Точка на туристической карте Приморья: как "горнолыжка" вдохнула жизнь в село Анисимовку

Владельцы горнолыжного курорта "Грибановка", участники туркластера "Пидан" - об увлечении, которое стало бизнесом
Александр и Ирина Грибановы
Фото: ИА PrimaMedia

27 марта 2017. Горнолыжный курорт "Грибановка" в селе Анисимовка Шкотовского района является одним из популярных мест отдыха любителей горных лыж и сноуборда не только из Приморья, но и из соседних регионов ДФО. О том, как создать горнолыжный курорт с нуля, как превратить увлечение в бизнес и как вдохнуть новую жизнь в село корр. ИА PrimaMedia рассказали основатели и владельцы горнолыжной базы "Грибановка" Александр и Ирина Грибановы.

— Александр, Ирина, расскажите, когда и почему решили создать здесь горнолыжную базу?

Ирина: Когда мы были молодыми, это был год или 97, или 98, очень любили кататься на лыжах в Арсеньеве. Там же познакомились и катались вместе с главным архитектором Владивостока Александром Ткаченко. Дружили, конечно. И вот однажды он нам сказал: "ребята, вы такие молодые, а слабО вам создать с нуля альтернативу Арсеньеву?" Мы подумали и решили, что нам не слабО. Потом долго ездили по краю, искали подходящий участок. Как сейчас помню, найти не могли долго. А потом знакомые ребята из Большого Камня нам посоветовали съездить сюда. И мы поехали. Помню, был конец марта, приезжаем сюда, а здесь снегу по пояс! И мы сразу решили, что будем строить свою горнолыжку здесь.

— Наверно, сложно создавать горнолыжную базу с нуля, да и дорого? Где деньги брали, вкладывали свои или занимали?

Александр: Да, это было непросто. Да и деньги нужны были немаленькие. Нас тогда собралась группа энтузиастов-любителей лыж, десять человек, которые хотели в этом участвовать. Скинулись по 5 тысяч долларов и договорились, что будем делать горнолыжку для всех, чтобы все семьями приезжали и катались здесь. Так уж вышло, что управлять всем этим досталось нам. Но и другие вкладывались. Кто-то больше денег вложил, кто-то меньше, кто-то помог техникой, кто-то еще чем. Собственно, с тех денег все и началось. Тогда было проще начинать, чем сейчас. Подъемники не такие дорогие были, другое оборудование, стройматериалы меньше стоили. Начинали с самого простого подъемника — трос и редуктор. Но со временем поменялись правила, законодательство, и в 2008 году мы купили уже тот, который стоит сейчас, австрийский.

— Сколько времени прошло от идеи до открытия?

Александр: Все делали быстро. Документы оформили уже в 98-м, взяли разрешение на вырубку деревьев на склоне и принялись за работу. Ее было очень много. Здесь же ничего не было, кроме леса, дорога заканчивалась у пасеки (2 км от базы – прим. ред.). Поэтому, кроме самой базы, нам пришлось еще и строить дорогу к ней. Запускались уже в сезоне 2000-2001.

Ирина: Когда мы построили дорогу, горнолыжку запустили, в Анисимовку вернулась жизнь. Когда мы сюда приехали это была богом забытая деревня, только дачники летом ездили. Зимой здесь никого не было. А сейчас в сезон от туристов отбоя нет. Деревня серьезно расстроилась, появились разные базы, магазинчики. Стоило только дорогу построить и начать работу, как здесь и пасека появилась, и базы разные. Все за нами потянулись. Мы строили горнолыжную базу для себя, но постепенно это переросло в бизнес. Получается, стали работать и для людей, дарить им радость.

— Начиналось все с Арсеньева, но вы, как видится, хотели сделать горнолыжку лучше, чем там. Какие преимущества у вас сейчас есть перед тем же "Востоком"?

Александр: Главное наше преимущество – нам есть, куда расти, есть перспективы для запуска нового склона. Есть восточная вершина (горы Фалазы – прим. ред.), с перепадом порядка 740 метров, с нее можно сделать слепой выкат в поселок Тигровый. Еще у нас есть идея построить очень интересную канатную дорогу в направлении Васильевки, которая очень хорошо может работать и летом, даже лучше, чем зимой. Что по Арсеньеву, то там горка хорошая, но она значительно меньше, чем можем сделать мы, там всего 300-400 метров перепадов. Гора Обзорная сама по себе небольшая – всего около 600 метров над уровнем моря. А мы здесь уже находимся на 500 метрах над уровнем моря, а еще и перспектива есть на 1200 метров. Вот и набирается перепад на 700 метров. Если у нас получится воплотить задуманное в жизнь, это будет самый высокий горнолыжный склон в крае.

Ирина: Еще одно наше преимущество – это мягкий климат. У нас почти не бывает сильных ветров. Здесь вообще особый микроклимат. Когда в Анисимовке -30, у нас не больше 15. Мы с мужем ездим в Японию кататься на лыжах, так вот по климату у нас – Япония самая настоящая!

— Есть ли у вас понимание, как дальше развивать "Грибановку"?

Ирина: Понимание, конечно, есть. Есть даже большой инвестиционный проект, который мы презентовали еще в 2012 году, он побеждал в краевом конкурсе, даже в Китае его презентовали. Но чтобы его реализовать необходимы изменения в законодательстве. К сожалению, существующее законодательство не позволяет в полной мере развиваться горнолыжным курортам. Есть жесткие ограничения по деятельности на землях лесного фонда, к которым относится и окружающая нас территория. Из-за этого мы не можем поставить новый подъемник, построить хороший отель или гостиницу. Новый кресельный подъемник мы купили еще пять лет назад и все это время он находится в Самаре, потому что не удается оформить землю для его установки. Пять лет наши юристы бьются над тем, чтобы решить этот вопрос, но пока безуспешно.

Александр: Время утекает, а мы очень хотели поспеть с этим инвестиционным проектом к зимним Олимпиадам, которые пройдут в Корее и Китае. Но с такими темпами оформления бумаг это нереально сделать. Казалось бы, уже стартовали, начали эксплуатировать природный ресурс и готовы эксплуатировать дальше, вкладывать деньги, развиваться сами и развивать туризм, Анисимовку. Но волокита с бумажками не дает сделать это так быстро, как хотелось бы.

— В чем вы видите свою миссию?

Ирина: Мы позиционируем себя именно как место для горнолыжного спорта, для активного отдыха. У нас принципиально нет тюбинга, тюбинговых трасс. Только лыжи и сноуборд. Мы считаем, что человек должен стоять на ногах, а не сидеть на известном месте. Вот, не умеют люди кататься, но хотят научиться, приезжают к нам, мы за несколько дней их ставим на лыжи или сноуборд. Получается, привлекаем их к здоровому образу жизни. Это важно, прежде всего, для детей. У нас даже девиз соответствующий: "Жизнь начинается с детства, а детство – с горных лыж".

— Государство вам помогает?

Александр: Несколько лет назад мы вошли в федеральную программу по развитию туристского кластера "Пидан". Больших дивидендов это нам пока не принесло, но очень большой плюс этой программы – у нас появилась асфальтированная дорога до Анисимовки. Раньше был тихий ужас, сколько машин мы на этой дороге убили, да и не только мы, но и те, кто к нам ездил. А с новой дорогой стало хорошо и нам, и туристам. Других плюсов от программы, если честно, пока нет. Там хорошие вещи прописаны, но реализуются они очень долго. Думаю, что пройдут годы и все начнет работать, приносить пользу. Хочется, чтобы движение началось поскорее. Это нужно хотя бы потому что, пока мы только собираемся, раскачиваемся, наши соседи – китайцы, корейцы – делают то же самое и намного быстрее. Китайцы построили в Чанбайшане шикарную горнолыжку, корейцы со своей Олимпиадой носятся, уже несколько комплексов открыли, и все это при самой активной помощи государства. Все это делается в государственных интересах, все это понимают. И таких проблем как у нас, у них нет. Поэтому нам нужно торопиться и делать скорее у себя, тем более, все возможности для этого есть.

Напомним, что Приморский край по праву считается флагманским регионом в формировании нового туристского бренда страны — "Восточного кольца России". В силу географического положения и развитой транспортной инфраструктуры Приморье занимает в ДФО особое место, поэтому не случайно в "Восточном кольце" ему отводится роль логистического хаба. Вместе с тем нашему региону есть что предложить туристам и помимо развитой логистики.

Справка: "Восточное кольцо России" — единый бренд, демонстрирующий многообразный туристский потенциал регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Отражен в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной в 2009 году. "Восточное кольцо России" включает в себя Республику Саха (Якутия), Бурятию, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Иркутскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.

Брендинг Приморского края в рамках проекта имеет широкий спектр направленности: конгрессно-выставочный туризм с проведением международных и национальных мероприятий, культурно-познавательный туризм на базе исторических и современных арт-объектов, спортивный туризм ("Фетисов-арена" и "Приморское кольцо"), экологический туризм на базе 20 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), пляжный туризм с использованием порядка 100 пляжей, круизный туризм.

Материал подготовлен в рамках проекта "Приморский маршрут" на сайте ИА PrimaMedia. Цель проекта – раскрытие туристского потенциала Приморского края как флагманского региона в создании бренда "Восточное кольцо России".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Туристские сокровища Приморья: где побывать, что посмотреть

Туристам на заметку: календарь самых ярких событий в Приморье с марта по декабрь 2017 года

Смотрите полную версию на сайте >>>