1 июля 2019. Судостроительный комплекс "Звезда" в Приморье в июне этого года принял на работу 2500-го сотрудника. Сварщики, резчики металла, сборщики судовых корпусов, инженеры и технологи – судя по уже подтвержденному контрактами портфелю заказов "Звезды" (около 40 судов), поток представителей этих специальностей в городок Большой Камень, где и расположено предприятие, не иссякнет еще очень долго. До 2024 года персонал верфи планируют довести до 7 тысяч сотрудников – как подготовленных целевым обучением в вузах и колледжах, так и приглашенных в рамках программы сотрудничества с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ).
Корр. ИА PrimaMedia познакомились с одним из тех, кто приехал работать на предприятие с другого конца страны, и узнали, какими бывают настоящие корабелы.
Блок корпусных производств судостроительного комплекса "Звезда" огромен настолько, что уже через пять минут нахождения здесь просто перестаешь это осознавать – все разбивается на относительно небольшие локации: здесь режут лист стали, а здесь – уже сваренная деталь, из которой потом соберут секцию корпуса и отправят ее на достроечный стапель.
Дениса Владимировича Суховеева, мастера участка, мы находим не сразу – пришлось изрядно поплутать, пока не обнаружилась нужная секция многофункционального судна снабжения, около которой нас и ждал собеседник.
Цех металлообработки ССК "Звезда". Фото: Марина Новоселова
Знакомство проходит на повышенных тонах — в цехе корпусных производств стоит многослойный гул: здесь режут, обрабатывают, сваривают металл сразу для нескольких заказов верфи. Впрочем, самого Дениса Владимировича шум не смущает – опытного кораблестроителя (а это как-то сразу становится понятно) таким не проймешь.
— Мастер участка изготовления объемных и криволинейных секций цеха номер 33, он – то есть цех – называется "блок корпусных производств и покрасочных камер". С 11 апреля этого года здесь, — Денис говорит, казалось бы, совсем не напрягаясь, но его хорошо слышно. Чувствуется, как говорится, опытный руководитель.
Так и оказалось. 31-летний Денис – что называется, корабел со стажем. Работал на легендарном Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, строил атомные ледоколы, был в профессиональной командировке и за рубежом — в Финляндии.
— А родом я из Амурской области, из Благовещенска, — рассказывает Денис. – Потом поехал учиться Военно-морской инженерный институт в Петербурге. Но на пятом курсе отчислился и пошел работать – 1 апреля 2011 года, сразу мастером на Балтийский завод, все-таки у меня 4,5 курса было, неполное высшее. Почему не доучился? Ну, на тот момент мне хотелось работать, зарабатывать.
Наш разговор в очередной раз прерывается, и Денис Владимирович решает текущий вопрос. На нем ка на мастере – бригада сварщиков, которые "варят" детали для четырех многофункциональных судов снабжения по заказу "Роснефти", и две бригады сборщиков, собирающих секции корпусов и судов-снабженцев, и огромных танкеров "Афрамакс" (их в портфеле заказов верфи – целых 12 "штук").
Плюсом к своим бригадам Суховеев замещает коллегу-мастера, пока тот в отпуске, так что подчиненных у Дениса сегодня – 50 человек. Так что говорим даже не на ходу – на бегу.
— На самом деле нам для "Афрамакса" делать секции проще, чем для МСС (так, аббревиатурой, на верфи называют многофункциональные суда снабжения – корр.). Снабженцы – усиленного ледового класса, поэтому проект конструктивно сложный, — Денис успевает указать на часть корпуса будущего судна с наваренной "сеткой" усиления, пока мы выходим из цеха на небольшой перерыв.
Сама идея поменять Балтийский завод на ССК "Звезда" у Суховеева сформировалась, как выяснилось, под влиянием коллеги по цеху, ставшего "новым дальневосточником".
— У меня знакомый хороший есть, вместе мастерами работали на Балтийском заводе, сюда на верфь раньше приехал, сейчас он замначальника цеха. И после переезда через какое-то время меня позвал, — говорит Денис. — Я как раз работал в командировке в Финляндии, так что сразу не получилось. Потом вернулся, побыл дома и уже сам ему написал: "Ну что, нужны еще мастера толковые?"
Из всех предприятий, где работал Денис, "Звезду" он считает самым "свежим", самым современным. Коллектив, где собрались люди буквально со всей страны и даже из-за рубежа, мастера тоже устраивает.
А ведь еще год назад Денис, казалось бы, всерьез задумался о смене профессии – "податься в менеджеры или продавцы". Сходил несколько раз на собеседования, посмотрел на потенциальных "коллег". В итоге, как видим, уехал на верфь.
— Понимаете, я привык работать с настоящими мужиками, брутальными и грязными, — с юмором объясняет Денис свой выбор. — А там я зашел в офис — сидят ребятишки с такими красивыми ногтями. Честное слово, ногти красивее, чем у женщин. Это не мое. Не любитель.
Переходим к разговору о быте, о "социальной составляющей". Жить в Большом Камне, где и расположена судоверфь "Звезда", Денису нравится. После мегаполиса – тишина, спокойствие.
— Я, когда ехал сюда, слышал, что Приморский край еще в 90-х подзастрял. Это не так, здесь нормальные люди живут. Я тут уже познакомился с местными, нравится мне город, — говорит наш собеседник.
Мастер Суховеев пока снимает квартиру, причем ежемесячно ему как приезжему специалисту компенсируют расходы на аренду. Между тем, для работников ССК "Звезда" в городе активно строится жилье – уже сданы и заселены два многоквартирных дома, на очереди – целый квартал. Так что о быте Денису много говорить не хочется – все устраивает, не о чем волноваться.
Зато Денис вспоминает, что Приморский край заочно понравился ему своей природой, так что все бухты, водопады и леса, увиденные в интернет-роликах, нужно обязательно объехать и, как выражается наш собеседник, "изучить, изведать".
На последний же вопрос – о профессиональных и карьерных перспективах – мастер участка цеха № 33 ССК "Звезда" Суховеев отвечает коротко и даже как-то буднично.
— Планирую здесь работать. Начальником цеха.
Верится, что так, скорее всего, у Дениса Владимировича все и будет.
Денис Суховеев. Фото: Марина Новоселова
Проект "Человек труда"создан по инициативе Союза журналистов России, проводится при поддержке губернатора Приморского края. Стратегический партнер проекта — Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Партнеры – ПАО "ВМТП", ООО "Приморскуголь", ООО "Русская Рыбопромышленная Компания", Slavda Group. Сайт проекта https://человектруда.рф/.