26 марта 2019. Рост ДТП и смертности на дорогах в 2018 году впервые за последнюю пятилетку стал наблюдаться в краевом центре Приморья. Ситуация могла быть лучше, если бы нацпроект "Безопасные и качественные дороги" (БКД) реализовывался для достижения именно тех целей, для которых и задумывался, считает Юрий Корсаков – депутат Заксобрания Приморья, представляющий в краевом парламенте владивостокский округ №8 и курирующий, как член фракции "Единой России", вопросы безопасности на дорогах края.
Отметим, что начале марта ситуацию с безопасностью дорог в краевом центре раскритиковал в выступлении перед думой Владивостока начальник городского УМВД Сергей Гусев. За 12 месяцев во Владивостоке случилось 12 312 только оформленных ДТП. Аварий, по словам главного полицейского, стало больше на 869 (+2,4%), погибло 48 (+45,5%), травмировано 1008 человек (+9,4%). Состоялось 59 ДТП с участием детей-пешеходов.
"Я к чему подвожу? – отметил глава УМВД. — Большая сумма выделяется на дорожно-транспортную инфраструктуру, ремонты и все остальное. Хочу, чтобы к этому мероприятию подошли комплексно. Что такое инфраструктура? Не просто "положил бордюр" или "положил асфальт" — и все довольны. Хотелось бы и "ливневки" тоже, чтобы асфальт не разрушался".
Также, по словам Сергея Гусева, устарели подходы к светофорам и системам предупреждения водителей и пешеходов.
"Давайте обратим внимание: мы делаем светофоры, — указал полицейский. — Мы до такой степени отстали по оформлению тех же светофоров — дальше некуда. Ждем, когда установится температурный режим для покраски пешеходных переходов. Но есть же и понятие оформления! Во Владивостоке не существует на сегодняшний день ни одной стоп-системы. Пытались на Фадеева запустить, так она "умерла".
Отметим также, что пошел третий год реализации на территории Владивостокской агломерации национального проекта "Безопасные и качественные дороги". Поставленная проектом цель достигается формально и исключительно по одному критерию — "доля протяженности дорожной сети, соответствующей нормативным требованиям к ее транспортно-эксплуатационному состоянию".
— На недостатки в эксплуатационном состоянии улиц внимания практически не обращается, отсюда и рост ДТП, особенно с участием пешеходов, — указывает краевой куратор БКД, депутат Заксобрания Приморья Юрий Корсаков. — В необходимых местах отсутствуют тротуары, остановочные пункты не отвечают требованиям стандартов, не хватает водоотводных устройств и пешеходных ограждений, отделяющих пешеходов от проезжей части. Большие вопросы и к состоянию разметки на пешеходных переходах.
В России есть важный документ национального масштаба, требующий навести безопасность на дорогах как вне, так и в населенных пунктах, напоминает депутат. Принят утвержденный список основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2024 года в рамках реализации указа президента от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации".
Предусмотрены программы дорожной деятельности, реализуемые в рамках национального проекта БКД. Много задумано сделать ради безопасности пешеходов, в том числе, такого, о чем говорил начальник УМВД по городу Владивосток Гусев. Это и совмещение всех расположенных в населенных пунктах наземных пешеходных переходов с искусственными неровностями, и строительство внеуличных пешеходных переходов, либо обустройство регулируемых пешеходных переходов на многополосных автомобильных дорогах, и применение удерживающих пешеходных ограждений в местах несанкционированного перехода проезжей части, вблизи образовательных организаций и мест массового пребывания граждан, и обеспечение видимости транспортных средств и пешеходов в ночное время, и устройство наружного освещения в населенных пунктах, в пределах транспортных развязок, пешеходных переходов, в местах расположения остановок общественного транспорта и на аварийно-опасных участках (а таковых во Владивостоке предостаточно).
Кроме того, правительство запланировало обеспечение условий для отдыха водителей в пути, строительство площадок отдыха на автомобильных дорогах вне населенных пунктов с объектами сервиса, разделение встречных (на многополосных дорогах) и пересекающихся потоков транспортных средств путем применения дорожных ограждений и направляющих устройств, строительство транспортных развязок и железнодорожных переездов, введение светофорного регулирования в сложных транспортных узлах.
Но пока что региональные проекты Приморского края "Дорожная сеть" и "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта БКД, не предусматривают мероприятий, про которые говорится в основных направлениях деятельности правительства. Направлено БКД исключительно на восстановление дорожного покрытия.
— Отношение городских властей к ремонту дорог и улиц, к сожалению, сугубо формальное, – указывает Юрий Корсаков. – Хотя еще несколько лет назад говорилось о комплексном ремонте, наблюдались попытки его осуществлять на некоторых направлениях (производился параллельный ремонт дороги и "ливневки" под ней). Сегодня про это забыли? Притом БКД – это программа более высокого приоритета, чем обычный ремонт дорог, и деньги выделяются на нацпроект, в основном, из федерального, краевого бюджетов. Таких сумм мы не видели с 2011 года. Хотелось бы не просто освоения средств и замены асфальта на многосотмиллионные суммы, а реконструкции опасных участков (спрямления дорог, строительства новых развязок, улучшения существующих). Ряд важных объектов дорожной инфраструктуры, к примеру, Баляевский мост, давно нуждаются в капитальном ремонте. Хорошо, конечно, что озаботились реконструкцией путепроводов и возьмутся за Рудневский мост. Но где гораздо менее емкие по расходам, но настолько важные для безопасности светофоры, разметка, ограждения и так далее? Неужели за них браться неинтересно, потому что больше заработаешь на асфальте и бордюрах? Много жалоб от населения к депутатам, ростом аварийности обеспокоена не только полиция, но и общественность, властные структуры, учителя, родители. Надо добиваться, чтобы БКД реализовывался во Владивостоке ради того, чего затевался. Цели были высокие – такие, как нулевая смертность на дорогах.
Как отметил депутат ЗС ПК и куратор программы, ситуация с основными показателями безопасности на дорогах в среднем по Приморью еще хуже, чем во Владивостоке. Но ведь и средства по БКД поступают только во Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы. К сожалению, Приморью, которое еще недавно было в лидерах России по снижению аварийности, национальный проект явно не идет впрок.