9 апреля 2019. Избирательный кодекс Приморского края снова скорректируют. На этот раз депутаты инициировали отказ от применения смешанной избирательной системы — когда в представительные органы власти население выбирает депутатов и по одномандатным избирательным округам, и по партийным спискам, сообщает ИА PrimaMedia.
Вопрос об изменении Избирательного кодекса обсудили депутаты в рамках заседания комитета Законодательного собрания Приморского края по региональной политике, законности и международному сотрудничеству.
По мнению инициатора корректировок, депутата Юлии Марченко, граждане зачастую не понимают, почему в день голосования они получают два бюллетеня — один с фамилиями, другой с партиями. По мнению депутата, необходимо предоставить возможность городам с численностью населения выше 100 тысяч человек проводить выборы депутатов представительных органов с применением либо пропорциональной, либо мажоритарной избирательной системы по одномандатным или многомандатным округам.
"Простой избиратель не понимает принцип распределения мандатов, что, на мой взгляд, может снизить социальную активность на выборах. Подобное предложение позволит обеспечить эффективное взаимодействие избранных депутатов с избирателями и в случае необходимости использовать такую меру ответственности депутата, избранного по мажоритарному избирательному округу, как отзыв избирателями, которая не может быть применена в случае избрания депутатов по смешанной избирательной системе", — прокомментировала Юлия Марченко.
Она отметила, что в ходе собственной избирательной кампании в качестве кандидата оценила преимущества мажоритарной системы в прямом общении с избирателями. По мнению Марченко, представление своего округа позволяет депутату "нести личную ответственность, обеспечить столь востребованное персонифицированное представление народных интересов".
"Муниципалитет вправе выбирать из трех избирательных систем. Муниципалитету виднее на самом деле, что более актуально для избирателей — либо голосование за политические партии, либо голосование непосредственно за кандидатов, за личностей. Муниципалитет самостоятельно выберет", — прокомментировала законопроект председатель Краевой избирательной комиссии Татьяна Гладких.
Она также отметила, что при применении смешанной избирательной системы, по которой сейчас в Приморье сформированы представительные органы, институт отзыва избирателей в принципе невозможен. Сейчас такая возможность будет, если муниципалитет выберет мажоритарную систему выборов — по одномандатным или многомандатным избирательным округам.
Депутаты от КПРФ выразили сомнение в отношении предложенного законопроекта.
"Все мы с вами понимаем, почему мы изменили закон в 2003 году, почему меняем сейчас. В 2003 году, когда были высокие рейтинги партии "Единая Россия", было удобно, чтобы избирать больше кандидатов от ЕР, проводить выборы по спискам. Сейчас "Единая Россия" признает, что рейтинг партии упал не то что ниже 50%, уже, наверное, ниже 20%. Поэтому проведение выборов по спискам неудобно, поэтому предлагают принять этот закон", — выразил свою точку зрения депутат Артем Самсонов.
Он также добавил, что принятие закона неизбежно повлечет за собой перекройку избирательных округов и соответственно — дополнительные бюджетные расходы.
При этом члены комитета согласились, что выборы по одномандатным округам повышают личную ответственность избранных депутатов и позволяют им более эффективно работать на территориях.
Новый руководитель департамента внутренней политики администрации Приморского края Даниил Гончарук сообщил, что данный вопрос поднимался на совете муниципальных образований. Оказалось, что главы также поддерживают предложенный законопроект в части того, что отказ от смешанной избирательной системы сделает выборы понятнее для избирателей.
За принятие законопроекта в трех чтениях проголосовало большинство членов комитета. Против выступили только коммунисты Артем Самсонов и Владимир Гришуков. Обновленная редакция Избирательного кодекса Приморского края будет вынесена на обсуждение на общем заседании Законодательного собрания.
К слову, механизм отзыва избранных депутатов по одномандатным округам прописан в федеральном законодательстве. Он регламентируется статьей 24 ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Она гласит, что основаниями для отзыва депутата могут служить "только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке". Процедура отзыва депутата должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат считается отозванным, если за отзыв в ходе референдума проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).