11 января 2019. Петиция граждан "Не допустить ядерный могильник в Приморье!" в адрес губернатора Приморского края Олега Кожемяко, появившаяся на сайте change.org в первых числах нового года, продолжает собирать подписи, сообщает ИА PrimaMedia. Поводом для протеста обеспокоенных приморцев послужило сообщение ТАСС от 1 января, в котором говорилось о том, что "Правительство РФ одобрило проведение между госкорпорацией "Росатом" и российско-японским Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия переговоров о заключении исполнительного соглашения о сотрудничестве по строительству Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае".
По мнению протестующих, речь шла о создании на территории региона некоего ядерного могильника для ядерных отходов из Японии. "Приморье не ядерная помойка Японии!" — говорится в петиции. Позже по данному поводу на своей страничке в facebook высказался известный приморский политик, председатель одного из комитетов Законодательного собрания Приморского края Дмитрий Новиков. Обеспокоившись ситуацией "с расширением ядерного "могильника" около Фокино", он направил депутатский запрос в ДВЦ "ДальРАО" (Дальневосточный центр по обращению с ядерными отходами — филиал ФГУП "РосРАО"), на базе которого должен строиться Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов. После получения ответа депутат пообещал "вынести вопрос на заседание Приморского парламента". ИА PrimaMedia решило разобраться в ситуации.
Приведем полностью сообщение ТАСС от 1 января 2019 года, на которое ссылаются многие СМИ, блогеры и комментаторы из социальных сетей:
Правительство РФ одобрило проведение между госкорпорацией "Росатом" и российско-японским Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия переговоров о заключении исполнительного соглашения о сотрудничестве по строительству Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае.
Соответствующее распоряжение опубликовано в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации. Предложение о проведении таких переговоров выдвинуто Росатомом и согласовано с МИД России.
"Принять предложение Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"... о проведении переговоров о заключении исполнительного соглашения между госкорпорацией "Росатом" и Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия... относительно сотрудничества по строительству регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае", — говорится в документе.
Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов, строящийся на базе Дальневосточного центра по обращению с ядерными отходами (ДВЦ "ДальРАО" — филиал ФГУП "РосРАО") в Приморье, планируется вывести на проектную мощность к 2025 году.
Как 19 ноября сообщил ТАСС директор филиала Константин Сиденко, это позволит значительно уменьшить объем накопленных и образующихся отходов. По его словам, сейчас предприятие готовит к запуску мощности по переработке отходов первого и второго классов опасности. Планируется, что отходы будут перерабатывать, спрессовывать и паковать в контейнеры с целью вывоза за пределы Приморья для передачи национальному оператору.
Российско-японский Комитет по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия был образован в соответствии с межправительственным соглашением, заключенным в октябре 1993 года.
Стоит обратить внимание на два главных момента: первое, нигде в сообщении, как и в документе, подготовленном "Росатомом", о захоронении ядерных (радиоактивных) отходов из Японии в Приморье не говорится. Второе, отходы будут перерабатывать, спрессовывать, паковать в контейнеры и вывозить за пределы Приморья.
"Данная петиция – пример того, как на пустом месте создаются дутые сенсации, — прокомментировали в пресс-службе ФГУП "РосРАО" (предприятие Госкорпорации "Росатом", профессионально занимающаяся обращением с радиоактивными отходами (РАО) в масштабах всей страны).
Конечно, цепочка "Япония – отходы — Фукусима" очень страшна, но к проекту строительства Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае не прикладывается ни с какой стороны, отметили коллеги.
"В России есть закон, запрещающий ввоз в РФ радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения, – он относится ко всем странам и Японии в том числе. Участие японской стороны заключается в оказании ФИНАНСОВОГО содействия в приобретении технологического оборудования для оснащения Центра в рамках международной технической помощи. Проект направлен на улучшение ситуации с хранением радиоактивных отходов, а не на создание мифического могильника. Задачи ДальРАО – реабилитация территорий, загрязненных радиоактивными веществами, безопасное хранение РАО, образовавшихся от деятельности Военно-морского флота, а также безопасное хранение РАО, образующихся в результате деятельности предприятий региона", — говорится в комментарии пресс-службы РосРАО.
Региональный центр как раз и создается для того, чтобы повысить безопасность хранения радиоактивных отходов и снизить их объемы, конечная цель — полностью вывезти РАО с территории Дальневосточного региона и ликвидировать существующие места временного хранения. Наоборот, отказавшись от создания современного высокотехнологичного центра, регион останется со всем наследием, что у него сейчас имеется и будет накоплено, а проблема достанется нашим детям и внукам, подчеркивают в РосРАО.
Финансовое участие Японии в проекте, реализуемом в бухте Сысоева, является продолжением работы в рамках Российско-японского Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия, который был образован в соответствии с межправительственным соглашением, заключенным в октябре 1993 года. Ранее при содействии японской стороны в рамках так называемого Глобального партнерства на мысе Устричный бухты Разбойник был создан современный экологически безопасный пункт долговременного хранения отработавших реакторных блоков атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из состава ТОФ, и блок-упаковок судов атомного технологического обслуживания (АТО) отделения Фокино ДВЦ "ДальРАО". Японцы передали предприятию в Фокино на безвозмездной основе плавучий док "Сакура", буксирное судно "Сумирэ" и два портальных крана грузоподъемностью 10 и 32 тонны, с помощью которых реакторные блоки и блок-упаковки доставляются на сушу, где их, после соответствующей обработки и облачения в "саркофаги", помещают на специально подготовленную площадку для долговременного безопасного хранения.
Как сообщили в пресс-службе ДВЦ "ДальРАО", предприятием уже подготовлено письмо на имя губернатора Приморского края Олега Кожемяко. В письме подробно объясняется, что и как будет строиться в бухте Сысоева. Также будет подготовлен и разослан в СМИ пресс-релиз с аналогичной информацией. Это тем более необходимо, что в Приморье все еще существует "миф" о некоем ядерном могильнике, где будут храниться ядерные отходы не только из Японии, но и из других стран АТР.
О том, как себе представляет общественность этот ядерный "могильник", можно судить хотя бы из депутатского запроса Дмитрия Новикова на имя директора ДВЦ "ДальРАО" Константина Сиденко.
"Жители крайне обеспокоены данной ситуацией, так как радиоактивное излучение может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Размещение ПОЛИГОНА ПО ЗАХОРОНЕНИЮ (выделено нами – ред.) радиоактивных отходов в Приморском крае также может негативно сказаться на экологии, а следовательно, снизит экономическую и инвестиционную привлекательность региона", — сообщает депутат, не принимая во внимание то, проектом предусмотрено создание центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов, а вовсе не полигона для захоронения РАО.
Полигон и центр – принципиально разные вещи, так же, как и хранение и захоронение. Для решения проблемы обращения с РАО во всех странах и в России используется подземное пространство – "геологическое" хранение и захоронение при многобарьерности защиты. Основным естественным барьером многовековой надежной безопасности служит вмещающий массив специально выбранных горных пород, которых в Приморье нет.
Еще в марте 2017 года в ЗАТО Фокино прошли общественные слушания, в ходе которых жители Фокино смогли обсудить материалы государственной экологической экспертизы проекта строительства Регионального центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов в Приморском крае. Насколько известно, никто по этому поводу тревогу в соцсетях бить не стал.
Интересно, что на слушаниях выступил секретарь общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии Мурманской области Сергей Жаворонкин, который рассказал о своей организации, взаимодействии с различными госорганами, а также "РосРАО", по мониторингу деятельности объектов хранения радиоотходов в своем регионе, в том числе центра кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов, аналогичного тому, который собираются построить в бухте Сысоева.
В конце 2018 года корр. ИА PrimaMedia в рамках пресс-тура, организованного госкорпорацией "Росатом", отправился в Мурманскую область, где в закрытом поселке Сайда-Губа с 2006 года уже функционирует Центр по переработке и кондиционированию твердых радиоактивных отходов "СевРАО".
Облаченные в защитные маски и бахилы, в сопровождении дозиметриста, журналисты посетили цеха центра, где кипела работа по утилизации "фонящих" отходов. С помощью различных технологических процессов сотрудники предприятия готовили твердые радиоактивные отходы (ТРО) либо к долговременному хранению, либо к вторичной переработке (в случае, если обнаруживаются отходы без накопленной радиации).
Технологическая цепочка выглядит следующим образом. ТРО, в зависимости от класса и габаритов, поступают в разные цеха (кессоны) в специальных контейнерах, где с ними начинают работать специалисты в защитной одежде.
"Фонящий" металл, например, помещают в мощный измельчитель, который превращает его во фрагменты нужной фракции. Они засыпаются в 200-литровые бочки и идут под пресс, который превращает их в плоские блины 30-сантиметровой толщины. Полученные блины укладываются по пять штук в аналогичную бочку и уже в таком виде, после просушки, отправляются на склад долговременного хранения. Одну такую бочку упаковали прямо на глазах журналистов.
Те отходы, с которых можно "снять" радиоактивный след, подвергаются различным операциям по дезактивации. Металл чистят с помощью пескоструйного аппарата, также применяется очистка водой и реагентами под напряжением.
Вода, используемая или образующаяся при технологических процессах, также становится радиоактивным отходом и впоследствии тоже проходит процедуру очистки с помощью высокотехнологичной фильтрации, выпаривания и т.д.
Все процессы на предприятии строго регламентированы и проходят при постоянном мониторинге радиационной обстановки. Помимо установленных во всех цехах датчиков радиационного фона, текущие показатели фона в постоянном режиме контролируются специалистами-дозиметристами.
Отдельный контроль – над отходами, признанными "нефонящими" и отправляемыми на переработку, прежде всего, металла.
Помимо множества ручных замеров "фона" (в данном случае — для определения его отсутствия) весь отправляемый за пределы предприятия металл контролируется высокотехнологичной автоматизированной системой Rados. Через нее пропускают признанный "чистым" металл, чтобы убедиться в его абсолютной безопасности. В случае малейших отклонений аппарат даст знать об этом оператору, и металл за пределы предприятия не выйдет.
По словам директора предприятия, мощная автоматизация позволяет исключить человеческий фактор, тем самым гарантируя безопасность для людей и окружающей среды. Кроме того, на предприятии выстроена строгая система учета входа-выхода поступающих и утилизируемых отходов – с точностью до миллиграмма.
Когда видишь своими глазами отлаженный до мелочей процесс утилизации радиоактивных отходов, высочайшие стандарты безопасности, строжайший контроль над всеми операциями, которые применяются на Сайда-Губе, понимаешь, что появление подобного предприятия принесет Приморью только благо и улучшение экологической обстановки. Остается надеяться, что планы госкорпорации будут реализованы.