26 августа 2019. Федеральной службе безопасности (ФСБ) предстоит помочь правительству синхронизировать планы развития международных пунктов пропуска, а также автомобильных и железнодорожных подъездов к ним с планами по экспорту угля. Такое поручение структурам дал президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с руководителями угледобывающих регионов. Полный список размещен на сайте главы государства. Источник РБК связывает это поручение с недозагрузкой погранпереходов в Китай, сообщает ИА PrimaMedia.
Согласно документу, план совместных мероприятий правительство и ФСБ должны проработать до 1 февраля 2020 года. Ответственными за исполнение поручения президент назначил председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и главу ФСБ Александра Бортникова. ФСБ отвечает за охрану границы, погранслужба является ее структурным подразделением.
Это поручение напрямую касается Приморского края, через который идет перевалка угля. Так, по словам источника РБК, поручение дано в связи с недозагрузкой погранпереходов в Китай — чтобы сбалансировать экспорт угля. "Для экспортеров сейчас выгоднее экспортировать в Японию и Корею, где выше цены, но там есть инфраструктурные ограничения по железным дорогам и портам", — отмечает собеседник издания.
Помимо этого, Владимир Путин поручил Медведеву до конца октября представить положения по корректировке порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении угля. Также Дмитрию Медведеву поручено в срок до 1 декабря 2019 года совместно с МЧС России разработать и утвердить план мероприятий по рекультивации отработанных угольных месторождений.
Ряд поручения касается соцзащиты горняков. О сложившейся ситуации с кадрами угольной отрасли президенту докладывали на встрече с главами угледобывающих регионов 22 августа. На ней также обсуждалась актуализированная программа развития угольной отрасли. Глава Минэнерго Александр Новак доложил президенту о планах по росту объемов добычи угля с текущих 440 млн тонн до 550 млн тонн к 2035 году, а по оптимистичному сценарию ‒ до уровня 670 млн тонн.
Большую часть этих объемов планируется отправлять железной дорогой на экспорт в страны АТР. По словам министра, российские угольные компании сегодня активно осваивают рынки Азиатско‑Тихоокеанского региона, который является на сегодняшний день наиболее перспективным.
В этой связи основным вопросом стоит развитие транспортной инфраструктуры по Восточному полигону в соответствии с программой развития РЖД до 2025 года. Сейчас приняты решения по ускорению реализации проектов долгосрочной программы развития РЖД по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, а также портовой инфраструктуры. Эта программа обеспечивает погрузку угля в восточном направлении, в том числе на экспорт, до 195 млн тонн в 2025 году. Министр заявил о необходимости синхронизировать программу развития угольной отрасли с программой развития РЖД на восточном направлении.