей компании "Эмоциональный интеллект" (EI) – это просто термин или технология взаимодействия? Основа EI – умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к конкретной ситуации.
Вам нравятся ваши ответы?
"Изменение – это условное обозначение открывающихся возможностей, и если вы способны предвосхищать перемены в бизнесе, перед вами открываются большие возможности". Фред Смит, основатель и генеральный директор FedExp.
Вы согласны? Тогда вы понимаете, что сопротивление изменениям бесполезно и лучше начать меняться прямо сейчас!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Связи на службу бизнесу: важно не только завязать, но и использовать А вы чемпионы в своем бизнесе?