Судостроительный комплекс Звезда - новый ориентир экономики Дальнего Востока

Обновленная верфь задает темп развитию промышленности и инфраструктуры в Большом Камне
Судостроительный комплекс "Звезда" в Большом Камне
Фото: ИА PrimaMedia

3 декабря 2018. Экономика Приморья исторически была связана с портами, и долгое время всецело зависела от того, сколько грузов проходило через них. Порты Владивостока, Находки, Врангеля, Посьета, Зарубино и сегодня являются основными налогоплательщиками края. И все же с появлением мощного судостроительного комплекса "Звезда" Приморье получило шанс прославиться не только как портовый регион, но и как новый центр судостроительной промышленности страны, и даже посоперничать на этой ниве с Санкт-Петербургом. Обновленная судоверфь в Большом Камне, прежде занимавшаяся только ремонтом кораблей и подводных лодок, теперь бурно развивается и расширяет спектр своих возможностей. Одновременно вокруг нее формируется новый кластер предприятий.

От обслуживания подводных лодок к строительству танкеров

Дальневосточный завод "Звезда", основанный в городе Большой Камень в 1954 году, ведет отсчет своего обновления с сентября 2016 года, когда была построена первая очередь судостроительного комплекса. Предприятие радикально изменилось, обретя производственные мощности для выпуска гражданских судов размером вплоть до танкеров с водоизмещением 80-120 тысяч тонн. Суда такого типа до сих пор в России не выпускались. Танкеры, скорость которых составляет около 27 км в час, или, в морских терминах, 15 узлов, востребованы для перевозки нефти. Они должны идеально вписываться в параметры гаваней и каналов стран-экспортеров нефти – Ирана, Ирака, ОАЭ, Эквадора, Алжира и других. Спрос на такие суда всегда остается высоким. Несколько российских компаний объединились в консорциум, чтобы создать в Приморье гигантское предприятие, способное строить танкеры. Основную часть расходов взяла на себя корпорация "Роснефть".

В 2017 году на судоверфи в Большом Камне был запущен в эксплуатацию открытый достроечный стапель площадью 12 гектаров, ставший лидером среди российских верфей по суммарной грузоподъемности. Четыре башенных крана, установленных на нем, могут поднимать грузы до 100 тонн, еще два крана козлового типа рассчитаны на грузы 320 тонн, а самый большой в России кран типа "Голиаф" может похвастаться грузоподъемностью 1 200 тонн. К слову, на существующих российских судоверфях максимальная грузоподъемность кранов не превышает 500 тонн. "Голиаф" возвышается на 110 метров, ширина его пролета составляет 230 метров и сопоставима с шириной поля московского стадиона "Олимпийский".