Три грустных мужа и один веселый: сказка о том, как мужья к Любови за любовью ходили

Авторская рецензия на комедию Приморского драматического театра имени М. Горького
Комедия "Три грустных мужа и один веселый" по пьесе Виктора Ляпина
Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia

20 ноября 2017. Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:

— 5 ноября 2017 года в Академическом театре им. М. Горького состоялось очередное представление замечательной комедии режиссера-постановщика Роберта Манукяна "Три грустных мужа и один веселый" по пьесе Виктора Ляпина. Рассказанная труппой история переносит зрителей в деревню, затерявшуюся во времени и бескрайних просторах нашей Родины. Мы как-то привыкли к тому, что сельская жизнь на театральной сцене ассоциируется с покосившимися полуразрушенными домами, нищетой и т.д. В этом спектакле акцент сделан не на социальных проблемах, а на духовной составляющей русской деревни. Сценическое пространство, мастерски выполненное под руководством художника-постановщика Владимира Мартисорова, создает идеализированный образ "домика в деревне", как он обычно видится городскому жителю.

На фоне задника, изображающего бесконечный березовый лес, на дальнем плане сцены располагается сценическая конструкция, имитирующая деревянную избу с оформленным декоративным орнаментом окном с тюлевыми занавесками. Декорация легко раскладывается, позволяя быстро переносить действие внутрь дома. В центре сцены располагается покрытый цветной клеенкой стол, символизирующий традиционное русское гостеприимство. Рядом неизменные атрибуты деревни – пугало, колодец, стог сена, бочка для сбора воды, забор с калиткой, которой крайне редко пользуются мужские персонажи, предпочитая отодвигать доски и входить во двор через лаз.

Отметим гармонично подобранные цветовые решения костюмов и декораций спектакля. Яркие насыщенные цвета заряжают позитивной энергией, притягивают к себе внимание, создают атмосферу праздника. Народный колорит усиливается звучанием балалайки, использованием мелодии русской плясовой "Камаринская", "Светит месяц", а в напряженных ситуациях – песни "Шумел камыш". Все эти звуковые символы народного искусства приправлены зажигательными латиноамериканскими ритмами, которые придают музыкальному ряду дополнительную динамику.

Завязка действия начинается с последовательного появления на сцене трех бывших мужей хозяйки дома Любови Плигиной (заслуженная артистка России Светлана Салахутдинова). Три мужа Любы, совершенно разные по характеру и мировосприятию, которых объединяет одно – все они сохранили нежные чувства к своей бывшей жене. Выяснив, что Люба выслала всем одинаковые телеграммы с просьбой приехать и спасти ее из "этого Ада!", герои решают дождаться и выяснить, что она от них хотела.


Завязка действия начинается с последовательного появления на сцене трех бывших мужей хозяйки дома Любови Плигиной. Фото: Жанна Беляева, ИА PrimaMedia

Постепенно на сцене раскрываются характеры каждого бывшего мужа. Первый – типичный интеллигент, поэт-песенник Станислав Клепиков. Михаилу Марченко удалось убедительно воплотить образ мягкого по характеру, мало приспособленного к суровой жизни человека. Кстати, он единственный является к Любе с деньгами, которые тут же "перераспределяют" его более решительные "собратья". Второй муж – Петр Шишигин (Александр Белоконь) – рабочий человек, который все "свое" носит с собой: его чемодан наполнен не только консервами, но и грамотами за доблестный труд. Персонаж Александра Белоконя решителен, уверен в себе, способен кулаками отстаивать свою позицию. Третий муж – артист Павел Черняга, харизматичный образ которого убедительно создан заслуженным артистом России Евгением Вейгелем – это постоянно попадающий в неприятности авантюрист, на которого нельзя долго обижаться. Сбежав со своей свадьбы, по дороге он умудряется проиграться в карты крутому попутчику Одинцову (Сергей Симоненко), теперь за ним охотится не только его невеста, но и милиция, которую "подключили" к поиску должника.

Столь колоритные фигуры бывших мужей подогревают интерес к главной героине. Ее предварительный образ складывается на основе реплик героев, а также исходя из внешнего облика ее дома. Когда Любовь Плигина, в блестящем исполнении Светланы Салахутдиновой, появляется на сцене с цинковыми ведрами в руках, проплывая лебедушкой мимо остолбеневших бывших мужей, становится понятно, что перед нами появилась Хозяйка.

Истинная русская красавица, с длинной косой, украшенной кокетливо прикрепленным алым цветком, в светлой рубашке, на поверхности которой выделяются крупные коралловые бусы, в павлопасадском платке, цветастой длинной юбке и в белых туфельках на каблуках. Появление на сцене живущей в деревне и ведущей подсобное хозяйство женщины в столь парадном виде, в совокупности с идеализированным "домиком в деревне" и приехавшими спасать жену бывшими мужьями, окончательно разубеждает в реалистичности происходящего и свидетельствует о том, что перед публикой разыгрывается сказка на современный лад. Напомним, что в традиционной русской сказке девица-красавица просто обязана выглядеть соответственно, чтобы добрые молодцы ради нее совершали подвиги.

По ходу действия выясняется, что Люба замужем в четвертый раз. Ее нынешний муж – местный участковый Николай Кривокрасов (заслуженный артист России Сергей Миллер) – был изгнан из дома, когда героиня узнала про его любовную интрижку с продавщицей сельмага Веркой (Ольга Налитова). Появление участкового в доме Любы вызывает панику у Черняги, так как его ищет милиция. Хозяйка спасает авантюриста в своей спальне и пытается отвлечь внимание мужа. Шум заставляет Кривокрасова выхватить оружие и готовиться к штурму помещения, однако из спальни выплывает переодетый в платье Любы Черняга, который представляется сестрой хозяйки дома и откровенно заигрывает с оторопевшим от неожиданности Кривокрасовым. Для усиления комизма ситуации, в этой постановке семейное родство "сестер" подчеркивается дублированием Чернягой внешнего облика главной героини.