16 сентября 2019. Пресс-конференция международного жюри фестиваля "Меридианы Тихого" (0+) во Владивостоке состоялась в понедельник, 16 сентября. Кинематографисты из Ирана, Кореи, Китая, Сингапура и России обсудили, почему режиссёрам из разных стран нужно объединять усилия, а программный директор фестиваля поделился своими впечатлениями об иранском кино, сообщает ИА PrimaMedia.
В этом году международное жюри оказалось как никогда разнообразным: фильмы будут судить кинематографисты из пяти стран, в том числе из далекого и самобытного Ирана. Программный директор фестиваля Юрий Гончаров на пресс-конференции рассказал, что иранское кино очень красивое, а актёрской игрой он искренне восхищается, но сюжеты самоповторяются: по мнению Гончарова, там всегда "кто-то умирает, чаще всего чья-нибудь бабушка", и несколько семей потом решают возникшие проблемы. Гончаров отметил, что он нисколько не иронизирует, потому что это чистая правда. А ещё программный директор признался в любви к иранским актёрам, особенно к девушкам.
Продюсер из Ирана Амир Эсфандиари, который входит в состав международного жюри, рассказал, что эта ситуация обманчива: просто в силу культурных особенностей и ограничений кино вынуждено жить по правилам: конечно, девушки обязаны носить головные уборы, никто не может появляться обнажённым, и в целом кино должно поддерживать иранские традиции. Иранцы, к слову, участвовать в синтезе культур особо не рвутся: так, Эсфандиари стал первым за последние 17 лет жителем Ирана, который приехал на приморский кинофестиваль.
Продюсер из Ирана Амир Эсфандиари и Анна Меликян. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Россию в жюри представляет Анна Меликян. Она известна во многих странах как режиссёр и сценаристка. Один из фильмов Анны — "Русалка" — даже номинировался на "Оскар" как лучший иностранный фильм, а ленты "Звезда" и "Про любовь" взяли несколько призов на "Кинотавре". Анна Меликян — председатель жюри на 17-х "Меридианах".
На пресс-конференции она рассказала, что очень любит советское кино и уже больше полугода смотрит только его. Именно кинематограф советского периода вдохновил её на тот фильм, который она снимает сейчас. Отвечая про совместное кинопроизводство стран с разными менталитетами, председатель жюри сказала, что эта тенденция хороша в первую очередь в практическом смысле: снимать кино "одному" сейчас очень дорого. По её словам, такое смешение идёт культуре только на пользу, особенно учитывая, что глобальные идеи и смыслы остаются общими.
Председатель жюри Анна Меликян. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Любовь Анны к советскому кино, как оказалось, разделяют и в Южной Корее. Киновед Хонг Сан Ву рассказал, что в этом году на Пусанском кинофестивале показывали три российские картины: "Большую поэзию" Александра Лунгина (которая сейчас участвует в конкурсе на лучший полнометражный фильм на "Меридианах" — прим.ред.), "Дылду" Кантемира Балагова и классику советского кинематографа — "Калину красную" Василия Шукшина. По словам Хонга, в Корее очень любят советское кино и очень по нему ностальгируют.
Хонг Сан Ву, отвечая на вопрос о большом количестве южно-корейских туристов во Владивостоке, рассказал, почему сам не приезжал в приморский город много лет. Из-за работы он был вынужден прилетать во Владивосток четырежды за два года, и когда он в очередной раз прибыл заключать контракт с университетом (Хонг — профессор отделения русского языка и литературы), сотрудник таможни усомнился в чистоте его намерений и спросил, не является ли Хонг нелегальным торговцем.
— Я решил схитрить и притворился, что не понимаю язык. Мне почти поверили, но я по привычке сказал одно слово на русском, и мне пришлось признаться. Сотрудник таможни сказал, что внёс меня в "черный список", а это значит, что мне нельзя въезжать в страну. Я рассказал, зачем на самом деле приехал, и мне сообщили, что нужно оформить рабочую визу, а не туристическую, но мне всё равно очень долго было страшно приезжать снова, — поделился корейский киновед.
Киновед из Кореи Хонг Сан Ву. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
А вот обилие южно-корейских туристов, по словам Хонга, очень способствует синтезу культур — хотя он и считает, что его соотечественники не всегда ведут себя прилично и очень громко разговаривают в общественных местах.
Одним из членов жюри стал режиссёр из Сингапура, Ройстон Тан, который 13 лет назад победил в одной из номинаций на "Меридианах". Тогда его фильм признали лучшим, а теперь он будет оценивать труды других кинематографистов. Он рассказал, что считает важным освещать узкие "местечковые" темы на подобных фестивалях, но рекомендовал помнить и о глобальных политических: например, о беженцах в Сирии и о пожарах в Латинской Америке. Тема беженцев в этом году стала ведущей и в Каннах, и в Берлине.
Напомним, что кинофестиваль "Меридианы Тихого" проходит во Владивостоке с 13 по 19 сентября. Свои фильмы представляют кинематографисты из Китая, Японии, Чили, Кореи, США, Вьетнама и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Посмотреть фестивальные ленты могут все желающие, предварительно купив билеты в кассе кинотеатра или через мобильное приложение. Основные показы идут в кинотеатре "Океан IMAX", часть из них — в "Уссури". В стенах кинотеатра "Океан IMAX" также проходят творческие встречи со создателями фильмов, актёрами и участниками съёмочного процесса, мастер-классы и лекции от ведущих деятелей кинематографа, киноведов и кинокритиков.