Скандальность исследовательских вопросов необходима – религиовед Дмитрий Узланер в ДВФУ

В проекте Открытые знания – лекция научного сотрудника РАНХиГС об актуальных проблемах мировых религиоведческих исследований
Открытые знания
Дмитрий Узланер
Фото: ИА PrimaMedia

PrimaMedia, 20 февраля 2017. Научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы, главный редактор журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом" Дмитрий Узланер 9 февраля этого года выступил с лекцией на тему "Актуальные направления международных публикаций по религиоведческой тематике" в кампусе Дальневосточного федерального университета (Владивосток, остров Русский). ИА PrimaMedia и ДВФУ в рамках совместного проекта "Открытые знания" предлагает вниманию читателя видеоверсию лекции и ее основные тезисы.

Десекуляризация современного общества

Главный сюжет, которым Дмитрий Узланер занимался долгие годы, связан с процессами, взаимно заменяющими друг друга – секуляризации и десекуляризации. Речь здесь идет о борьбе религии и основных социальных институтов поздне-современного общества за сферы влияния. Другими словами, возвращении религии из частной жизни в публичную. Совсем недавно, около 30 лет назад, среди социологов религии и религиоведов господствовало представление о том, что религия исчезает. Прогнозы эти опирались на последствия индустриализации: рост экономического благосостояния, повышение экзистенциальной безопасности и пр.

Однако нынешнее общество оказалось в ситуации, которую Узланер называет постсекуляризмом — это когда элементы поздне-современного общества причудливым образом сплетаются с тем, что когда-то считалось наследием архаики. Эти новые формы синтеза религии с политикой, экономикой, правом, искусством – постсекулярные гибриды — сегодня как никогда нуждаются в осмыслении. Примером таких гибридов, рассказал лектор, служат достаточно гротескные формы на уровне городской топонимики:

например, возведение православного храма у площади Борцам за власть советов во Владивостоке. Или не менее яркий феномен православного атеизма – именно так про себя говорит советский и российский ученый-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала "В мире науки", вице-президент РАЕН Сергей Петрович Капица.

Религия как фактор конфликта

Еще одна тема, которая, по мнению Дмитрия Узланера, нуждается в академическом осмыслении – столкновение светских норм, законов, представлений с религиозными нормами и образом жизни. Как тут искать консенсус, когда религиозное мировоззрение начинает противоречить светскому законодательству? Или когда религиозная община начинает требовать для себя какое-то исключение, чтобы какая-то норма на них не распространялась. Сидхи, в качестве примера отмечает лектор, должны носить кинжал везде, но есть закон, который запрещает носить при себе холодное оружие. Тогда сидхи говорят: "Если государство запрещает нам его носить, оно дискриминирует нас по религиозному принципу". И такие коллизии возникают постоянно, констатирует Дмитрий Узланер.

"Или, например, столкновение религии с искусством. Известно достаточно случаев, когда свобода слова и самовыражения оказывались под угрозой и даже ударами "защиты оскорбленных чувств верующих". Это и запреты театральных и оперных спектаклей, и разгром выставки "Осторожно, религия!", — отмечает лектор.

Еще один яркий пример борьбы светских и религиозных институтов – запрет обрезания, который был принят в Германии, в городе Кельн, в 2013 году. Защита права ребенка на телесную неприкосновенность поставила сразу две уважаемые религиозные традиции фактически на грани запрета: ислам и иудаизм.

"Со светской точки зрения, действительно странно, что родители несут ребенка к постороннему человеку, который, к слову сказать, не является врачом, и всё только для того, что бы тот ножом отрезал часть тела малыша. Безумие, скажете вы? Но и тут сторонники религий возмутились, снова заговорив о дискриминации. И в итоге выиграли",

— рассказал аудитории Узланер.

18+
© 2005—2025