1 декабря 2017. На втором открытом форуме прокуратуры Приморского края и Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Сергей Бессчасный дал оценку борьбы с основными экологическими проблемами региона. Эксперты в области охраны окружающей среды, сотрудники надзорных органов и представители администрации Владивостока рассказали о загрязнении атмосферы и водоемов, борьбе со стихийными свалками и не сформированном экологическом сознании приморцев, сообщает ИА PrimaMedia.
В начале форума прокурор Приморского края Сергей Бессчасный обозначил основные экологические проблемы, которые требуют особого внимания. Это в первую очередь загрязнение воздушного бассейна, неудовлетворительное состояние водных объектов и нарушения в области охраны земель, в том числе и загрязнение их твердыми бытовыми отходами.
"По данным статистики в 2017 году объем загрязняющих веществ, выброшенных в воздушный бассейн, составил почти 190 тысяч тонн, — сообщил Сергей Бесчастный. — По данным Примгидромета во Владивостоке, Уссурийске и Партизанске атмосферный воздух по-прежнему наиболее загрязнен бенз(а)пиреном, а также оксидами азота. Однако полной и объективной картины состояния атмосферного воздуха мы не имеем. Существующая сеть постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Примгидромета нуждается в расширении".
Прокурор отметил, что стационарными постами мониторинга не обеспечены Эгершельд, бухта Тихая, мыс Чуркин, Вторая речка, фабрика Заря, остров Русский и санаторно-курортные зоны Владивостока, испытывающие наибольшую негативную антропогенную нагрузку, а также ряд промышленных объектов, расположенных в городах и районах Приморского края.
Директор Примгидромета Борис Кубай в свою очередь подтвердил, что станций для полноценного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в городе и крае недостаточно. Также он отметил, что несмотря на штрафы и проверки, концентрация загрязняющего вещества бенз(а)пирена в атмосфере городов Приморья увеличивается.
"Во Владивостоке мониторинг осуществляют шесть станций, также наблюдения проводятся в Усурийске, Находке, Партизанске и Дальнегорске. Несколько десятков станций работают на реках Приморья и в акватории залива Петра Великого. Эти все точки по определенной программе ведут измерения большого количества параметров. Но мониторинга недостаточно, мы это не оспариваем. Мониторинг осуществляется на основании бюджетного финансирования и мы не можем и шагу сделать без Москвы. Поэтому мы вышли с предложением о реализации на территории Приморского края пилотного проекта автоматизированной системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Чтобы во Владивостоке увеличилось количество пунктов автоматизированного наблюдения и можно было непрерывно контролировать параметры, визуилизировать, и работать по их изменению", — сообщил Борис Кубай.
Также он отметил, что у специалистов разных ведомств "нет никакой координации действий" при решении важных экологических проблем, таких, например, как загрязнение бухты Золотой Рог. И напомнил, что прежде, еще при губернаторе Сергее Дарькине, такая комиссия успешно работала. Этот опыт Борис Кубай предложил возродить.
Второй важной экологической проблемой в своем докладе Сергей Бессчасный назвал несоблюдение требований законодательства об охране водных объектов:
"Количество нарушений в анализируемой сфере, выявляемых органами прокуратуры, измеряется сотнями. При этом, нарушения выявляются в деятельности предприятий – природопользователей всех форм собственности. Зачастую, хозяйствующими субъектами осуществляется пользование водными объектами в отсутствие правоустанавливающих документов, в том числе лицензий".
Прокурор края перечислил ряд конкретных примеров, когда при бездействии уполномоченных органов жители и гости края наблюдали "совершенно удручающую картину". Это загрязнение бухты Преображение и ключа Пасечный предприятием "Приморский водоканал", сброс сточных неочищенных вод в Залив Восток коммерческими организациями, загрязнение озера в районе бухты Патрокл предприятием "Главное военно-строительное управление № 6". Только после мер прокурорского реагирования прекратилось отрицательное воздействие на водоемы.
Также глава контрольного ведомства отметил, что власть старательно уклоняется от решения еще одной проблемы – незаконной застройки прибрежной рекреационной зоны. В частности, речь идет о бухте Лазурная, пляжах Находки, Хасанского района и острова Русский.
"Стоит ли напоминать, что продукты жизнедеятельности многочисленных закусочных и нелегальных баз отдыха уходят напрямую в море. При этом иски о сносе незаконных построек предъявляются только прокурорами, муниципалитеты и органы контроля проблемы не видят. Их бездеятельность, полное отсутствие инициативы возведены в устойчивую систему. Последний пример – наводнение текущего года, в результате которого русла рек оказались забитыми поваленными деревьями, грунтом и мусором. Реки, в том числе нерестовые, никто не чистит", — сказал в своем докладе Сергей Бессчасный.
По-прежнему нерешенной он назвал и проблему бухты Золотой Рог, где "вследствие запредельного загрязнения сточными водами и нефтепродуктами давно не осталось ничего живого".
"Все планы и проекты по очистке этой бухты оказались нереализованными. Казалось бы, за счет средств, выделенных на подготовку к саммиту АТЭС, наконец-то были построены столь нужные городу очистные сооружения. Однако год за годом сброс неочищенных стоков продолжается в прежнем режиме. До настоящего времени данные очистные сооружения Северного, Южного и Восточного планировочных районов г. Владивостока не завершены. Несмотря на большой объем финансовых вливаний, система очистки по-прежнему не функционирует. Данную ситуацию я расцениваю, как абсолютно нетерпимую. Откровенное бездействие со стороны Примводоканала и курирующих его работу органов, получит с нашей стороны самую жесткую оценку", — прокомментировал проблему главный прокурор края.
Тему загрязнения морских акваторий в своем докладе продолжила доктор биологических наук, профессор из Тихоокеанского института географии ДВО РАН Надежда Христофорова. Она озвучила результаты мониторинга загрязнения прибрежных вод острова Русский тяжелыми металлами. Индикатором для оценки состояния акваторий стали бурые водоросли саргассум, которые в силу своих физиологических особенностей связывают и накапливают соли тяжелых металлов.
"Мы сделали 34 станции по периметру всего острова так, чтобы "почувствовать" все его стороны. Сегодня весь периметр острова колонизован туристами. Это сила не промышленная, но значительно влияющая на качество воды. Сток неконтролируемый, не регулируемый, не собираемый", — сказала Надежда Христофорова.
Она отметила, что в зависимости от того, какой металл накапливают водоросли, можно сделать выводы об источнике загрязнения. Медь и цинк говорят об антропогенном прессе, никель – о нефтяном загрязнении, железо – о терригенном стоке, кадмий – продукт горения топлива. По данным ученых, наиболее загрязненными тяжелыми металлами оказались акватории острова Русский, обращенные к проливу Босфор Восточный и к Амурскому заливу. Наиболее чистая вода — со стороны Уссурийского залива. Также Надежда Христофорова обратила внимание участников форума на высокое загрязнение цинком и медью небольшой бухты Житкова. По данным ученого, там без должной очистки выходят стоки от нескольких домов сотрудников океанариума.
Еще одна проблема, на которой заострили внимание участники форума – охрана земель. По данным приморской прокуратуры, в крае наблюдаются различные формы нарушения земельного законодательства – это самовольное снятие и перемещение плодородного слоя, отсутствие рекультивации на местах добычи полезных ископаемых, загрязнение земель пестицидами и другими химикатами.
"Еще один распространенный источник загрязнения земель – свалки бытовых отходов. Однако краевой властью до настоящего времени не изданы правовые акты, регламентирующие форму и механизм участия органов местного самоуправления в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Соответственно не решен вопрос об источнике финансирования такого участия. Соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года. Каким образом мы собираемся исполнять эту норму в отсутствие требуемой региональной нормативной базы?", — обозначил проблему Сергей Бессчасный.
Исполняющий обязанности главы Владивостока Алексей Литвинов в свою очередь сообщил, что в 2018 году такой единый оператор, который займется вывозом ТБО, появится на территории Владивостока. Счета за свою работу эта организация будет выставлять собственнику земель, на которых ликвидирована свалка.
"В 2017 на территории ВГО ликвидировано 139 свалок. В 134 местах Владивостока свалки стали традиционными. В основном они расположены в частном секторе и местах отдыха граждан. Среди жителей частного сектора мы ведем разъяснительную работу, чтобы они заключали договоры на вывоз отходов. В местах отдыха граждан размещаем информационные материалы. Но в настоящее время это конвейер: свалки появляются, мы их удаляем, появляются — удаляем. Большую часть свалок мы ликвидируем, не дожидаясь поиска нарушителей, обращаемся в органы в органы внутренних дел, но определить, кто оставил здесь гору мусора – крайне сложно", — сказал Алексей Литвинов.
Сергей Бессчасный дал и.о. главы города несколько советов, как справиться со сложившейся ситуацией.
"Все темные дела боятся публичности: ставите на свалке столб с камерой и снимаете, у вас сразу будет масса административный протоколов. Нарушители очень боятся такой публичности. И не надо будет никого искать, вранье слушать. Посмотрите, кто привозит, кто увозит, с какими номерами. А еще свалка любит свободное место, поэтому занимайте свободные места легальными объектами", — порекомендовал прокурор.
Алексей Литвинов признал, что идея видеофиксации нарушений значительно сэкономит бюджетные средства на постоянном вывозе мусора с одних и тех же мест.
В завершении форума Сергей Бессчасный призвал представителей всех ведомств не "тонуть в текучке" ежедневных задач, а консолидировано проводить работу по решению множества региональных экологических проблем.
"Понятно, что все проблемы сразу мы не решим, их слишком много. Но важно работать так, чтобы под конец года мы могли собраться и сказать: вот эту конкретную проблему мы в этом году закрыли", — резюмировал обсуждение прокурор края.