28 февраля 2017. Редакция ИА PrimaMedia и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) в рамках совместного проекта "Открытые знания" предлагают вашему вниманию видео-версию и избранные фрагменты лекции ведущего научного сотрудника Института информатики и математического моделирования КНЦ РАН, доктора технических наук, профессора Александра Фридмана на тему "Координация и планирование в системе ситуационного моделирования". Встреча прошла 16 февраля в кампусе ДВФУ (остров Русский, Владивосток).
Справка: ситуационное моделирование – разновидность физического моделирования, воспроизводящего сравнительно небольшое количество факторов деятельности, необходимых и достаточных для адекватного воспроизведения конкретной ситуации управления объектом в СЧМ (система "человек-машина"). Проводится в том случае, когда оказывается невозможным создание функционального макета, способного воспроизводить все режимы и условия работы системы.
Построение компьютерной модели исследуемой ситуации и выбор соответствующего алгоритма по ее разрешению – суть модельного метода управления динамическими "ситуационными" системами, о которых и пошла речь на встрече с гостем проекта "Открытые знания" Александром Фридманом.
Свое выступление Александр Фридман начал с разговора о некоторых особенностях системы ситуационного моделирования.
"Она предназначена для исследования пространственных объектов в динамике, разнесенных территориально, – сообщил лектор. – Поэтому включает географическую информационную систему как её основную часть. Чаще всего эти объекты плохо формализованы, а значит, некоторые части элементов такой системы могут не иметь математических моделей. И для их моделирования используется встроенная экспертная система, которая может моделировать любые компоненты исходного объекта".
Профессор объяснил аудитории, что в данном направлении разработана и общепринята определенная формализация, предполагающая конкретный тип структурирования.
"Для того чтобы исследовать какой-то объект, поскольку они обычно сложные, моделирование осуществляется в иерархической форме, то есть по нескольким уровням подчиненности, – делится со слушателями Фридман. – Подчиненность соответствует организационным связям, которые отвечают за то, кто и кем управляет в этой системе. Верхний элемент верхнего уровня управляет элементами нижнего. Разбиение вдоль отношения иерархии может быть двух типов: по "И" и по "Или". Значки "И" означают, что элементы нижнего уровня – это обязательные части элементов верхнего уровня. В этой ситуации все однозначно. Если стоит значок "Или", это говорит о том, что есть альтернативы. Значит, для реализации верхнего уровня требуется выбрать один из этих альтернативных вариантов. С помощью этих маркеров в систему вносятся альтернативы".
Центральная задача для исследователя в таком случае – это сопоставление альтернатив в их количественном соотношении, отмечает Фридман.