22 ноября 2019. Исполняющий обязанности начальника управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации Владивостока Андрей Караваев в интервью ИА PrimaMedia рассказал об основных причинах лесных пожаров, охотниках-поджигателях и о профилактической работе с населением.
— Андрей Борисович, осень была достаточно сухая — не считая снега с дождем 18 ноября. Официально пожароопасный сезон в крае завершился на этой неделе. Как перед этим складывалась ситуация с лесными пожарами на территории Владивостока?
— Обычно год делится на два пожароопасных периода, весенний и осенний. Зимой от возгораний оберегает снег, а летом дождь. Этой осенью мы зафиксировали всего один лесной пожар, а вот пал травы регистрируем значительно чаще. За период с октября по ноябрь в ЕДДС поступило 30 сообщений о пале травы, все эти возгорания были ликвидированы подразделениями пожарной охраны. Причем, 20 из них были зарегистрированы в ноябре. Это связано с тем, что листва полностью опала, горожане собирают ее и жгут.
В 99,9% случаев причиной пала является человеческий фактор. Причем, от брошенного сигаретного окурка трава не загорится, могу сказать точно. Ее нужно специально поджигать. Вывозить собранный с участков или придомовых территорий в частном секторе мусор жители нашего города, к сожалению, не спешат. На придомовой территории листва опала, трава пожухла – граблями собрали и подожгли. А тут ветерок подул, листочек улетел, в итоге возник пожар. Также осенью специально поджигают траву охотники, чтобы вспугнуть дичь. В весенний пожароопасный период другая проблема – дикоросы. Нерадивые граждане специально пускают пал травы, чтобы потом было удобнее их собирать.
Тушение природных пожаров в пригороде Владивостока. Фото: vlc.ru
В тушении лесных пожаров участвует не только наше управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, но и другие структуры, находящиеся на территории городского округа. Это и главное управление МЧС России по Приморскому краю, и пожарная охрана (как субъектовая, так и федеральная), и добровольная пожарная охрана, и наше уважаемое лесное хозяйство. Причем, лесничества бывают разные военные, гражданские, городские, краевые. И все эти структуры имеют у себя личный состав и средства для тушения природных пожаров.
— Непосредственно на лесных территориях осенью где были зафиксированы возгорания?
— На островных территориях, где много лесов, этой осенью спокойно. Было только одно возгорание во Фрунзенском районе Владивостока, в селе Береговое. И случилось это 31 октября, как раз в день открытия сезона охоты на фазанов.
Соответственно, мы понимаем, что в Береговое пошли охотники. Некоторые из них считают, что наиболее оптимальный вариант – поджечь траву, чтобы "поднять" дичь. В итоги испуганные фазаны взлетают из зарослей, а охотники по ним стреляют. Местность там болотистая, очень много густой, высокой травы. Мы ее выкашиваем, делаем полосу безопасности, чтобы в случае возгорания огонь не перекинулся на частный сектор. Территория вокруг села обрабатывается. Плюс у нас там постоянно работает добровольная пожарная дружина, которая имеет собственные средства для тушения.
Кстати, пожарные службы практически не тушат возгорания в лесу, так как просто не могут на своих пожарных автомобилях заехать в чащу. Так что, помимо добровольных дружин, тушением огня в лесополосе занимаются сотрудники Владивостокской городской поисково-спасательной службы, маневренная группа нашего управления и управления ГО и ЧС. По весне на пожары то же Береговое они выезжали около 15 раз. И каждый раз тому виной был человеческий фактор. Они только потушат, на следующий день в другом месте горит. И происходит это именно в тех местах, где прийти и зажечь может только человек.